День первый.
Вылетаем из Шереметьево в Лиму, выпив перед посадкой уже традиционный бокал Guinness. Полёт не сказать чтоб прям выматывающий, но всё же 20 часов с часовой состыковкой, это много и мы слегонца ошалели. Развлекаем себя в пути чтением и
Каркассоном. Незадолго перед посадкой заполняем декларацию въезжающего в Перу иностранца. Которая, кстати, вызывает некоторые опасения: заявляется об ограничениях по количеству на ввоз теле/фото камер, телефонов и носителей информации к ним; мы выбиваемся за рамки допустимого со своей техникой. К счастью, на деле нас никто это не проверял... Хотя... На таможне у "зеленого коридора" есть кнопка. Выходя, ты ее обязательно нажимаешь и тогда зажигается зеленый свет светофора - проходи, мол. Штука в том, что иногда зажигается красный и тогда тебя досмотрят. За цвет светофора отвечает генератор случайных чисел. Интересная система. Мы прошли на зеленый.
На выходе из аэропорта ждёт таксист с табличкой Victor Cavanov. Это за нами. Довозит нас до забронированного из Москвы La Casa San Martin Boutique Hotel в тихом жилом (а так же престижном и дорогом, по здешним меркам) райончике Miraflores. Пока едем, жадно впитываем местную культуру вождения, скоро самим за руль. Движение на дороге не хаотичное, но какое-то уж очень судорожное и внушающее опасение. Пропускать другие автомобили не принято в принципе, перекрёстки очень часто не просматриваемые и неясно где главная дорога, а где второстепенная. Нужно чаще сигналить, предупреждая о своём появлении. Пешеходы совершенно бесправные и зашуганные.
Гнетущее впечатление производят огороженные решетками с шипами дома, нижние этажи которых так же тщательно баррикадируются. Куда мы попали, в зону военных действий? Каждый дом - крепость. Еще один мегаполис контрастов, где есть место и домам богатеев, и туристическим районам, и индустрии и бандитским трущобам. Полиции очень много. Впервые показался Тихий океан, наш таксомотор движется по дороге вдоль берега. В волнах прибоя серфингисты на своих досках, в небе парашютисты, парят на восходящих потоках.
Закинув вещи в отель, оправляемся к берегу океана, впервые поужинать на новом месте. По пути меняем деньги (700 евро -> 22600 новых солей) и пробуем инка колу (Inka Kola), похожую на какой-нибудь советский "колокольчик" или более современный "Irn Bru". С этого момента, инка кола становится нашим основным напитком, ибо необычайно вкусна на жаре и броско ядовита на цвет впридачу. Хит продаж с тридцатых годов прошлого века, к слову сказать. Придуманная в 1935 году британским иммигрантом Хосе Робинсоном Лидли, сейчас “Инка Кола” считается национальным достоянием перуанцев, вызывая патриотическую дрожь в коленях благодаря агрессивной многолетней рекламе с упором на национализм. “Это НАШ вкус”, “Вкус Перу”, “Открой вкус Перу ” и тому подобная промывка мозгов идёт уже более семидесяти лет. Торговая марка ныне принадлежит вездесущей Кока-Коле везде, кроме самой Перу, где “Инку” производят наследники Линдли. Впрочем, с 1999 года Кока Кола и тут влезла в долю.
Доходим до Larcomar, нового торгово-развлекательного центра на берегу океана, вырезанного в прибрежной скале. Тут есть кинотеатр, боулинг, рестораны, бутики и всё-всё, что нужно цивилизованному перуанину чтоб провести вечер с семьёй или любовницей. Ресторан La Dama Juana выбран по рекомендации на рецепшене нашей гостиницы - и он весьма недурен. Сходу заказываем прославленный коктейль писко соур (т.н. "кислый писко").
Пару слов про сей напиток. Основа коктейля – местный виноградный бренди “писко”, что в переводе с языка кечуа значит “птичка”. Существует несколько версий происхождения названия, одна из которых гласит, что бочки с тогда низкокачественным и безвестным бренди маркировались портом его морской пересылки в Испанию и в страны Латинской Америки, собственно городом Pisco. Авторство этого крепкого алкоголя оспаривается Чили, производящей свой вариант бренди, что даже послужило поводом к вооруженному конфликту. Со временем писко научились должным образом очищать, и после него уже не так хотелось разрядить в свою похмельную голову револьвер. Тогда-то и был придуман отличный освежающий коктейль, авторство которого опять же и Перу и Чили приписывают каждый своей стороне (Чили впрочем – за счёт захваченного в ходе конфликта перуанского города). Прообразом напитка стал изготовляемый из смеси лимонного сока и писко пунше, смесь, известная ещё с 18-го века. В начале века двадцатого, в неё научились добавлять сахарный сироп и взбитый яичный белок, плюс капельку горчинки лечебного бальзама для завершения образа. Вуаля, напиток готов. Не знаю, существует ли канонический рецепт коктейля писко соур, даже в Перу в разных барах коктейль серьёзно различался оттенками вкуса и крепостью.
