pras
12:29 30-01-2004 Новости.
"Аэрофлот" теряет Шереметьево
Управлять аэропортом будет "Альфа"
конкурс

Вчера совет директоров АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) выбрал себе управляющую компанию. Победу в конкурсе одержало АО "Альфа-Шереметьево". Таким образом, последний крупный московский аэропорт перешел в частные руки. Вчера вечером победители делились с журналистами своими планами по реформированию работы аэропорта, проигравшие говорили, что "решение конкурсной комиссии – это оплеуха правительства России всему авиационному сообществу страны", а учредители так и не допущенного до конкурса ООО "Спецпроектинвест" обдумывали технологию судебного оспаривания его результатов.
Впервые заседание совета директоров МАШа проходило не в аэропорту, а в гостинице Marriott. За несколько часов до начала заседания стало известно, что на право управлять аэропортом могут претендовать не две, а три компании. К допущенным комиссией к конкурсу ООО "Интер-Терминал" (учреждена "Аэрофлотом", Национальным резервным банком и французской компанией Vinci) и АО "Альфа-Шереметьево" (создана консорциумом "Альфа-Эко") по решению суда добавилось ООО "Спецпроектинвест", учрежденное Межпромбанком и "Ингосстрахом". Напомним, что эта компания две недели назад была исключена из списка претендентов из-за нехватки активов у компаний-учредителей.
Решение о восстановлении компании в списке конкурсантов вынес мировой суд города Новосибирска по иску физического лица – соучредителя "Спецпроектинвеста". Соответствующий исполнительный лист был представлен в совет директоров Шереметьево в среду утром. Члены конкурсной комиссии не приняли его во внимание, поскольку, как объяснил глава ГСГА Александр Нерадько, "юристы Шереметьево успели подать встречный иск с требованием приостановить решение новосибирского суда".
Руководитель пресс-службы Межпромбанка Филипп Ильин-Адаев заявил Ъ, банк еще не определился с тем, будет ли он оспаривать итоги конкурса, хотя "наш интерес к Шереметьево остался в силе".
Как сообщили Ъ в пресс-службе МАШа, члены совета директоров аэропорта выбирали победителя "индивидуально, заполняя лист с четырьмя критериями, каждый из которых 'стоил' от 0 до 25 баллов". Претенденты оценивались по опыту участия в составлении бизнес-проектов, по опыту управления аналогичными по масштабу предприятиями, по опыту реализации крупных инвестиционных проектов и по квалификации руководителей управляющей компании. По итогам тайного голосования, компания "Альфа-Шереметьево" получила 595 баллов, альянс "Аэрофлота" и НРБ – 528 баллов. Как сообщил Ъ источник в совете директоров МАШа, "математическое большинство 'Альфе' дали представители Минимущества и Минэкономразвития (в частности за 'Альфу' голосовал председатель совета директоров МАШа, замминистра Минэкономразвития Юрий Исаев)".
После оглашения итогов конкурса гендиректор компании "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский заявил, что "видимых причин, чтобы отказать в утверждении результатов отбора нет". "Мы серьезно и щепетильно подготовились к конкурсу, представили пакет инвестиционных проектов, в которых участвовали, программу антикризисного управления, показали ключевой персонал – специалистов, которые хорошо знают и поэтому победили",– говорит господин Барановский. После того как собрание акционеров МАШа утвердит результаты конкурса, у компании "Альфа-Шереметьево", по словам ее гендиректора, "будут развязаны руки для решения застарелых проблем шереметьевского комплекса".
"Судя по всему, опыт аппаратных интриг и закулисных договоренностей, который есть у 'Альфы', превысил опыт и знание авиационной деятельности и умение управлять аэропортами, которые имелись у нашей компании и наших учредителей",– заявил Ъ заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. По его словам, "авиационное сообщество получило оплеуху, потому что правительство сочло, что в авиационной отрасли России нет той структуры, которая сможет решить проблемы шереметьевского авиационного узла".
Экс-глава НРБ, депутат Госдумы Александр Лебедев считает, что "конкурс показал полную профессиональную непригодность правительства России". "Я лично встречался с руководителями правительства, и они утверждали, что конкурс будет честным и непредвзятым. Эти слова оказались пустым звуком". Господин Лебедев считает, что "Альфа" попытается выжать из Шереметьево максимально возможное количество денег – повысит тарифы на обслуживание, привлечет чартерные авиакомпании в ущерб традиционным перевозчикам и примет другие подобные меры. Он также сообщил, что, как акционер "Аэрофлота", будет "обдумывать вопрос о перебазировании авиакомпании в другой аэропорт Москвы".
Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров МАШа в течение 45 дней, затем решение завизирует премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По словам Александра Нерадько, "управляющая компания приступит к работе не ранее чем через месяц". С ней будет заключен трехлетний контракт, который предусматривает передачу управляющей компании всех исполнительных функций, а также вознаграждение – 1% от годовой выручки АО МАШ, 25% от прироста годовой выручки и 2% чистой прибыли АО.
РИНАТ Ъ-ГИЗАТУЛИН; ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА
Комментарии:
pras
12:31 30-01-2004
Угроза Окулова
Он обещает увести "Аэрофлот" из "Альфа-Шереметьево"
После того как госчиновники передали право на управление "Шереметьево" "Альфа-групп", обычно сдержанный гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов в сердцах пригрозил увести авиакомпанию из ее базового аэропорта. Наблюдатели не верят в эту затею, а демарш Окулова объясняют желанием "Аэрофлота" сохранить привилегии в "Шереметьево".

В среду вечером совет директоров международного аэропорта "Шереметьево" поставил точку в многомесячном торге за право управлять компанией. Рассмотрев заявки двух финалистов тендера - компании "Альфа-Шереметьево", входящей в "Альфа-групп", и консорциума "Интер-терминал", сформированного "Аэрофлотом" (40,05% ), Национальным резервным банком (40,05% ) и строительным концерном Vinci (Франция, 19,9% ), - чиновники присудили победу "Альфе". Исход тендера решили считанные баллы: "Альфа" получила 595 баллов из 900 возможных, а "Интер-терминал" - 528.

Гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов вчера не смог скрыть разочарования. "Управление на три года - на три года кормление. Аэропорт "Шереметьево" глубоко, почти безнадежно болен, необходимо проводить лечение, необходимо привлекать квалифицированных специалистов, а приглашают финансистов и нотариусов. Это чтобы составить завещание? " - искренне сокрушался Окулов на спешно созванной вчера пресс-конференции. По словам гендиректора "Аэрофлота", которые приводит агентство Reuters, условия конкурса были "более порочны, чем залоговые аукционы: победитель не обязан ничего развивать, описана только сумма вознаграждения ( "Альфа" получит 2% от чистой прибыли, 1% от выручки аэропорта и 25% от ее прироста. - "Ведомости")". Окулов опасается, что "Альфа-Шереметьево" будет только максимизировать прибыль, повышая сборы с авиакомпаний либо привлекая новых перевозчиков и в без того перегруженный аэропорт.

А для пущей убедительности глава "Аэрофлота" пригрозил увести свою авиакомпанию из базового аэропорта. "Мы эту возможность не исключаем, она у нас должна лежать на полочке и обновляться", - пообещал он. При этом Окулов признает, что осуществить угрозу будет не просто: у авиакомпании в "Шереметьево" имеется инфраструктура - "цеха, ангары, офисные здания и прочее", - и стоимость перевода в другой аэропорт составит $100 млн.

"Валерий Михайлович - вообще-то человек сдержанный, не склонный выплескивать эмоции, тем более когда они немного улеглись, день спустя после победы "Альфы". Я абсолютно уверен, что, если он что-то говорит, он это имеет в виду", - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Он подчеркивает, что авиаперевозчики стремятся влиять на работу аэропорта, чтобы получить лучшие условия работы. "Угроза ухода крупной авиакомпании из аэропорта - типичный инструмент получения таких преимуществ. Вот "Внуковские авиалинии" были недовольны обслуживанием в своем базовом аэропорту "Внуково", и в один прекрасный день перелетели в "Домодедово", - напоминает Рыбак.

