У меня трамвайная тема (если говорить о творчестве), кроме Гумилева, ассоциируется с Хармсом:
=Шёл трамвай , скрывая под видом двух фонарей жабу . В нём всё приспособлено для сидения и стояния. Пусть безупречен будет его хвост и люди, сидящие в нём, и люди, идущие к выходу. Среди них попадаются звери иного содержания. Также и те самцы, которым не хватило места в вагоне, лезут в другой вагон. Да ну их, впрочем, всех! Дело в том, что шёл дождик, но не понять сразу: не то дождик, не то странник. Разберём по отдельности: судя по тому, что если стоять в пиджаке, то спустя короткое время он промокнет и облипнет тело – шёл дождь. Но судя по тому, что если крикнуть: кто идёт?– открывалось окно в первом этаже, оттуда высовывалась голова, принадлежащая кому угодно, только не человеку, постигшему истину, что вода освежает и облагораживает черты лица,– и свирепо отвечала: вот я тебя этим (с этими словами в окне показалось что-то похожее одновременно на кавалерийский сапог и на топор) дважды двину, так живо всё поймёшь! Судя по этому, шёл скорей странник, если не бродяга, во всяком случае такой где-то находился поблизости, может быть, за окном.=
1930 год
Даниил Иванович Хармс
Интересно, кто-нибудь из художников вдохновился хармсовским трамваем? Получилась бы мощная абсурдистская фантазия.
как много всего бесподобного ты находишь и ДЕЛИШЬСЯ с нами! спасибо тебе большое!... твой дневничок всего радует, воодушевляет и знакомит с искусством))
посмотрела подробнее другие работы Владимира Чиркова и Дмитрия Егорьевского. у Чиркова такие изумительные есть вещи! и ракурсы! эти его "Ангельское и Трамвайчиковое" (название даже какое!)
и у Егорьевского есть совершенно бесподобные работы... такие чистые, растоворенные, волшебные. а серия "Второе дыхание" еще и очень вышибает идеей - в уничтоженных (или как бы в уничтожаемых) работах найти новое.
А трамвайная тема мне всегда была интересна (есть в ней что-то мистическое), недаром же столько художников (кисти и слова) вдохновлялись ею.
На картине №8 (зеленый трамвай, двигающийся в никуда) напоминает мне финальную сцену из фильма "Раба любви", где героиня Соловей неслалсь в трамвае в немом ужасе "Господа, вы звери". Опять же булгаковский трамвай, перехавший Берлиоза. Шел трамвай десятый номер. Теннесси Уильямс «Трамвай Желание».
А Шариков: "Туда не ходи…Сюда не плюй... Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даёте?!»...
Да много "трамвайного" можно найти в творчестве разных атворов, если покопаться.