Вообще, есть целая серия спиртных напитков на основе виноградного бренди писко, и невкусных мы не встречали. Но пожалуй, писко соур из них лучший.
Возвращаясь к ужину. В ресторации, нам подали чичарон. Это свинина, курица или креветка в кляре плюс сырный соус, необыкновенно вкусное блюдо на мой взгляд (это даже при моей нелюбви к кляру-то!). На наш стол поставили русский флажок, опознали руссос, выходит. Мне вообще показалось, что в Перу к русским отношение хорошее.
Возвращаемся в отель, завтра с утра машину забирать и в путь отправляться. Фотографий этого дня у меня нет, подуставший был после перелёта, каюсь.
Начинаю считать походные траты.
* 700 рупь - аэропортовый Guinness.
* 10 баксов с человека – трансфер из аэропорта Лимы.
* Бронь номера в 105 USD обернулась 315 sol (хорошо конвертнули в отеле, ага), с рублёвой карты в итоге сняли 3500 руб.
* Ужин c напитками обошелся в 120 sol, это недешёвый ресторан.
* * *
День второй.
Несмотря на джетлаг, удалось выспаться. В номере высокая влажность, но это списали на близость к морю, Лима вообще город туманный. Беру за правило делать по утрам зарядку, уделяя внимание прессу. Jetlag... вот прицепился же cашкин американизм, а синоним не подберешь! Короче, джетлаг - это такая немощь, вызываемая несовпадением дневного времени и жизненных ритмов человека. Может появиться в результате смещения часовых поясов при дальних перелётах.
Завтрак очень качественный, фрукты (банан, манго, ананас, дыня), сок свежевыжатый сколько влезет, яичница с беконом и сыром, свежий хлеб. Мате де кока - чай из листьев коки, на вкус как отвар крапивы, но бодрит не в пример больше.
Идём в Hertz за машиной. Описанная точка выдачи транспорта у гостиницы Редиссон оборачивается парой служащих фирмы, которые отвозят в настоящий офис выдачи машин, благо так же в районе Мирафлорес. Сюрприз: Туксона в наличии нет и нам выдают Toyota Rav4. Хорош, чертяка, но опасения вызывает за расход топлива: ездил я на таком, бензин он жрёт с аппетитом. К тому же, коробка автоматическая. Зато нас клятвенно заверяют, что Rav4 выше Туксона классом. Соглашаемся, что делать. Проводим дефектовку, блочим деньги на кредитке, получаем ключи и документы. Полный бак. Подсоединяем к розетке навигатор и едем. Адекватные карты Перу нашлись, как это ни странно, не на яблочной платформе и не на андроиде... на Винде! Гармин, с какой-то энтузиастско-любительской оцифровкой дорог на стареньком ASUS P550 работает просто великолепно. Вернулись по навигатору в отель, забили багажник вещами, подключили инвертер и тройник. Выписываемся. Неплохой вообще отель, но не было горячей воды и сыровато как-то - второй раз бы здесь не остановились.
Заезжаем в местный супермаркет METRO, закупиться водой и прочим необходимым. Выехали на Панамериканское шоссе (тут оно зовётся Panamericana Sur) в сторону заповедника Паракас. Часовенки вдоль дороги отмечают места смерти автомобилистов. Иногда целая череда - автобус разбился или иное средство перевозки множества людей.
[изображение]
Такие вот придорожные будки отмечают места автокатастроф. Часто попадаются...
Панамериканское шоссе - это сеть дорог суммарной длиной в 48 тыс. километров, протянувшаяся от Аляски до Аргентины с разрывом на до сих пор неосвоенной територии, на границе Колумбии и Панамы, названным Дарьенским пробелом. Замкнуть две части шоссе вначали мешали экологи, сетующие на возможный непоправимый вред природе региона, а затем наркополицейские, опасающиеся увеличения траффика кокаиновой дури и последующего легалайза. Изначально, трасса виделась его идеологам железнодорожной, но дело долго не могло сдвинуться с мёртвой точки. А когда Новый Свет сделал ставку на автомобилестроение, задумку переиграли в пользу скоростной автодороги.
Дорога поначалу хорошая даже очень: летим 170-180 км/ч, хоть пузатый RAV4 и ощутимо покачивает. Зато звукоизоляция на высоте. Первая встреча с местной полицией, обычная дорожная проверка. Обшманали по полной, доложу вам. Аптечка есть? Огнетушитель есть? А если поискать? Ваши права без паспорта недействительны. Ах, есть паспорт... А в аптечке есть ножницы, чем вы будете бинт резать? Отбрехались кое-как. Обзоры обещают полицейский досмотр в среднем раз на 500 км. Нас вскоре досмотрят вторично, так что на последующее время вероятность полицейских досмотров существенно снизилась. Четыре дорожных сбора - 3, 11, 5.5 и 7.5 sol.