"Перевод "Аэрофлота" в другой аэропорт займет года полтора, - оценивает Владимир Замков, коммерческий директор аэропорта "Внуково". - В принципе, мы готовы предоставить "Аэрофлоту" хорошие условия, если компания инвестирует в создание у нас своей базы". По словам Замкова, пока "Внуково" в состоянии принять лишь 3 млн пассажиров, но уже в мае пропускная способность аэропорта вырастет до 6 млн. Руководитель пресс-службы группы "Ист Лайн", управляющей аэропортом "Домодедово" Юлия Мазанова подчеркивает, что "Аэрофлот" не ставил вопрос о своем перебазировании в "Домодедово". "Но мы готовы это обсуждать, хотя "Аэрофлоту" с его объемами понадобится отдельный терминал", - говорит она.

А вот гендиректора "Альфа-Шереметьево" Игоря Барановского заявление Окулова удивило. "Мне жаль, что Окулов бросается такими словами безо всяких оснований. У нас одинаковые цели - сделать "Шереметьево" крупнейшим хабом (узловым аэропортом) европейского уровня. Мы не собираемся вредить "Аэрофлоту" тарифами или как-то еще".

Авиаперевозчики между тем считают, что, кто бы ни выиграл тендер на управление "Шереметьево", им от этого только хуже. "Если бы "Аэрофлот" победил в тендере по "Шереметьево", он работал бы только под себя. А что умеет "Альфа"? Я не ожидаю ничего хорошего от прихода "Альфа-Шереметьево" и рассчитываю со временем все наши рейсы из "Шереметьево" перенести во "Внуково", - говорит Станислав Лейченко, гендиректор авиакомпании "Атлант-Союз", выполняющей часть рейсов из "Шереметьево". Он считает, что теперь "Аэрофлот" опасается лишиться привилегированных условий, на которых работает в "Шереметьево", - выгодных слотов, персональных тарифов и т. д.


Источник: газета "Ведомости"
pras
12:33 30-01-2004
Шереметьево досталось «Альфе». Теперь его точно перестроят


В среду вечером победой компании «Альфа-Шереметьево» закончился тендер на управление аэропортовым комплексом «Шереметьево». Группа «Альфа» с самого начала считалась фаворитом – собственно говоря, именно ее глава Михаил Фридман и выступил в прошлом году с предложением, не приватизируя аэропорт, передать управление им в частные руки. ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - вполне привлекательный актив - за прошлый год получило около 700 миллионов рублей чистой прибыли (из которой 2% теперь будут доставаться управляющей компании), а выручка (1% плюс четверть годового прироста которой также отойдут «Альфа-Шереметьево») составила почти четыре миллиарда рублей. Поэтому поначалу интерес к конкурсу проявил целый ряд российских и иностранных компаний. Тем не менее, быстро выяснилось, что единственный настоящий конкурент «Альфы» - консорциум «Интер-Терминал», созданный «Аэрофлотом» с опорой на деньги Национального Резервного Банка. Сегодня «Интер-Терминал» отстал от победителя всего на 67 очков по 900-балльной шкале. Один из его владельцев, банкир и депутат Александр Лебедев не стеснялся в выражениях по поводу проигрыша, обвиняя правительство в «полной профнепригодности», а «Альфу» - в применении административного ресурса, грозясь вместе с «Аэрофлотом» перейти к конкурентам в «Домодедово». Он «по-прежнему не понимает, зачем управление прибыльным предприятием вообще передавать в частные руки».

На самом деле причина вполне очевидна – до сих пор аэропортом управляли из рук вон плохо. Отсутствие нормального транспорта и постоянные очереди – лишь небольшая часть проблем аэропорта и его пассажиров. Фактически на государственном объекте хозяйничал «Аэрофлот», который заботился исключительно о собственных интересах. Это сходило с рук главе авиакомпании Окулову, пока близость к Ельцину позволяла ему блокировать в зародыше всякую альтернативу Шереметьеву. Однако в последнее время аэропорт, который так и не начали реконструировать, вчистую проигрывает конкурентную борьбу полностью перестроенному «Домодедову». Управляющая последним компания «Ист-Лайн» уже вывела его на отметку в 9,5 миллионов и планирует достичь «потолка» в 14 миллионов уже в этом году, тогда как для Шереметьева нынешний пассажиропоток в 11 миллионов человек в год – жуткая перегрузка. Улучшать и расширять традиционные «воздушные ворота столицы» обещали и «Альфа-Шереметьево» (вместе с немецкими партнерами), и «Интер-Терминал» (в сотрудничестве с французами). Теперь «Альфа» и «Ист-Лайн» будут наперегонки строить новые терминалы и бороться за авиакомпании. Новые управляющие Шереметьева готовы вложить в него не меньше полутора миллиардов долларов, окупать которые придется по крайней мере десятилетие.
pras
12:37 30-01-2004
30.01.2004

Алексей Аметов

Ни себе, ни Фридману
"Аэрофлот" готовит сценарий ухода из Шереметьево
Не успели в «Альфа-Шереметьево» порадоваться победе в тендере на управляющую компанию аэропорта Шереметьево, как начались проблемы. Руководство «Аэрофлота» и Национального резервного банка (НРБ) заявило о возможном перебазировании "Аэрофлота" в Домодедово. Эксперты полагают, что заявление проигравших не более чем желание выторговать для авиакомпании льготные условия базирования в аэропорту.

Фридман сел

Как заявил вчера на брифинге гендиректор 'Аэрофлота' Валерий Окулов, авиакомпания готовит «сценарий перехода из аэропорта Шереметьево в другой московский аэропорт в связи с проигрышем в конкурсе на управляющую компанию Шереметьево'. 'Мы должны рассмотреть различные сценарии, в том числе перелет в другой аэропорт Москвы. Мы эту возможность не исключаем, она у нас должна лежать на полочке и обновляться', - отметил Окулов.

'Аэрофлот' также планирует оспорить результаты тендера. Это может произойти уже на следующей неделе. Как стало известно ГАЗЕТЕ, буквально за час до подведения итогов тендера он был на грани срыва. Из Новосибирска пришло постановление суда, которое обязывало совет директоров Шереметьево рассмотреть заявку ООО 'Спецпроектинвест', ранее исключенного из состава участников.

Но юристы аэропорта подали апелляцию на решение суда, и на этом основании был вынесен вердикт: 'Спецпроектинвест' в качестве третьего претендента не рассматривать. Можно предположить, что от обиженного конкурсанта последуют новые иски.

Аналитики тем не менее не верят в то, что авиакомпания сможет 'улететь' из Шереметьево. «Шанс уйти, конечно, есть всегда. Но сегодняшнее заявление - всплеск эмоций. «Аэрофлот» боится потерять льготы и преференции», - говорит аналитик 'Проспекта' Алексей Зайцев. В частности, авиакомпания получает лучшие слоты (время для взлета и посадки самолетов), имеет в аэропорту обширную материально-техническую базу, участвует во многих предприятиях. А также имеет доли в бизнесе, сконцентрированном в Шереметьево. Самые прибыльные направления: компания AeroFirst - крупнейший оператор duty free и топливно-заправочный комплекс.

Действительно, чисто экономически причин менять аэропорт базирования у 'Аэрофлота' нет. Переход в другой аэропорт обойдется авиакомпании, по оценкам экспертов, примерно в 100 млн. долларов.

Однако если рассматривать переход как месть за поражение в тендере, то такой шаг, по мнению Зайцева, эффективен. В настоящее время «Аэрофлот», перевезший в прошлом году около 5 млн. пассажиров, - основной источник прибыли аэропорта. В Шереметьево не говорят, какой процент прибыли обеспечивает 'Аэрофлот', но признают, что больше половины доходов приносит именно эта авиакомпания. По предварительным прогнозам, чистая прибыль Шереметьево за 2003 год составит около 42 млн. долларов. Найти замену 'Аэрофлоту' будет сложно.

Осведомленный источник ГАЗЕТЫ в авиационных кругах говорит, что «переход возможен, но лишь в перспективе. Все будет зависеть от того, что раньше построят - Шереметьево-3 или Домодедово-2. Источник отмечает, что «уход «Аэрофлота» поставит Шереметьево на грань выживания - за ним «улетят» партнеры: Air France, Delta и многие другие'.

А в пресс-службе Домодедово заявили, что «Аэрофлот» пока не обращался с просьбой принять его. Но как только обратится, мы начнем разрабатывать оптимальную схему».

