Nessy
14:02 27-07-2011 Опасное соседство
В феврале 1903 года на Пятой выставке "Мира искусства" экспонировалась картина Льва Бакста "Ужин"

[изображение]

А рядом с ней устроители выставки разместили полотно Малявина "Три бабы":


[изображение]

Подобное, мягко говоря, негармоничное соседство вызвало скандал у публики. Весь удар на себя приняла "Дама с апельсинами" Бакста. Вот, как описал свои ощущения Василий Розанов:

=И долго я смотрел и думал над картиной. То приблизишься, то дальше отойдешь. “Ну, уж три грации”... И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом “Ужин” г. Баста. Стильная декадентка fin de siecle (конец века), черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а la Джаконда, кушает апельсины. Велика “Диана Ефесская” велика, а уж главное - разнообразна, думаешь, перебегая глазом от тех трех фигур к этой, рядом поставленной. “И возможны же в истории такие перерождения, трансформации!! Да много ли лет между этими и этими фигурами прошло?”
- Тысяча лет, тысяча лет! - кивали из рам все четыре.=

Великий князь Владимир Александрович и его супруга, по свидетельству Бакста, прочли ему порядочную нотацию за игривость и скабрезность картины. Да за что ее только не ругали! И за колористическую бездарность, и за "зебеленность" - "Все как белая скатерть - никаких красок"."

«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» – презрительно писал В.В. Стасов.

Позже картина принесла Баксту бешеный успех и европейскую известность на выставке в Мюнхене в том же 1903 году, и напечатана на обложке немецкого художественного журнала. "Трех баб" рядом не было.



Комментарии:
say
14:41 27-07-2011
интересная история :-) обе картины прекрасны. и такие разные! действительно необычно, что они написаны были в одно время.

ну и ладно что немцы не полюбили наших баб! странно было бы их видеть на обложке немецкого худ журнала с их простотой, с их живыми искренними лицами ... главное, что Малявин запечатлел их для нас. мы теперь спустя век можем любоваться.

а Розанов же ничего плохого про нее не сказал. наоборот же восхищен? просто подчеркнул, что она другая, из другой эпохи?
Nessy
15:04 27-07-2011
say а Розанов же ничего плохого про нее не сказал. наоборот же восхищен? просто подчеркнул, что она другая, из другой эпохи?
Конечно, именно так. "Кокотка и светская нарядица" - так говорил о своей даме с апельсинами сам бакст.
Эдакая ресторанная незнакомка )
Обратила внимание - лицо до конца не прорисовано? Как думаешь, почему?
say
15:19 27-07-2011
Да обратила но не задумалась... Торопился к выставке, не успел закончить? Не, сомневаюсь. Наверное так надо. Вообще картина больше на графику похожа. Может специально не хотел ее слишком оживлять, оставить условность... Или чтобы не акцентировать на нем внимание? Главное фигура? Или хотел подчеркнуть бледность, аристократичность?

А... еще вот посмотрела про него в интернете. Он вообще разрабатывал костюмы к спектаклям и увлекался модой. Значит для него образ был важнее лица. Правильно?
Mikki Okkolo
15:22 27-07-2011
А где у Бакста вообще есть прорисованные лица? Только на портретах, которые у него особняком стоят.
Nessy
18:46 27-07-2011
Mikki Okkolo Ты имеешь в виду эскизы костюмов к балету? Ну, там и не надо лица прорисовывать особо. Главное, новаторский стиль, фасон. (Бакст вообще был законодателем мод в то время. Его дед был эксклюзивный портной, работающий в Париже, и обставивший их квартиру на Невском в духе европейских салонов).
Здесь же речь идет о полноценной картине.

say Экскурсовод в Русском музее в Питере рассказывала, что черты этой "роковой" незнакомки Бакст позаимствовал у жены Александра Бенуа (с которыми он в то время очень дружил). Сохранился карандашный набросок А.К. Бенуа именно в этом туалете, сделанный Бакстом на одной из дружеских вечеринок. И не исключено, что картина изначально замышлялась как портрет.

Вот я и думаю...не овладела ли молодым художником в процессе работы другая идея? Сделать из обыкновенного салонного портрета нечто совсем иное? (Известно, что картина "Ужин" стала впоследствии символом русского модерна). Жена друга превратилась в "женщину-вамп" ). Бакст умудрился "стереть" черты лица модели (сделав его схематичным и условным) и одновременно заставить его светиться, тем самым приковав к нему внимание! Это потрясающе )

Портрет Анны Карловны Бенуа кисти Серова

[изображение]

отредактировано: 28-07-2011 08:45 - Nessy

say
00:24 28-07-2011
Nessy Какие подробности! Спасибо! Действительно он совершенно преобразил эту женщину. У Серова на портрете совсем другой человек, хотя черты лица похожи. Да и правда потрясающе то, что сделал Бакст) Просто трюк)
Nessy
09:19 28-07-2011
say Ну, это мои предположения ) Получился такой обобщенный образ "ресторанной незнакомки", которая может оказаться кем угодно)

Зы. У Бакста была интересная манера ставить подпись на портрете. Он расписывался по настроению - в любом углу картины )

отредактировано: 28-07-2011 09:55 - Nessy

Mikki Okkolo
09:55 28-07-2011
Nessy, я имею в виду, что Бакст это график. И в первую очередь, да, театральный декоратор. И даже более узко -- оформитель балетов. Где на лица не смотрят. Где более важен общий рисунок (танца, сцены). Ни и, конечно, общая эстетика модерна, где целое тоже важнее деталей.

Здесь же речь идет о полноценной картине. -- и что? Это же не портрет.

"Ужин" стала впоследствии символом русского модерна -- это кто так считает?
Nessy
10:14 28-07-2011
Mikki Okkolo Здесь же речь идет о полноценной картине. -- и что? Это же не портрет. Что - и что? Ты ее видел вживую? Первое ощущение, что художнику не хватило краски. То есть лицо обращает на себя внимание в первую очередь. Вот я и заинтересовалась.

"Ужин" стала впоследствии символом русского модерна -- это кто так считает? Экскурсовод ). И сами "мирискусники" (насколько я помню - Бенуа и Сомов )
Mikki Okkolo
10:42 28-07-2011
Nessy наверное, видел. Где она хранится? Только не могу сказать, что обращал специальное внимание, т.к. она не входит в число любимых.
Первое ощущение, что художнику не хватило краски. Т -- картина вообще не отличается красочностью. Лицо такого же цвета, как грудь и руки. так же как в ней нет ни одной проработанной детали. Только силуэты.
Интересно, а вот тёмная полоса на скатерти, это что, тень какая-то?

PS Задумался, что для меня символ русского модерна в живописи...
Nessy
10:54 28-07-2011
Mikki Okkolo картина вообще не отличается красочностью. Лицо такого же цвета, как грудь и руки. так же как в ней нет ни одной проработанной детали. Только силуэты. Ну, одно дело - монохромность, а другое - отсутствие прорисовки. Это разные вещи. А волнистость линий и каскады , силуэтность как раз признаки модерна.
Mikki Okkolo
10:56 28-07-2011
Почему-то вот эта вещь на ум пришла.
Mikki Okkolo
10:57 28-07-2011
Nessy А волнистость линий и каскады , силуэтность как раз признаки модерна. -- ну и я про это, выше там.
Nessy
09:37 29-07-2011
Mikki Okkolo Еще Призраки у него же

[изображение]