Въезд в национальный заповедник Паракас - три соля с человека. Расположенный в 22 км от города Писко на полуострове Паракас, заповедник являет собой более 300 тысяч гектар пустыни, холмов, пляжей, прибрежных скал и омываемых океаном островов, населённых десятками видов птиц. Прибрежные воды богаты вкуснейшими морепродуктами и рыбой, в чём мы и поспешим вскоре убедиться.
По грунтовкам не очень понятно куда ехать, даром что есть указатели. Тут было б очень хорошо погонять на квадрицикле или джипе – очень душевная пересечённая местность. Подъезжаем к Катедрал, смотровой площадке с видом на скалы, острова и океан. До недавнего землетрясения тут была живописная арка, долгое время являвшаяся визитной карточкой заповедника. Выглядела она вот так, но увы, её больше нет.
Тут мы встречаем суетливого рейнджера на мотоцикле. Он крайне озабочен нашей безопасностью, т.к. по радио как раз передали предупреждение о повышенной сейсмической активности в регионе. Рейнджер настоятельно просит нас не приближаться к обрыву. Спрашивает, знаем ли мы дорогу и не нужно ли нас проводить.
Мы уже проголодались и непрочь перекусить, для чего направляем машину в сторону Лагунильяс, бухты с кучей рыбацких судёнышек и несколькими ресторанчиками на берегу. На подъезде к месту, нас встречает улыбчивый парень на велосипеде. Тут нешуточная конкуренция за туристические желудки и нам сходу предлагают бесплатный аперитив. У ресторанчиков нас пытаются “отбить” представители ресторанов-соперников, но мы не поддаёмся. Наш новый дружбан притаскивает целое блюдо свежайших морепродуктов – выбирайте, гости дорогие! Берём моллюсков печёных и в виде севиче, пару рыбин (рокфиш и сибас) и писко соур. К слову: севиче – отличная холодная закуска. Сырая рыба или моллюски в схожем с шашлычным маринаде, с лучком и перчиком… пальчики оближешь! Кто таскает мясо и лук из таза с шашлыком, а так же любит карпаччо и сашими, тот несомненно оценит.
[изображение]
Выбирайте, гости дорогие!
Запомните этого парня. Будете в Паракасе - ориентируйтесь на него, он хороший человек.
[изображение]
Свежатинка-с! А ещё аперитив из трёх шотов писко соур.
[изображение]
Пока наши блюда готовятся, выбираемся на крыльцо поснимать пеликанов, патрулирующих корабли рыболовов.
А вот и еда подоспела.
Увы, солнечного времени осталось совсем чуть и на морскую экскурсию мы не поспеем. Да и ребята не особо жаждут плавать на лодке, а ведь зря – неохваченными остались птичьи базары с пингвинами и фламинго, мы не повидали дельфинов и загадочный канделябр на склоне горы, видимый только с воды. Мы впервые, но отнюдь не в последний раз, сталкиваемся с дефицитом времени. Наша нерасторопность в фотосъёмке и нежелание вставать пораньше оставили непросмотренными много интересных перуанских штучек. Плюс пробелы в планировании маршрута, это уже целиком моя вина.
Поменяли водителя, за рулем Саша. Пройдя 335 км впервые заправились. Полный бак - 200 солей, посмотрим, насколько его хватит. Проезжаем город виноградарей и виноделов Ica. До Наска еще 150 км. Ехали долго и солнце успело закатиться за горизонт. Проблемы доставляют грузовики - на горных серпантинах как паровозы собирают за собой кучу вагончиков-машин, не имеющих возможности их обогнать. Мы лихачим.
Затемно, в семь вечера, приезжаем в Наску. Берем трехместный номер в Hotel Alegria. Тут есть горячая вода, сувениры и ресторанчик, а также закрытая парковка для автомобиля. Рядом турфирма, где заказываем полет над плато с геоглифами. Вылет с утра, но время не самое удачное, 10:00 - самую рань уже разобрали.
Пьем чай с кокой, сводим дебеты с кредитами, да и спать. Подъем в семь утра.
Траты.
* 200 sol – бензин.
* ок. 30 sol - вода и продукты
* 27 sol – дорожные сборы
* 3 sol – въезд в Паракас.
* ок. 130 sol на человека – еда в Лагунильяс.
* 100USD с человека – завтрашний полёт над плато Наска.
От Куско до Наска 450 км, но мы проехали все 500 по Паракасу, Лиме и вообще плутаючи.