В Шереметьево заявлений «Аэрофлота» не боятся. Как заявили ГАЗЕТЕ в пресс-службе, «слишком очевидна экономическая нецелесообразность перехода». В 'Альфа-Шереметьево' комментировать возможный уход 'Аэрофлота' отказались.
pras
12:37 30-01-2004
"Аэрофлот" готовится покинуть "Шереметьево"
Не прошло и суток с того момента, как "Шереметьево" было передано в управление "Альфе", как обстановка вокруг аэропорта стала стремительно накаляться. В четверг Валерий Окулов, генеральный директор "Аэрофлота", заявил, что национальный перевозчик готовит для себя пути отступления - перелет в другой аэропорт. Эксперты не думают, что Окулов приведет свою угрозу в исполнение. Но если такой сценарий осуществится, о международном статусе "Шереметьево" можно будет забыть на несколько лет. Впрочем, и перспективы самого "Аэрофлота", лишенного родных пенатов, видятся довольно туманными.

Все заявления, сделанные Валерием Окуловым на следующий день после объявления результатов тендера на управление "Шереметьево", носили ярко выраженный эмоциональный характер. Родной аэропорт он обозвал "безнадежным больным", компанию "Альфа-Шереметьево" (победителя тендера) - "нотариусом, приглашенным для того, чтобы составить завещание в пользу финансистов". Присовокупил к этому намерение рассмотреть возможность оспаривания результатов конкурса, пообещал не опускать руки и озвучил главную цель своего выступления - довести позицию "Аэрофлота" до руководства страны.

Возможность ухода "Аэрофлота" из "Шереметьево" эксперты расценили как бессильную и невыполнимую угрозу. Хотя тут позиция Окулова гораздо более взвешенная. Он говорит все лишь о подготовке и рассмотрении возможных сценариев. Возможность перехода в другой аэропорт пока просто не исключается и "должна лежать на полочке и обновляться". Развитие событий будет зависеть от дальнейших действий "Альфы-Шереметьево". В любом случае национальный перевозчик покинет родные пенаты не скоро.

"Аэрофлот" опасается, что новый управляющий не будет заниматься развитием аэропорта. "Условия тендера такие действия не стимулируют, а "Альфа" занимается в первую очередь финансовым оздоровлением компаний. Что она будет делать с "Шереметьево", пока не понятно. А нам придется сопоставить потери и решить, что обойдется дороже - уйти или остаться", - объясняет Лев Кошляков, заместитель генерального директора "Аэрофлота".

Варианты приземления

Нынешний недоразвитый "Шереметьево" действительно является тормозом на пути развития национального перевозчика. Но переход в другой аэропорт, по предварительным расчетам, обойдется как минимум в $100 млн. Да и идти авиакомпании особенно некуда. Во "Внуково", например, концепция развития уже сформирована, и "Аэрофлот" там не ждут. Варианты сотрудничества могут быть только с "Домодедово". Этот аэропорт - самый большой в столице, объемы перевозок "Аэрофлота" он переварит, но сервис это однозначно ухудшит. Такие проблемы владельцам "Домодедово" не нужны.

Взять к себе национального перевозчика "Ист Лайн" может только при условии, что "Аэрофлот" построит себе новый терминал. Или "Ист Лайн" построит терминал для "Аэрофлота", или инвестирование будет совместным. Вариантов может быть множество, поскольку конкретные проекты еще не обсуждались. Игорь Тихомиров, представитель "Ист Лайн", пока официально говорит только то, что руководство "Аэрофлота" в "Ист Лайн" с предложениями не обращалось. Хотя известно, что несколько лет назад компании уже вели переговоры о возможности долевого с "Аэрофлотом" строительства терминала.

Впрочем, сейчас "Аэрофлот" не собирается окончательно отказываться ни от планов по строительству "Шереметьево-3", ни от своего участия в бизнесах, которые принадлежат ему в "МАШ". У перевозчика имеется 40 "дочек", занимающихся околоавиационным бизнесом в родном аэропорту. Например, "Аэрофлоту" принадлежит 50% компании "Аэропорт-Москва", занимающейся обработкой грузов, 33% в ЗАО "Аэрофест" (магазины Duty Free), 100% компании "Шеротель", владеющей гостиницей Novotel в "Шереметьево". Кошляков надеется, что у нового управляющего окажется много других объектов для реформирования и побочные бизнесы заинтересовать его не должны.

Однако у "Альфы" может оказаться другое мнение по этому вопросу, тем более что ежегодный объем продаж все аэропортовских "дочек" "Аэрофлота" составляет около $400 млн. (официальные комментарии вчера у "Альфы" получить не удалось). Если новое управление начнется с реформирования околоавиационного бизнеса, перевозчику не поздоровится. И тогда заявление о переходе в другой аэропорт можно рассматривать как упреждающий шантаж. Ведь и "Шереметьево" без "Аэрофлота" придется несладко: он станет прибежищем для небольших авиакомпаний, преимущественно чартерных, а статус международного останется только номинальным.

Какие ворота шире

Столицу сейчас реально обслуживают только "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". Аэропорт "Быково" практически не функционирует. "Домодедово" в этом году собирается пропустить через себя 12 млн. пассажиров. И стать крупнейшим воздушным портом Москвы, поскольку объемы "Шереметьево" скорее всего останутся на уровне 2003 года - 11.3 млн. человек. Кроме того, в ближайшие 6-7 лет в "Домодедово" должны появиться две новые посадочные галереи, способные обслуживать по 6 млн. пассажиров каждая (в этот проект "Ист Лайн" намерен вложить $200 млн.). Тогда его доля на московском авиарынке увеличится до 45%. Глобальные планы развития разрабатываются и во "Внуково", после того как 60% акций этого аэропорта было передано в собственность столицы. Пропускная способность "Внуково" должна увеличиться с 3 млн. до 21 млн. человек. Правда, его возможности ограничены чрезмерной близостью к городу. Шанс на развитие "Шереметьево" получит только при условии строительства третьего терминала, благодаря которому пропускная способность должна вырасти до 22 млн. человек. Но вопрос о начале строительства пока не поднимается.
pras
12:40 30-01-2004
"Аэрофлот" завещал Шереметьево финансистам и нотариусам
Совет директоров ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" утвердил управляющей компанией ОАО "Альфа-Шереметьево". В ответ на это "Аэрофлот" заявил, что готов сменить Шереметьево на другой аэропорт. Это может привести к утрате "Аэрофлотом" статуса национального перевозчика.

"Специалисты "Аэрофлота" подготовят сценарий перехода из аэропорта Шереметьево в другой московский аэропорт - в связи с проигрышем в конкурсе на управляющую компанию Шереметьево", - заявил генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов в четверг.

В конкурсе приняли участие две компании - ОАО "Альфа-Шереметьево" (учреждено "Альфа-Эко М") и ООО "Интер-Терминал" (учреждено "Аэрофлотом", Национальным резервным банком и французской Vinci). Окончательная победа осталась за "Альфой".

По мнению главы "Аэрофлота", главной проблемой развития компании является отсутствие современной наземной инфраструктуры в Шереметьево. "Аэропорт глубоко, почти безнадежно болен. Ему необходимо квалифицированное лечение, а приглашают финансистов и нотариусов - для того, чтобы составить завещание в пользу финансистов", - сказал Валерий Окулов.

Для "Аэрофлота" это вопрос политический, так как поражение в конкурсе ставит под сомнение дальнейшую судьбу компании как национального авиаперевозчика Валерий Окулов обещал оспорить результаты конкурса, но особых надежд на положительное для себя решение не испытывает. Возможное решение о переходе "Аэрофлота" из Шереметьево в другой московский аэропорт носит "прагматичный характер", отметил Окулов, добавив, что это крайнее решение, реализация которого обойдется компании в $100 млн.

Обида руководства "Аэрофлота" на организаторов конкурса понятна. При любом развитии событий национальный перевозчик оказывается в худшем по сравнению с сегодняшним положении. И хотя победитель конкурса еще ничего не сказал о своих планах по развитию аэропорта, очевидно, что основные его усилия будут направлены на повышение доходов от так называемых неавиационных видов деятельности: магазины, парковки, заправка самолетов топливом и снабжение авиакомпаний питанием. Во многих этих бизнесах "Аэрофлот" является соучредителем (например, "АэроФерст", владелец магазинов беспошлинной торговли, гостиница "Шеротель" и Топливо-заправочная компания) и получает доход наравне с аэропортом. Захотят ли новые управляющие делится этими деньгами со своим самым крупным клиентом, неизвестно.

