"Аэрофлот" теряет Шереметьево
Управлять аэропортом будет "Альфа"
конкурс
Вчера совет директоров АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) выбрал себе управляющую компанию. Победу в конкурсе одержало АО "Альфа-Шереметьево". Таким образом, последний крупный московский аэропорт перешел в частные руки. Вчера вечером победители делились с журналистами своими планами по реформированию работы аэропорта, проигравшие говорили, что "решение конкурсной комиссии – это оплеуха правительства России всему авиационному сообществу страны", а учредители так и не допущенного до конкурса ООО "Спецпроектинвест" обдумывали технологию судебного оспаривания его результатов.
Впервые заседание совета директоров МАШа проходило не в аэропорту, а в гостинице Marriott. За несколько часов до начала заседания стало известно, что на право управлять аэропортом могут претендовать не две, а три компании. К допущенным комиссией к конкурсу ООО "Интер-Терминал" (учреждена "Аэрофлотом", Национальным резервным банком и французской компанией Vinci) и АО "Альфа-Шереметьево" (создана консорциумом "Альфа-Эко") по решению суда добавилось ООО "Спецпроектинвест", учрежденное Межпромбанком и "Ингосстрахом". Напомним, что эта компания две недели назад была исключена из списка претендентов из-за нехватки активов у компаний-учредителей.
Решение о восстановлении компании в списке конкурсантов вынес мировой суд города Новосибирска по иску физического лица – соучредителя "Спецпроектинвеста". Соответствующий исполнительный лист был представлен в совет директоров Шереметьево в среду утром. Члены конкурсной комиссии не приняли его во внимание, поскольку, как объяснил глава ГСГА Александр Нерадько, "юристы Шереметьево успели подать встречный иск с требованием приостановить решение новосибирского суда".
Руководитель пресс-службы Межпромбанка Филипп Ильин-Адаев заявил Ъ, банк еще не определился с тем, будет ли он оспаривать итоги конкурса, хотя "наш интерес к Шереметьево остался в силе".
Как сообщили Ъ в пресс-службе МАШа, члены совета директоров аэропорта выбирали победителя "индивидуально, заполняя лист с четырьмя критериями, каждый из которых 'стоил' от 0 до 25 баллов". Претенденты оценивались по опыту участия в составлении бизнес-проектов, по опыту управления аналогичными по масштабу предприятиями, по опыту реализации крупных инвестиционных проектов и по квалификации руководителей управляющей компании. По итогам тайного голосования, компания "Альфа-Шереметьево" получила 595 баллов, альянс "Аэрофлота" и НРБ – 528 баллов. Как сообщил Ъ источник в совете директоров МАШа, "математическое большинство 'Альфе' дали представители Минимущества и Минэкономразвития (в частности за 'Альфу' голосовал председатель совета директоров МАШа, замминистра Минэкономразвития Юрий Исаев)".
После оглашения итогов конкурса гендиректор компании "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский заявил, что "видимых причин, чтобы отказать в утверждении результатов отбора нет". "Мы серьезно и щепетильно подготовились к конкурсу, представили пакет инвестиционных проектов, в которых участвовали, программу антикризисного управления, показали ключевой персонал – специалистов, которые хорошо знают и поэтому победили",– говорит господин Барановский. После того как собрание акционеров МАШа утвердит результаты конкурса, у компании "Альфа-Шереметьево", по словам ее гендиректора, "будут развязаны руки для решения застарелых проблем шереметьевского комплекса".
"Судя по всему, опыт аппаратных интриг и закулисных договоренностей, который есть у 'Альфы', превысил опыт и знание авиационной деятельности и умение управлять аэропортами, которые имелись у нашей компании и наших учредителей",– заявил Ъ заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. По его словам, "авиационное сообщество получило оплеуху, потому что правительство сочло, что в авиационной отрасли России нет той структуры, которая сможет решить проблемы шереметьевского авиационного узла".
Экс-глава НРБ, депутат Госдумы Александр Лебедев считает, что "конкурс показал полную профессиональную непригодность правительства России". "Я лично встречался с руководителями правительства, и они утверждали, что конкурс будет честным и непредвзятым. Эти слова оказались пустым звуком". Господин Лебедев считает, что "Альфа" попытается выжать из Шереметьево максимально возможное количество денег – повысит тарифы на обслуживание, привлечет чартерные авиакомпании в ущерб традиционным перевозчикам и примет другие подобные меры. Он также сообщил, что, как акционер "Аэрофлота", будет "обдумывать вопрос о перебазировании авиакомпании в другой аэропорт Москвы".
Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров МАШа в течение 45 дней, затем решение завизирует премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По словам Александра Нерадько, "управляющая компания приступит к работе не ранее чем через месяц". С ней будет заключен трехлетний контракт, который предусматривает передачу управляющей компании всех исполнительных функций, а также вознаграждение – 1% от годовой выручки АО МАШ, 25% от прироста годовой выручки и 2% чистой прибыли АО.
РИНАТ Ъ-ГИЗАТУЛИН; ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА