снова ходили с маманей в Новую Оперу… теперь на "спектакль" под названием "Голос женщины". Вообще-то я не люблю сборные солянки и концерты-по_заявкам, мне предпочтительней цельное произведение с определенным сюжетом, увертюрой в начале и конкретным финалом в конце… но тут, во-первых, обещали три маленькие цельных произведения три монооперы, три новеллы… а это значит и сюжет и финал в наличии, как минимум
во-вторых, в первой из них обещали Елену Терентьеву, так очаровавшую меня в "Риголетто"… и в-третьих я - настоящая дочь своей матери
-как обычно, прочла кусок, а остальное додумала
[изображение] вот смотрите:
название новеллы с Терентьевой - "Нежность", автор второй - написал музыку к старому советскому фильму "Золушка", а третья это совместное творение Роберта Рождественского и Микаэля Таривердиева (кстати, а вы знали, что в анамнезе у Таривердиева имеются аж четыре оперы?!)… ну и что нам дает воспаленное воображение Анны Валентиновны?.. ага - оперные постановки на нестареющие песни прошлых лет!
а в реале мы получаем:
первая новелла - та самая "Нежность"
автору некоему В.С. Губаренко, видимо не давали спокойно спать лавры Берга и его жуткой "Лулу"… посему сей гражданин взял фантазию Барбюса и поклал на нее свою музыку… к моему великому счастью, до Берга он таки сильно не дотянул но старааааался к тому же я ждала Елену Терентьеву и никакой псевдоБерг меня не мог отпугнуть она вышла, тут же сретушировала своим невероятным голосом все потуги композитора… однако к середине новеллы все стало скучнее и противнее - вся бархатистость, шелковистость и прочие мануфактурные приятности голоса Терентьевой пропали на фоне раздрайной мелодии да - голос по прежнему красив, силен, но…. [изображение]
угу… а к концу на сцене оказались две женщины (да-да, я еще до покупки билета знала, что это произведение поют обе сестры Терентьевы и что сердце мое принадлежит только одной из них но кто будет думать об этом?! ) а с ними снова вернулся тот уносящий душу голос.
да! если забыть экзерсисы композитора, то все остальное очень даже здорово. Суть новеллы в том, что расставшись со своим любимым женщина пишет ему четыре письма:
первое сразу же после расставания о том, что уехала далеко, адреса не скажет, но по прежнему любит и т.п….
второе письмо приходит мужчине через год и в нем Она рассказывает, что все еще помнит, но детали стираются, а она уже научилась снова улыбаться…
третье письмо заставляет себя ждать несколько лет… и в нем Она описывает свою жизнь, свою нежность к бывшему возлюбленному, вспоминает хорошее…
и вот последнее, четвертое письмо… оно добирается до адресата через 20 лет после разрыва, начинается словами: "если ты еще жив…" и… и рассказывает, что Она покончила с собой на следующий день после расставания. Но до этого написала четыре письма, которые будут отправлены с разными временными интервалами, но все уже после ее кончины… а сделала она это для того, чтобы не угнетать любимого своим поступком… жить без него Она не может, но возлагать моральные последствия самоубийства считает неправильным…
все неоднозначно, призрачно и странно, но очень интересно и захватывающе.