Кроме того, "Аэрофлот", пользуясь своим статусом близкого к властям перевозчика, серьезно влиял на распределение временных слотов (то есть времени вылета и прилета самолетов в аэропорт), монопольно используя самые выгодные из них. В результате политики, проводимой аэропортом под давлением "Аэрофлота", из Шереметьево ушла компания British Airways, обвинив его в недобросовестной конкуренции.

Как заявил "Газете.Ru" член совета директоров НРБ и "Аэрофлота" Александр Лебедев, "мы не удивлены итогами конкурса - для нас не произошло ничего неожиданного, так они были понятны еще летом после встречи представителей правительства с представителями соперников".

По мнению Александра Лебедева, "ничего хуже для "Аэрофлота" сделать было нельзя".

Глава НРБ отметил, что судиться с правительством они не собираются, а оставят только право на критику. "Общая картина грустная, но совпадает полностью с доктриной государства в области развития отечественной авиационной отрасли", - посетовал Александр Лебедев. Как сложится ситуация в дальнейшем, Александр Лебедев не сообщил, отметив, что возможен любой сценарий, вплоть до выкупа "Аэрофлотом" своего базового аэропорта.

Аналитики полагают, что "Аэрофлот" просто пугает своего бывшего соперника по конкурсу и с неизбежностью примет участие в строительстве терминала (такую возможность Окулов не исключает и сам). Весь вопрос в том, кто будет снимать сливки с прибыли главного аэропорта страны в ближайшие несколько лет. По мнению Александра Лебедева, государство "расстается с частью доходов и лучше было бы вообще не продавать аэропорт". Вместе с тем результаты конкурса вольно или невольно отражают заявления авиационных властей России о том, что авиакомпании и аэропорты должны быть разделены и не оказывать влияние на работу друг друга.

Также не исключена возможность перевода рейсов "Аэрофлота" в другие аэропорты - в Домодедово или Внуково.

Аэропорт Внуково только в конце года перешел под контроль московских властей и сейчас, до утверждения и реализации планов по реконструкции, находится в едва ли не худшем состоянии, чем Шереметьево. Быково, самый маленький из московских аэропортов, не может рассматриваться в качестве базы для "Аэрофлота" даже теоретически - аэропорт фактически прекратил всякую деятельность по обслуживанию пассажиров. Остается Домодедово - уже несколько лет подряд увеличивающий пассажиропоток аэропорт в 30 км к югу от Москвы.

Пресс-служба группы "Ист Лайн" заявила, что никаких официальных предложений ни в аэропорт Домодедово, ни в компанию "Ист Лайн" не поступало.

По мнению одного из технических сотрудников аэропорта Домодедово, теоретически такое перебазирование возможно, но "бардак начнется тот еще, случись какая накладка, и будут серьезные проблемы". Технологические мощности Домодедово позволяют, как утверждает компания "Ист-Лайн", обслуживать 6 тыс. человек в час. Однако, если Аэрофлот в один момент перенесет все свои операции в Домодедово, неизбежно начнутся проблемы из-за увеличения нагрузок - авиакомпании будут "бороться за лучшие частоты (то есть наиболее удобное время вылета и прилета своих самолетов), а на всех даже при одновременной работе обеих взлетных полос Домодедово может не хватить. Так что сейчас "Аэрофлоту" менять худшее на плохое смысла нет".

В прошлом году через аэропорт Домодедово улетело и прилетело в Москву 9,4 млн человек. Годовой объем перевозок "Аэрофлота" составляет более 5,8 млн человек.

Более чем полуторакратный рост объемов перевозок может вызвать перегрузку Домодедово - план развития аэропорта предполагает строительство трех новых терминалов, которые позволят увеличить его пропускную способность до 24 млн пассажиров, только к середине следующего десятилетия. Впрочем, авиационные эксперты, хорошо знающие ситуацию в московском авиаузле, утверждают, что Домодедово может ускорить строительство новых площадей для обслуживания пассажиров и слегка расчистить место "под "Аэрофлот"" за счет более жесткой позиции в отношении чартерных рейсов. Сейчас доля чартерных пассажиров составляет примерно 30-35%. Причем полностью их изжить явно не удастся - подавляющее количество нерегулярных рейсов выполняют авиакомпании, которые и без того базируются в Домодедово. Однако это не решит проблемы, и без строительства дополнительного терминала не обойтись. В любом случае перелет такой компании, как "Аэрофлот", в другой аэропорт не может произойти "за ночь". "Только подготовка аэропорта - строительство терминала, получение необходимых лицензий и сертификатов для обслуживания новых типов самолетов - может занять год-полтора, а то и два, - утверждает один из них.- Все сегодняшние разговоры о смене базы - это заявления обиженных на правительство людей".


Источник: веб-сервер "Газета.Ru"
pras
12:43 30-01-2004
"Аэрофлот" готов улететь из "Шереметьево"
Этот аэропорт "безнадежно болен", считает глава авиакомпании Валерий Окулов
Авиакомпания "Аэрофлот-Российские авиалинии", возможно, перейдет из аэропорта "Шереметьево" в другой московский аэропорт. Об этом вчера заявил генеральный директор компании Валерий Окулов. В связи с проигрышем в конкурсе на управляющую компанию "Шереметьево" "мы должны рассмотреть различные сценарии, в том числе перелет в другой аэропорт Москвы, - сказал он. - Мы эту возможность не исключаем, она у нас должна лежать на полочке и обновляться".

Напомним, что на этой неделе совет директоров ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) принял решение о том, что управлять столичным международным аэропортом отныне будет "Альфа-групп" через специально созданную для этого компанию "Альфа-Шереметьево". Основным соперником победителя была компания "Интертерминал" - альянс "Аэрофлота", Национального резервного банка и французского строительного концерна Vinci.

Естественно, результаты конкурса не устраивают "Аэрофлот", который традиционно базируется в "Шереметьево" и до сих пор занимался его эксплуатацией. "Шереметьево" глубоко, почти безнадежно больно, - считает глава "Аэрофлота" Валерий Окулов. - Ему необходимо квалифицированное лечение, а приглашают финансистов и нотариусов". Некоторые эксперты также считают, что результаты конкурса были, мягко говоря, предсказуемыми. "У "Альфа-групп", несмотря на вероятную отставку считающегося ее покровителем заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, по-прежнему сильное лобби и длинные руки", - говорит аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов.

Впрочем, другие аналитики более оптимистичны. "У "Альфы" есть огромные достоинства - практически неограниченные финансовые ресурсы, отличная политическая поддержка и хороший кадровый и организационный потенциал", - сказала корреспонденту "НГ" аналитик UFG Елена Сахнова. В самой "Альфа-групп" тоже обещают отнестись к управлению со всей ответственностью. "Проект этот очень публичный, для нас это во многом вопрос репутации, - заверил корреспондента "НГ" вице-президент группы "Альфа-Эко" Игорь Барановский. - Мы хотим сделать из "Шереметьево" один из самых успешных аэропортов в Европе".

А вот вопрос совместного будущего "Аэрофлота" и аэропорта "Шереметьево" теперь не так однозначен. Елена Сахнова считает, что "в краткосрочной перспективе последствия (победы в конкурсе "Альфа-групп". - "НГ") для авиакомпании могут быть неприятными. "Альфа-групп" может, например, попытаться лишить авиакомпанию части хороших слотов (время вылета. - "НГ") или отдать в будущем слоты, которые хотелось бы получить "Аэрофлоту", другим компаниям".

Впрочем, в самой "Альфа-групп" уверяют, что подобная ситуация невозможна. "Нам очень не хочется, чтобы "Аэрофлот" куда-то уходил. Мы очень по-деловому и по-доброму настроены в отношении этой компании, - говорит Игорь Барановский. - Мы понимаем, что это авиакомпания номер один на российском рынке. Мы хотим, чтобы "Аэрофлот" был успешной, процветающей компанией, поскольку это один из самых влиятельных клиентов аэропорта".

Но в "Аэрофлоте" настроены не так благожелательно. Если Валерий Окулов воплотит в жизнь свою угрозу и переведет авиакомпанию, к примеру, в "Домодедово", для МАШ это будет большим ударом - "Аэрофлот" обеспечивает ему около половины годового пассажиропотока. "Конечно, МАШ может привлечь какие-то чартерные рейсы, но восполнить такие потери не получится", - говорит Елена Сахнова. Судя по всему, возможный переход "Аэрофлота" в "Домодедово" стал сюрпризом и для Группы "ИСТ ЛАЙН", управляющей этим аэропортом, - как заявили в пресс-службе компании, "Аэрофлот" не обращалась к руководству аэропорта Домодедово и его управляющей компании в отношении возможного перевода своих рейсов.

Строительство третьего терминала "Шереметьево", которого так долго добивался "Аэрофлот", тоже оказалось под вопросом. Елена Сахнова уверена, что этот процесс задержится. "Договор на управление аэропортом "Альфа-групп" заключила на три года, "Шереметьево-3" также будет строиться как минимум три года, - пояснила она. - Потом еще семь лет потребуется, чтобы проект окупился. Значит, прибыль "Альфа-групп" начнет получать только через 10 лет. Вряд ли они будут делать такие долгосрочные инвестиции". Вице-президент "Альфа-Эко" же говорит: "Инвестиционный контракт может быть совершенно независимым от ситуации нашего управления. Это предмет особых договоренностей и с "Аэрофлотом", и с государством, и с другими сторонами".

По словам Валерия Окулова, главным тормозом для развития "Аэрофлота" является именно отсутствие привлекательной, современной наземной инфраструктуры в "Шереметьево". "Альфа-групп" обещает все исправить. "Я убежден, что "Аэрофлот" только выиграет от того, что в "Шереметьево" наконец-то начнут проводиться реформы, - говорит Игорь Барановский. - Что касается "Аэрофлота", я уверен, что мы всегда найдем компромисс". Однако "Аэрофлот" неумолим. Валерий Окулов пообещал донести свою позицию до руководства страны и "ни в коем случае не опускать руки" в связи с поражением в конкурсе на управление "Шереметьево". Компания рассмотрит также вариант судебного оспаривания результатов конкурса, хотя иллюзий в отношении эффективности этого шага в "Аэрофлоте" не питают.


Источник: газета "Независимая газета"
pras
12:43 30-01-2004
4:3 в пользу "Альфы"
Аэропорт Шереметьево обрел управляющего
Совет директоров международного аэропорта Шереметьево (МАШ) вчера объявил победителем конкурса по управлению этим престижным объектом транспортной инфраструктуры компанию "Альфа-Шереметьево". Как сообщил председатель совета Юрий Исаев, при подведении итогов конкурса "Альфа-Шереметьево" набрала 595 баллов из 900 возможных, а "Интер- Терминал" - 528.

За право вывести главный аэропорт страны на уровень XXI века на финальном этапе соревновались всего две фирмы: "Альфа-Шереметьево", представляющая интересы финансово-промышленной "Альфа-Груп", и консорциум "Интер-терминал", организованный "Аэрофлотом", Национальным резервным банком (НРБ) и французской строительной группой Vinci. Правда, в самый последний момент число претендентов едва не увеличилось до трех.

Вчера утром в администрацию МАШ поступил исполнительный лист, выданный мировым судьей третьего судебного участка Дзержинского районного суда Новосибирска. Этот документ обязывал МАШ заново рассмотреть конкурсную заявку ООО "Спецпроектинвест". Предложение этой компании, учрежденной Международным промышленным банком, "Ингосстрахом" и еще несколькими структурами, было отклонено дирекцией МАШ на предварительном этапе (поводом было объявлено отсутствие достаточных банковских гарантий). Член совета директоров МАШ, первый замминистра транспорта Александр Нерадько, выйдя из зала заседания, сообщил, что совет возвращаться к анализу этой заявки не стал, так как решение сибирского мирового судьи "было обжаловано".

Как бы то ни было, на финальное голосование были выставлены лишь две заявки. По сведениям газеты "Время новостей", голоса директоров МАШ распределились следующим образом: замминистра экономического развития Юрий Исаев, замминистра транспорта Александр Нерадько и Карл Руппель - за "Аэрофлот", первый замминистра имущественных отношений Дмитрий Аратский и начальник управления того же ведомства Игорь Ротенберг, член Совета Федерации от города Москвы Олег Толкачев и замначальника экономического управления администрации президента Дмитрий Никологорский - за "Альфу". Руководитель департамента Минфина Владимир Белов и министр транспорта Московской области Петр Кацыв воздержались. В результате "Альфа" победила со счетом 4:3.

У представителей проигравшей стороны этот вполне спортивный результат вызвал негативную реакцию. "Подобное решение совета директоров нас удивило. О его мотивах можно только догадываться", - заявил газете "Время новостей" заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков. И тут же предположил: "Видимо, опыт аппаратных интриг и приватизации государственного имущества, накопленный "Альфой", перевесил опыт "Аэрофлота" в управлении авиатранспортным бизнесом". "Мы разными бизнесами занимались и привыкли быстро в них разбираться", - парировал этот тезис в разговоре с нашим корреспондентом генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский.

Депутат же Госдумы Александр Лебедев (до недавнего времени возглавлявший НРБ), в отличие от Кошлякова, итогом конкурса совсем не удивлен. "Никогда у меня не было сомнения, что так и было задумано, - сообщил он газете "Время новостей". - Это только подтверждает мою точку зрения, что проводить конкурс вообще не следовало". В то же время депутат считает, что "ничего худшего для развития "Аэрофлота", чем передать МАШ "Альфе", придумать было невозможно". Кошляков также пока не представляет, как проигравший и победитель будут теперь сотрудничать. Г-н же Барановский, со своей стороны, заявил, что его фирма "идет в МАШ с огромным запасом доброй воли по отношению к "Аэрофлоту".

По регламенту конкурса, решение совета директоров теперь должно быть утверждено собранием акционеров, то есть государством, которому принадлежат 100% акций МАШ.


Источник: газета "Время новостей"
pras
12:45 30-01-2004
"Альфа" выиграла
Группа Михаила Фридмана будет управлять "Шереметьево"
Михаил Фридман добился своего: управлять международным аэропортом "Шереметьево" будет "Альфа-групп". Правда, для этого компании "Альфа-Шереметьево" пришлось бороться на тендере с сильным противником - альянсом "Аэрофлота", НРБ и французской Vinci. Теперь "Альфе" предстоит непростая задача наладить отношения с главным авиаперевозчиком страны.

100% акций ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" принадлежат Минимуществу. В 2003 г. "Шереметьево" обслужило 11,5 млн пассажиров. По прогнозам менеджмента аэропорта, по итогам 2003 г. выручка "Шереметьево" составит около 3,8 млрд руб. , чистая прибыль - 700 млн руб.

Участвовать в тендере могла российская компания, имевшая на 1 января 2003 г. (с учетом средств учредителей) не менее 15 млрд руб. собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Те же требования предъявлялись и к финансовым показателям банка, выдавшего претенденту гарантию в 1 млрд руб. на случай возможного ущерба от его действий. Финансовые показатели должны быть заверены аудитором из "большой четверки". Претендентам надлежало описать в заявках опыт компании и ее "ключевого персонала" в составлении и реализации антикризисных программ, управлении аналогичным по масштабу предприятием и реализации крупных инвестпроектов. Эти данные чиновники оценивали по 25-балльной шкале. Победителем признавалась та компания, которая наберет наибольшую сумму баллов.

Президент "Альфа-групп" Михаил Фридман первым проявил серьезный интерес к "Шереметьево" в апреле прошлого года, направив премьер-министру Михаилу Касьянову просьбу отдать аэропорт в управление компании "Альфа-Эко". Но практически сразу же о похожем желании объявил и Национальный резервный банк, и правительство решило провести тендер. К тому же ряды интересующихся аэропортом пополнили АФК "Система", аргентинская Aeropuertos Argentina 2000 и группа "Ист Лайн".

Условия выбора управляющей компании утвердил премьер-министр и совет директоров МАШ, и 17 ноября был объявлен тендер. Роль тендерной комиссии выполнял совет директоров "Шереметьево", состоящий из госчиновников.

У компании "Альфа-Шереметьево", представляющей "Альфа-Эко", оказался только один реальный соперник - ООО "Интер-терминал" представлял консорциум "Аэрофлота" (40,05% ), Национального резервного банка (40,05% ) и французского строительного концерна Vinci. Заявки ООО "Спецпроектинвест", представлявшего Межпромбанк и "Ингосстрах", и фирмы ЗАО "Управляющая компания "Имбера", представлявшей интересы некоторых акционеров банка "ЦентроКредит" и близких к ним компаний, совет директоров "Шереметьево" отклонил.

Как сообщили чиновники, "Имбера" не смогла предоставить выписки из банка с указанием оборотов по расчетным счетам претендента или его участников. Кроме того, размер ее уставного капитала не дотянул до требуемых 55 млн руб. А заявка "Спецпроектинвеста" отклонена из-за того, что активы Межпромбанка на 31 декабря 2002 г. были менее 60 млрд руб. - всего 46,8 млрд руб. Компании не помогло даже решение мирового судьи Дзержинского районного суда Новосибирска, обязавшего совет директоров "Шереметьево" допустить "Спецпроектинвест" к конкурсу.

Как объяснил председатель совета директоров замминистра экономразвития Юрий Исаев, совет вчера подал апелляцию на решение новосибирского судьи и поэтому заявку "Спецпроектинвеста" не рассматривал. "Юридически наша позиция безупречна", - уверен Исаев.

На определение победителя у девятерых чиновников вчера ушло полтора часа. "Альфа-Шереметьево", по словам Исаева, набрало 595 баллов из 900 возможных, а "Интер-терминал" - 528. Он отказался говорить, как распределились баллы претендентов по критериям и как именно голосовали чиновники. Но один из членов совета пояснил "Ведомостям", что "Альфа-Шереметьево" получила небольшое преимущество по каждому из критериев.

"Видимо, опыт "Альфа-групп" в приватизации госсобственности перевесил опыт аэропортовой деятельности, который есть у нас и наших партнеров", - иронизирует член совета директоров "Аэрофлота" Лев Кошляков. "Это совершенно честная и справедливая победа, - уверен гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский. - Мы очень серьезно готовились к конкурсу и по всем критериям превосходили конкурентов". Впрочем, "засучив рукава, входить в ситуацию и исправлять ее" компания начнет после утверждения итогов конкурса, говорит Барановский. По словам Исаева, договор с победителем должно утвердить собрание акционеров "Шереметьево", которое правительство созовет в ближайшее время.

Межпромбанк пока не решил, оспаривать ли итоги тендера, говорит руководитель пресс-службы банка Филипп Ильин-Адаев. Но он утверждает, что ни банк, ни его структуры не причастны к разбирательству в новосибирском суде.

А проигравшая компания не будет оспаривать итоги тендера. "Мы считаем неэтичным судиться с правительством, - заявил основной владелец НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев, - хотя правительство сделало нам (акционерам "Аэрофлота") подножку. Нет ничего вреднее, чем лишить ведущую авиакомпанию базового аэропорта". По словам Барановского, цель "Альфы" - превратить "Шереметьево" в аэропорт европейского класса А. Но оппоненты в это не верят. "Их ("Альфы") главная цель - извлекать любым способом прибыль, в первую очередь за счет базирующихся в аэропорту авиакомпаний", - говорит Лебедев. "Надеюсь, они не будут добиваться своих целей, приглашая много чартерных перевозчиков и увеличивая тарифы для авиакомпаний", - добавляет Кошляков.

"Основная задача выполнена - аэропорт перешел в частные руки, и у него появилась возможность избавиться от тех проблем, которые он испытывал, находясь в руках государства", - говорит аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев. Он полагает, что "Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево" смогут найти общий язык по поводу строительства нового терминала, а частный управляющий сумеет "поднять аэропорт до уровня "Домодедово" или даже выше". "Аэрофлот" же, по мнению Нуштаева, от этого только выиграет.

Аналитик "Проспекта" Алексей Зайцев считает, что победа альянса "Аэрофлота" и НРБ была бы более логичной - для них это профильный бизнес. А перевес "Альфы", по его мнению, отражает ее большие лоббистские возможности. Но с другой стороны, передача "Шереметьево" в управление "Аэрофлоту" противоречила бы политике Минтранса по разделению авиакомпаний и аэропортов, напоминает аналитик.


Источник: газета "Ведомости"
pras
12:46 30-01-2004
"Шереметьево" досталось "Альфе"
Новая управляющая компания обещает потратить на аэропорт 2 млрд. долларов
ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) все-таки получило управляющую компанию. Победителем тендера, как и ожидалось, стала "Альфа-Шереметьево". Новый управляющий собирается сделать из "Шереметьево" один из лучших аэропортов в Европе и готов потратить на эти цели до $1.5-2 млрд.

Аэропорт захлебнулся в пассажирах

Построенный к московской Олимпиаде МАШ давно перестал отвечать современным требованиям. Раcсчитанный на максимальный пассажиропоток 9-10 млн. человек, он сейчас пропускает 11.3 млн. Несколько лет назад, до того, как модернизированный "Домодедово" стал стремительно оттягивать на себя потоки и авиакомпании, через "Шереметьево" проходило до 13 млн. человек.

Аэропорт буквально захлебывается. Ситуация, когда хвосты огромных очередей к стойкам вылета в разных концах зала перемешиваются под табло в центре, давно уже стала стандартной. Особенно в пиковые праздничные даты, когда туристические чартерные рейсы стартуют с интервалом в 15-20 минут.

Мировая практика показывает, что для успешного функционирования аэропорту необходимо становиться хабом - крупным узлом, в котором стыкуются международные рейсы. "Шереметьево" в его нынешнем виде выполнить эту задачу не может никак - хотя бы потому, что слотов с удобными стыковками катастрофически не хватает, а из одного терминала в другой и пассажирам и багажу приходится добираться автобусом.

Кроме того, любой путешественник может на глаз определить недостатки МАШа. Тут и постоянная путаница с регистрацией, и нехватка кабинок для пограничного контроля, и отсутствие тележек для багажа (пусть даже и платных), и халатность по отношению к соблюдению элементарных правил безопасности, и регулярная потеря грузов. В последнее время прибавилось еще одно неудобство: машины, привозящие пассажиров, не могут проехать дальше начала эстакады перед комплексом аэропорта, поэтому наверх, к залу вылета, людям приходится идти пешком. А встретить путешественников у дверей зала прилета могут только такси, постоянно работающие в "Шереметьево", поездка в которых обойдется как минимум в 1.5 тыс. руб. вне зависимости от дальности маршрута.

Конкурс чистильщиков

И администрация МАШа, и компании, претендовавшие на участие в тендере, признавали, что сервис в аэропорту далек от нормального. Даже Валерий Окулов, гендиректор "Аэрофлота", для которого "Шереметьево" является родным домом, называет аэропорт не иначе, как "позором". Приход управляющей компании в данной ситуации считался всеобщим благом. Правда, интересы у каждого участника тендера в данном случае были свои.

Требования к участникам тендера были довольно жесткими. Например, размер активов учредителей должен был составлять более 60 млрд. руб., а собственные средства - не менее 15 млрд. руб. Заявку первоначально подавали ООО "Интертерминал", учредителями которого являются "Аэрофлот", Национальный резервный банк и французская компания Vinci, "Альфа-Шереметьево", учрежденная "Альфа-Эко", инициировавшей проведение этого тендера, альянс ООО "Имбера" и ООО "Спецпроектинвест", имеющее отношение к Межпромбанку и "Ингосстраху". Заявка "Спецпроектинвеста" была отклонена 20 января из-за отсутствия у компании банковских гарантий. "Имбера" сошла с дистанции из-за неправильно оформленной документации. В конце концов основная борьба шла между "Альфа-Шереметьево" и "Интертерминалом".

"Аэрофлот", имеющий долю в половине компаний, работающих в "Шереметьево", и кровно заинтересованный в управлении аэропортом, схватку проиграл. Выиграли ли пассажиры - пока непонятно. Конкретных предложений по реконструкции и реорганизации МАШа у "Альфа-Шереметьево" пока нет. Игорь Барановский, генеральный директор "Альфа-Шереметьево", утверждает, что в планах его компании сделать из МАШа не просто аэропорт европейского класса, а хаб, который входил бы в число лучших в Европе. Но для начала необходимо привлечь лучшие креативные силы (в том числе и зарубежные) для разработки детального плана развития аэропорта до 2015 года. Готовить подобный документ "Альфа-Шереметьево" пока не начинала. Барановский утверждает, что такого плана не было и у конкурентов. "Проект по составлению плана рассчитан на полгода и является очень капиталоемким. Делать его для того, чтобы просто оставить себе на память, не хотелось", - объясняет он. Кроме того, "Альфа-Шереметьево" хочет изучить реальную картину дел в аэропорту. Барановский подозревает, что она может оказаться совсем не такой, как в бумагах, предоставленных администрацией МАШа, поэтому для начала понадобится хотя бы детальный экспресс-аудит.

