Nessy
12:45 18-07-2011 Натюрморты
Современный натюрморт из фруктов (Палачев Вячеслав)
[изображение]


и голландский натюрморт 17 века (Балтазар ван дер Аст)



Голландцы заморачивались на "замаскированной символике" (Фрукты полны червоточин и дефектов, по ним ползают насекомые и даже ящерицы)
[изображение]


Комментарии:
РасчЮдесная
13:31 18-07-2011
как-то натюрморт 17 века не аппетитен..
хотя и на первом кроме земляники мне больше ничего не нравится
Та сама киянка
13:46 18-07-2011
Первый натюрморт такой воздушный и легкий, как-будто даже еще и летом пахнет:-)
А голландцам все бы средневековые аллегории во всем видеть, я считаю, они не правы, надо радоваться пока оно есть, а не червоточины искать, как доказательство тщеты усилий...
Nessy
13:47 18-07-2011
Согласно статье из книги "Эмблематика в мире старинного натюрморта"( http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7605)

=яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;

виноградная кисть - напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;

гнилые фрукты — символ старения.

птицы, бабочки и различные насекомые - знаки разных стадий земной жизни,олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка – символ бессмертия души, воскресения;

заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.=

Ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.
Nessy
14:06 18-07-2011
РасчЮдесная Яблоки, наверное, совсем молодые. Кислые, думаешь? ))

Юльчонок А голландцам все бы средневековые аллегории во всем видеть, я считаю, они не правы, надо радоваться пока оно есть . Да, надо было бы, но, видишь, как у них всё складывалось:

=возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее. =
Та сама киянка
14:50 18-07-2011
Nessy, кальвинизм относится к автоританым религиям, в которых значение человека перед богом очень мало. Нужно всегда не забывать о том, что плоть ничтожна, а Бог велик.
Я не знала, что когда по всей Европе уже отцветало Возрождение в Голландии так истово блюли идеи об умерщвлении плоти, как это было, судя по всему, по уставам кальвинизма...
И, кстати, я думала, что светское на то и было светским, чтобы отвлекаться от тех мыслей, которые насаждала церковь, предаваться фантазиям на античные темы, например.
Так вот он какой дух кальвинизма, не дает расслабиться даже дома!
Nessy
15:10 18-07-2011
Юльчонок Составлялись даже целые эмблематические книжки для толкования того или много предмета-символа...а художники нередко включали в картину текст. Например, “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Или “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии)


Вот еще натюрморт Балтазара ван дер Аста
[изображение]

=Он также писал натюрморты с цветами, хотя он отличался от своего учителя Амброзиуса Босхарта более сложными композициями.
В этом натюрморте он поместил два букета напротив прекрасного фона - здания с архитектурой эпохи Возрождения, которое, вероятно, было нарисовано Бартоломеусом ван Бэссеном. Эта поразительно асимметричная картина является исключительно большой для натюрморта, её почти квадратный формат - редкое явление в голландской живописи 17-ого столетия.=
Та сама киянка
15:32 18-07-2011
Цветы в полумраке, красота! Если фрукты - это грехи, то цветы наверное посредники между миром бабочек и миром людей, бабочки, похоже что-то вроде улетающих душ
kolyash
22:29 22-07-2011
Гильдия Святого Луки, в которой состоял и работал Бальтазар ван дер Аст, никак не ограничивала художника в выборе тем, стилей и манер. Это было не религиозно-протестантское, а чисто цеховое объединение. Изображали не только натюрморты, но и групповые портреты и много чего другого.

Искать кальвинистские влияния на живопись - ну не знаю... Да, в Риме в то время работали Леонардо, Микеланджеро и Рафаэль - на базе греческо-римского классицизма. В далёкой Голландии художники работали в более реалистической манере. Но иногда - и в фантастической.

Да, возможно, это им позволяла не только географическая удалённость от Рима, но и кальвинистская защита от него. Хотя само учение Кальвина должно было бы как раз запрещать рисование в такой манере...