актрисы в красивых платьях, декораций скорее нет, чем есть - глубине сцены на ажурной веранде играет оркестр, т.к. традиционную оркестровую яму заняли для представления… справа сцены, практически вî всю ее высоту - экран… для начала нам показывают какой-то город… вид почти сверху, как с самой высокой крыши… примерно так, как выглядит Питер со смотровой площадки Исаакиевского собора… город в черно-белом изображении, потом постепенно набирает цвет. напротив экрана длинная тумба, на которую Она присаживается, чтобы писать письма, а потом становится на нее и понимаем, что Она мечется по крыше одного из домов - вон, дымят трубы, а Она сама сейчас стоит на парапете, возвышаясь над городом… По ходу действия мы видим как на желтоватом листе экрана возникают корявые рукописные строчки… на них капают то слезы, то капли крови, то рядом расплывается клякса… а в самом конце вдруг возникает тот самый парапет… за которым мелькает и исчезает гипюровый подол платья
вторая история - тоже письмо… тоже предсмертное, но одно и совсем иное…
"Письмо незнакомки" (может кто читал ее у Цвейга):
молодая женщина, только что потерявшая ребенка, пишет письмо мужчине, которого любила всю свою жизнь… впервые увидела его в тринадцать лет и влюбилась со всей страстью подростка, чувствующей пробуждающуюся в себе женщину… обиженна до глубины души, когда объект называет ее девочкой, но страсть не покидает… в день следующего приезда возлюбленного ей 16, она мерзнет в ожидании на балконе лестницы, слышит ЕГО шаги и шуршание женского платья - невозможно, но ОН приехал не один! а на следующий день Ее отправляют в частную школу… в 18 лет, выпустившись из учебного заведения, Она едет в город и стоит у его дома несколько дней. пока ОН не замечает ее… замечает и зовет в ресторанчик, после которого Она остается с НИМ на ночь… на несколько счастливых ночей… счастливые ночи дают результат и у Нее рождается сын. Для своего ребенка мать хочет всего самого лучшего и берется организовать ему обеспеченную жизнь - выйти замуж за богача Ей не проблема, Она всегда была хороша собой, но по прежнему любит только ЕГО. Всю дорогу ИХ взаимоотношения сопровождают белые розы - ОН дарит Ей… Она, присылает ЕМУ букет на день рождения… сама же хранит засохшие лепестки… а теперь, теперь, спустя 11 лет, ее сын мертв, их общий ребенок умер… и Она скоро окажется там же… а перед смертью пишет письму единственному мужчине своей жизни, рассказывает всё… сетует, что встречавшись с Ней несколько раз, в разные годы и даже любив ее несколько дней, ОН ни разу не узнал ее! для НЕГО на всегда оказывалась мимолетной незнакомкой…но просит Она только об одном - хоть после смерти помнить о Ней… и в память, в свой день рождения, покупать букет белых роз.
эмоционально - очень ярко, но очень тяжело.
и третья новелла - "Ожидание"
таки наши ожидания, этот раз, абсолютно и полностью НЕ обманули только Таривердиев с Рождественским
вот как бы вам объяснить - это настолько полное и универсальное произведение, - то вот хоть оперой пой, хоть на эстраду выводи, хоть стихами читай, хоть спектакль играй, хоть фильм снимай… все будет захватывающе
перед нами на экране площадка перед бизнес-центрами из "стекла и бетона"… лавочка и вымощенная плитками площадка… в ускоренном темпе проходит несколько часов - вот студент присел, слопал булку, полистал конспект и ушел, вот пара пофотографировалась, вот пришли мамы с детьми, дети разрисовали площадку, мамы поболтали и тоже ушли…. а теперь на экране небо, в углу четверть часового циферблата а на сцене перед экраном лавочка… мы оказались "внутри экрана"… к лавочке подбегает женщина.
- Что ж такое! Она так давно не была на свиданиях, так нервничает, а Он опаздывает!
Она явно старше тридцати и первый раз за много лет пришла на настоящее свидание… вырвалась из унылого быта, из замкнутого круга дом-работа-дом… Она не знает или не помнит, как надо вести себя, что должна чувствовать… подбегает к лавочке, проверяет прическу, лезет в сумку и достает оттуда туфли! переодевает те в которых была, меняет их на элегантные шпильки, снова проверяет прическу - нервничает… а Его все нет и нет… Она рассказывает (себе? нам?) о том, что современные женщины привыкли ждать… что и она подождет, просит Его наконец-то прийти и "запретить ей быть одинокой", ведь "одинокими не рождаются, одинокими учатся быть"…
ох! скорая проехала - а вдруг с Ним что-то случилось?
женщина проходит все стадии ожидания обычное нервничание, страх, не случилось ли чего с Ним, отчаяние, злость, но все это время она все равно ждет и надеется на встречу… но вот уже и дождичек начался и закончился, а его все нет… проходит злость приходит безысходность, но и она не способна увести женщину домой… та так и сидит на лавочке в безнадежной надежде… и тут… тут… тут - да-да-да-да-да! ОН пришел! Она бросается ему на встречу, обнимаются, берутся за руки… часть сцены с актерами уезжает в экспроприированную оркестровую яму, а на экране Он и Она уходят обнявшись по галерее… рисунок все меньше и меньше… и вот остаются только счастливые зеленые шпильки, медленно идущие в будущее [изображение]
и вот вы знаете - всю оперу нагнетается настроение: ты вместе с Ней ждешь и боишься - любит/не_любит… придет/не_придет… и тут - пришел! хоспидя, да ни один артист не получал больше аплодисментов за полноценно отыгранный спектакль, чем этот мужик, просто молча вышедший на сцену! только за то, что он просто вышел на сцену!