Новая жизнь аэропорта начинается сегодня

Барановский обещает уже с нынешнего четверга начать выявлять болевые точки "Шереметьево". Устранить несуразности, допущенные при проектировании аэропорта, и выстроить грамотную транспортную логистику единого узла быстро не получится. Построить новый терминал или хотя бы еще одну взлетную полосу - тоже. Но улучшить сервис для пассажиров можно быстро. "Альфа-Шереметьево" обещает этим заняться. "Согласно тендеру, мы становимся управляющей компанией на три года. За это время мы надеемся как минимум продемонстрировать серьезность своих намерений", - говорит Барановский.

По экспертным оценкам, которые использовала "Альфа-Шереметьево", в решение комплекса вопросов вокруг "Шереметьево" необходимо вложить $1.5-2 млрд. Компания готова постепенно инвестировать эти средства, но при условии, что государство создаст компании нормальные условия для работы и даст гарантии. Каких гарантий "Альфа" хочет от власти, Барановский не говорит. Барановский не скрывает, что предстоящий инвестиционный конкурс (на постройку третьего терминала и реконструкцию) - это отдельная песня и условия его еще будут оговариваться отдельно.

Вложения "Интертерминала" должны были оказаться гораздо скромнее. По словам Льва Кошлякова, заместителя генерального директора "Аэрофлота", на третий терминал нужно потратить $350 млн. и еще около $200 млн. - на реорганизацию нынешнего МАШа. "Дело не в деньгах, - утверждает Кошляков. - Мы предлагали уникальный профессиональный опыт "Аэрофлота" по организации перевозок, а также опыт Vinci по строительству и управлению аэропортами по всему миру. В отличие от "Альфы", мы были заинтересованы в первую очередь в улучшении работы аэропорта. А их интересует только получение прибыли".

Теперь "Альфа-Шереметьево" получит 1% от годовой выручки аэропорта и 2% от чистой прибыли в качестве вознаграждения за управление. При таких условиях у компании нет особых стимулов для сокращения издержек аэропорта. Из этого следует, что быстрой реорганизации работы МАШа не будет - во всяком случае в той части, которая не касается взаимоотношений с аэрофлотовскими компаниями. О том, что в итоге получат пассажиры, можно будет реально говорить не раньше чем через полгода.


Источник: газета "Финансовые Известия"
pras
12:48 30-01-2004
"Аэрофлот" вылетел из Шереметьева
Крупнейшей российской авиакомпании не удалось взять под свой контроль аэропорт Шереметьево. Теперь "Альфа-Шереметьево" будет решать, как его реконструировать и какие терминалы в нем строить.

Вчера вечером совет директоров АО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) наконец-то выбрал управленца для аэропорта. Победителем вышла компания ОАО "Альфа-Шереметьево". Для того, чтобы управление аэропортом было признано успешным, "Альфе" нужно найти средства на ремонт хиреющего терминала Шереметьево-2, выделить 350 млн долл. на строительство третьего терминала, а также разобраться в хитросплетениях отношений аэропорта и многочисленных компаний, работающих на его территории. Начать "Альфа" собирается с последней задачи: менеджеры компании считают, что простая ревизия покажет, где МАШ теряет деньги. Первой жертвой такой политики нового руководства аэропорта может стать "Аэрофлот", основной клиент МАШ и участник различных околошереметьевских структур.

К 28 января в конкурсе за Шереметьево остались альянс "Аэрофлота" и Национального резервного банка (НРБ) и компания "Альфа-Шереметьево". "Аэрофлоту" контроль над аэропортом был нужен, чтобы быстрее построить новый терминал Шереметьево-3. "Альфа" рассматривает управление авиаузлом как способ хорошо заработать: Шереметьево по-прежнему остается крупнейшим аэропортом России, где работают более 100 отечественных и иностранных компаний. Основным своим преимуществом перед остальными конкурентами "Аэрофлот" и "Альфа" считали партнерство с иностранными компаниями, управляющими зарубежными аэропортами (первый заручился поддержкой Vinci, вторая - Munich Airport International, Airport Consulting Vienna и Bouygues Construction). "Компания Vinci - многопрофильная структура, одно из направлений работы которой - управление объектами в интересах собственника, в настоящее время у них в концессии 26 аэропортов по всему миру", - сказал RBC daily официальный представитель НРБ Владислав Кузьмичев. В последний момент в конкурс чуть было не вернулся "Спецпроектинвест" (учредители - "Межпромбанк" и ОСАО "Ингосстрах"), его восстановил районный суд г. Новокузнецка, однако комиссия успела опротестовать данное решение.

Как стало известно вчера вечером, комиссия, куда входили представители Минэкономразвития и Минимущества (АО "Международный аэропорт Шереметьево" на 100% принадлежит государству), предпочла управленца, который обещал детально разобраться в хозяйстве аэропорта. "Альфа-Шереметьево" с самого начала намекала на то, что прежняя и нынешняя администрации авиаузла могли действовать в интересах различных компаний, обслуживающих аэропорт, а не в пользу МАШ. В их числе упоминался и "Аэрофлот", который полностью или частично владеет разными компаниями, работающими в аэропорту. "Мы неоднократно поднимали проблему, что аэропорт должен контролировать то, что по праву принадлежит ему, является его составной частью", - сообщил RBC daily Игорь Барановский, вице-президент группы "Альфа-Эко". В случае победы "Альфа" обещала провести ревизию всех договорных отношений МАШ с партнерами и по возможности пересмотреть их. "Мы готовы вести проверку столько времени, сколько потребуется, - говорит господин Барановский. - По ее итогам я не исключаю возможности пересмотра договоров аэропорта с действующими компаниями-партнерами, если они были неправильно оформлены или заключены с нарушением закона".

Этим обещаниям "Аэрофлот" смог противопоставить только разговоры о строительстве нового терминала Шереметьево-3. ""Аэрофлот" беспокоится о перспективе строительства третьего терминала, он ему необходим для развития своей базы в Шереметьеве, - говорит Александр Старостин, руководитель проекта коммуникационной группы "Инсайдерс". - Первый и второй терминалы - это по сути один аэропорт, как бы два подъезда одного дома; странно, если третий подъезд будет строиться и жить независимо от них". В прошлом году президент "Аэрофлота" Валерий Окулов рассказывая о планах развития компании до 2010 г., прямо говорил, что без Шереметьева они не будут исполнены. "Тогда в прогнозе мы брали все факторы в комплексе, и общий рост авиаперевозок и формирование международного альянса с участием "Аэрофлота", в том числе и расширение аэропорта Шереметьево", - утверждают в пресс-службе "Аэрофлота". Несмотря на такую озабоченность будущим третьего терминала, авиакомпания не смогла представить комиссии законченного проекта Шереметьева-3: известно только, что его строительство оценивается в 350 млн долл., но и эта цифра появилась лишь в стратегии управления ООО "Интер-терминал" (СП "Аэрофлота", НРБ и Vinci), и как она была посчитана, там не объяснено. На момент проведения комиссии "Аэрофлот" не имел даже соглашения о строительстве третьего терминала: старое было расторгнуто в прошлом году, а новое не удается заключить четвертый месяц подряд. "Сейчас этот вопрос находится в той же стадии, что и осенью прошлого года, мы не подписали нового соглашения", - сказали RBC daily в пресс-службе "Аэрофлота".

Для "Аэрофлота" проигрыш в тендере не означает, что третьего терминала вообще не будет - о его строительстве говорили и представители "Альфы". Однако когда и как он будет строиться, а главное, будет ли он принадлежать "Аэрофлоту" (ранее предполагалось, что он станет основным международным терминалом для него и его партнера - Air France), - теперь вопрос открытый. Однако уйти "Аэрофлоту" некуда - он не сможет покинуть свой базовый аэропорт. "Если он уйдет из Шереметьева в Домодедово, то придется возить пассажиров из одного аэропорта в другой (пересадка с международного рейса на внутренний): Домодедово не может обслужить все его внутренние и внешние рейсы", - говорит один из перевозчиков. Возможно, "Альфа" потребует разменять доли "Аэрофлота" в различных предприятиях аэропорта в обмен на выгодные сроки и условия строительства Шереметьева-3. При таком сценарии авиаперевозчик сможет получить новый терминал в приемлемые сроки до 2007 года.


