В феврале 1903 года на Пятой выставке "Мира искусства" экспонировалась картина Льва Бакста "Ужин"
[изображение]
А рядом с ней устроители выставки разместили полотно Малявина "Три бабы":
[изображение]
Подобное, мягко говоря, негармоничное соседство вызвало скандал у публики. Весь удар на себя приняла "Дама с апельсинами" Бакста. Вот, как описал свои ощущения Василий Розанов:
=И долго я смотрел и думал над картиной. То приблизишься, то дальше отойдешь. “Ну, уж три грации”... И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом “Ужин” г. Баста. Стильная декадентка fin de siecle (конец века), черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а la Джаконда, кушает апельсины. Велика “Диана Ефесская” велика, а уж главное - разнообразна, думаешь, перебегая глазом от тех трех фигур к этой, рядом поставленной. “И возможны же в истории такие перерождения, трансформации!! Да много ли лет между этими и этими фигурами прошло?”
- Тысяча лет, тысяча лет! - кивали из рам все четыре.=
Великий князь Владимир Александрович и его супруга, по свидетельству Бакста, прочли ему порядочную нотацию за игривость и скабрезность картины. Да за что ее только не ругали! И за колористическую бездарность, и за "зебеленность" - "Все как белая скатерть - никаких красок"."
«Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!» – презрительно писал В.В. Стасов.
Позже картина принесла Баксту бешеный успех и европейскую известность на выставке в Мюнхене в том же 1903 году, и напечатана на обложке немецкого художественного журнала. "Трех баб" рядом не было.