Источник: газета "RBC Daily"
pras
18:18 08-02-2004
Запасной аэродром Михаила Фридмана
Государство пристроило "Шереметьево" в хорошие руки "Альфы". Лучше аэропорт от этого точно не станет
"Альфа-Шереметьево", дочерняя структура "Альфы-Групп", на ближайшие три года стало управляющей компанией международного аэропорта "Шереметьево" (МАШ, 100% акций принадлежит Минимуществу). Победитель конкурса должен быть утвержден собранием акционеров аэропорта "Шереметьево" в течение 45 дней, после чего назначение управляющей компании завизирует премьер-министр Михаил Касьянов. Но до тех пор должны разрешиться две интриги. Во-первых, будет ли проигравший "Интертерминал" (40,05% акций принадлежит "Аэрофлоту", 40,05% - Национальному резервному банку, остальное - французскому строительному концерну Vinci) оспаривать итоги конкурса в суде. А во-вторых, выполнит ли "Аэрофлот" свою угрозу покинуть "Шереметьево", если отношения с "Альфа-Шереметьево" не сложатся. Об этом сказал глава НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев сразу после объявления результатов конкурса.

Если с первой интригой все более или менее ясно (как показывает опыт альфовских недружественных поглощений, судиться с компанией Михаила Фридмана - занятие малоперспективное), то вторая куда более интересная. Ежели ведущая авиакомпания страны перебазируется из "Шереметьева" в "Домодедово", то МАШ из главных воздушных ворот страны превратится в запасной северный столичный аэродром, а победа "Альфы" окажется пирровой: проигравший "Аэрофлот" перевозит 54% шереметьевских пассажиров, 70% грузов и 86% почты.

Против кого дружили

Конкурс по выбору управляющей компании крупнейшего по объему перевозок аэропорта России (пассажиропоток в 2003 году составил 11,5 млн. человек, а у главного конкурента - "Домодедова" - около 9,4 млн., у "Внукова" - 2,5 млн.) вызывал немало нареканий. Например, многим показалось странным, что по условиям в конкурсе не имеют права принимать участие те компании, где доля государства составляет более 25%. Соответственно, "Аэрофлот", 51,17% акций которого принадлежит государству, самостоятельно участвовать в тендере не мог. Были и другие ограничения - уставный капитал претендента должен быть не менее $1,87 млн., сумма собственных средств - не менее $500 млн., а активы - не менее $2 млрд. До таких требований не дотягивал и НРБ Александра Лебедева - активы банка по состоянию на 1 декабря составляли всего порядка $520 млн. (33-е место в рейтинге "Профиля").

Любопытно и другое: основными претендентами на управление МАШ помимо "Альфа-Шереметьево" и "Интертерминала" считались структуры АФК "Система" и группы "Ист Лайн". Однако неожиданно для многих участвовать в тендере они и вовсе отказались, даже не запросив конкурсную документацию. Это дало основания полагать, что Владимир Евтушенков и Дмитрий Каменщик заранее знали о том, кто будет победителем. Еще два претендента - "Спецпроектинвест" и "Управляющая компания "Имбера" - были сняты с конкурсной гонки: первый по причине отсутствия банковских гарантий, второй - поскольку неправильно оформил документацию.

Не корысти ради

Еще одна загадка конкурса: если в мировой практике принято платить управляющим компаниям за сокращение издержек, то в случае с "Шереметьевым" вознаграждение к качеству работы управляющего никак не привязано. Управляющая компания получит 1% от выручки "Шереметьева" плюс 2% от чистой прибыли, а если будет прирост годовой выручки, то еще и четверть от этого прироста. Если финансовые показатели деятельности "Шереметьева" не изменятся (выручка за 2003 год - 3,8 млрд. рублей, прибыль - 0,7 млрд. рублей), за год "Альфа" получит $1,79 млн., а за три контрактных года - $5,4 млн.

Претензии, озвученные после проигрыша Валерием Окуловым, как раз касались этого аспекта. "Условия конкурса не предполагают обязательств управляющей компании по развитию "Шереметьева", а предусматривают только одно - порядок вознаграждения". По словам главы "Аэрофлота", "Шереметьево" теперь может выбрать два варианта, каждый из которых его авиакомпанию категорически не устраивает, - либо увеличить аэропортовый сбор с перевозчиков, либо практиковать все больше чартерных рейсов.

Впрочем, аналитики рынка не верят, что государство, владеющее 100% акций "Шереметьева" и контрольным пакетом акций "Аэрофлота", позволит авиакомпании сменить базовый аэропорт на "Домодедово". Тем более что, как сказали в пресс-службе группы "Ист Лайна" (владеет аэропортом "Домодедово"), если "Аэрофлот", перевозящий 6,2 млн. пассажиров ежегодно, перейдет сейчас в "Домодедово", это снизит качество услуг аэропорта.

Другой вывод: "Альфе" все равно придется договариваться с "Аэрофлотом", которому принадлежат акции примерно 40 компаний, работающих в "Шереметьеве". Генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов сказал "Профилю", что не собирается продавать активы "Аэрофлота" - в их числе достаточно рентабельная гостиница Novotel (100-процентная дочка "Аэрофлота") и предприятие "Аэрофест" (магазины Moscow Duty Free, равные доли акций у "Аэрофлота", МАШ и германского учредителя). И если в Novotel управляющую компанию "Альфы" не пустят, то на "Аэрофест", как и на многие другие неавиационные активы "Аэрофлота", "Альфа-Шереметьево" будет влиять через своих людей в советах директоров.

Третий лишний

Но самая печальная судьба пока ожидает проект третьего терминала "Шереметьева", о начале строительства которого говорят уже на протяжении пяти лет. Выделенный под "Шереметьево-3" участок земли в Химкинском районе принадлежит "Аэрофлоту", он начал там даже вырубать леса, но стройка с мертвой точки не сдвинулась.

Слишком уж разные цели преследуют менеджеры "Аэрофлота" и "Шереметьева". "Аэрофлоту", желающему войти в альянс Sky Team, который создан Air France и Delta, современный терминал необходим как воздух. А МАШ в строительстве "Шереметьева-3" на 9 миллионов пассажиров в год как раз вовсе не заинтересован. Чтобы отбить вложения в новый терминал по полной программе, надо почти вдвое увеличивать пассажиропоток, а это вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Дело в том, что помимо "Домодедова" главным воздушным воротам страны на пятки наступает и "Внуково": Юрий Лужков мечтает о чудесном превращении гадкого утенка в номер один среди российских аэропортов. А как московский мэр умеет финансировать свои мечты, рассказывать никому не надо. На прошлой неделе "Внуково" озвучило свои намерения уже в апреле этого года открыть международный аэропорт, построить к нему монорельсовую дорогу от метро "Юго-Западная" до аэропорта "Внуково" и увеличить пассажиропоток с нынешних 3 млн. минимум до 7 млн. человек в год. По данным "Профиля", авиакомпания "Сибирь" планирует перевести часть рейсов во "Внуково". По мнению Бориса Рыбака из компании "Инфомост", многие другие авиакомпании могут последовать примеру "Сибири" в случае, если инфраструктура аэропорта доведут до должного уровня. Не исключено, что уход АФК "Система" с конкурса по "Шереметьево" был связан в том числе и с этими планами московского правительства: реконструкция аэропорта потребует $300 млн, и финансовые возможности близкой Москве ФПГ будут здесь очень даже востребованы.

В случае же с "Альфой" заинтересованность во вложениях строго обратная. Постройка нового терминала, который не сможет работать на полную мощность, повысит издержки, и вознаграждение за управление автоматически снизится.

В принципе, "Альфа-Шереметьево" в случае победы обещало привлечь на развитие аэропорта $1,5-2 млрд. Как заявлял генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский еще до конкурса, управляющая компания планирует построить новый терминал "Шереметьево-3", реконструировать и реорганизовать существующую инфраструктуру, создать удобную и понятную транспортную сеть. Однако, учитывая, что контракт заключен всего на три года, очевидно: вернуть вложенные деньги инвестору в течение указанного срока не удастся. Кстати, этот срок сам по себе наводит на определенные мысли. Ведь обычно такие объекты даются в управление на 30-50 лет, за которые можно совершить масштабные инвестиции, оправдать вложения и получить прибыль. Поэтому у экспертов рынка озвученная сумма вызывает большие сомнения - более вероятным представляется, что инвестиции "Альфы" в "Шереметьево" будут "чисто символическими".


Источник: журнал "Профиль"