День третий.
Утро, завтрак. Кофе исключительно вкуснейший и до омерзения натуральный, даже мелькает мысль, что на производящем его континенте не знают растворимых напитков. Аналогично соки - никаких концентратов и пастеризации, все свежевыжатое. Мы в городке, находящемся на высоте 600 метров над уровнем моря. В восемь подадут автобус до аэропорта, где мы сядем в аэроплан и поднимемся ещё выше, глядеть различимые лишь с высоты узоры. Наска - это ровное пустынное плато, образованное литосферной плитой. Аналогичное название носит и древняя индейская культура, оставившая нам как загадочные
геоглифы, так и вполне утилитарные подземные акведуки, функционирующие и сегодня. Но привлекает внимание не водопровод.
В аэропорту оплачиваем дополнительный сбор в двадцать пять солей. Время 8:40 и нас попросили подождать взлета еще двадцать минут. Если полетим в девять, то это даже хорошо, опередим график (ибо билеты брали на 10:00). В девять часов идём к самолёту. Рассаживают в соответствии с весом тела, чтоб самолёт не перекашивало (взвешивание провели накануне, при покупке билета). Нам раздают наушники, рассказывать в пути, какие фигуры пролетаем.
Взлетаем! Экскурсия продлится сорок минут. Четырехместная тесная Цесна кренится то одним то другим боком для лучшего обзора линий пассажирами, на поворотах ощутимая перегрузка и вообще неслегка укачивает. Сергей со своей слабой вестибуляркой совсем позеленел, жрёт таблетки пачками.
Единого мнения о назначении фигур не существует. Ведущий специалист по линиям, первый их фотограф и один из первых исследователей, Мария Райхе, считала плато Наска культурно-религиозным центром, привлекавшим паломников, а его геоглифы - астрономическим календарём. Несмотря на неоднозначность такого вывода, лучшего пока никто не предложил. Если не верить, конечно, в "посадочные полосы инопланетян". Другая ходовая версия гласит, что фигуры предназначались в дар заседавшим на облаках богам, дабы заслужить их благосклонность.
Что за существа изображены на плато, так же остаётся загадкой. Расхожие наименования, все эти "колибри", "кондор" и т.п. являются лишь предположениями, основанными на внешнем сходстве. Притом, часто спорном. Кроме того, часть названий различается в разных языках. Например, отечественное наименование одного из геоглифов "космонавт" никак не бьётся с англоязычным "owlman" (человек-сова), встречающимся в путеводителе.
Райхе считала, что гигантские фигуры создавались по нарисованным мини-эскизам, переносившимся затем на "холст" плато. Для точности позиционирования рисунков использовалась своего рода координатная "сетка", образованная воткнутыми в почву на тщательно отмеренные расстояния жердями. Плато Наска сплошь покрыто камнями да булыжниками, под которыми находится ровный плотный грунт; для создания линий камни выбирались с намеченной территории и складывались в стороне. Сейчас многие линии перечёркнуты следами автомобилей: через плато проходят несколько дорог и кое-где сваливается городской мусор. А ещё, одно время у местной золотой молодёжи было модно гонять прямо по фигурам, закладывая лихие виражи, дабы оставить след своих покрышек в истории.
Любопытно, что часть начертанных существ, которых удалось идентифицировать, вблизи от плато Наска не водится. Например, кашалот и обезьяна. Колибри тут тоже не замечены.
Немало вопросов преподносит и мастерок, указывающий куда-то в другое полушарие, на Кишинёв:
Геоглиф с условным названием "хынды хох" ("руки").
[изображение]
Геоглифы "Руки" и "Дерево" можно увидеть с обзорной вышки, стоящей на обочине Панамериканы.
Которая, кстати, установлена по настоянию Марии Райхе и доступна всем желающим.
За смешные 3 соля.
Сорок минут времени, отведённых для воздушной экскурсии пролетают незаметно. Возвращаемся в аэропорт.
После посадки даём нашим пилотам чаевых, поблагодарить за отлично выполненную работу.
Пока ждем трансфера в отель, рассматриваем внедорожные машины какой-то европейской экспедиции и пытаемся прикинуть оной экспедиции бюджет. Получается весьма немало, не потянем. :)
Возвращаемся в отель, расплачиваемся и отъезжаем. Повезло нам со сбереженным часом, время лишним не бывает. Дорога идет в гору и начинаются крутые серпантины. От утренних 600 метров над уровнем моря, мы забираемся на высоту в две, три, четыре тысячи пятьсот метров! Места красивейшие, но температура падает. Появляются ламы, пасущиеся в золотой траве. Постоянно попадается переходящий дорогу скот. И собаки. Этих тварей в Перу предостаточно, они не боятся машин и разве что не спариваются на автополосе. Часто останавливаемся фотографировать и в погоне за кадрами ходим и лазим по скалам. Воздуха ощутимо мало, не побегаешь. Неторопливо гуляем по пампасам. Хотя температура всего четырнадцать градусов, светит солнце и не холодно совсем. От этих в сущности пустяковых нагрузок, к вечеру легкая горняшка обеспечена. На одной из остановок отскребаем от бампера останки какой-то незадачливой птахи. Слова поминовения переходят в черный юмор и где-то c час в машине царит веселье касательно готового обеда, сбитых собак, коров, лам, и прочей местной живности, прожаренных до хрустящей корочки работающим двигателем; мысли о том, что-де птичка выжила и подобранная и выхоженная сородичами живет теперь в гордом птичьем племени, обучая птенцов осторожности... О том, что однажды она отомстит нам или этой машине... Юмористы блин, с голоду. Еще съассоциировали себя со свиньями в домике, штурмуемом безрассудными разозленными птахами.
В Пукио заправляемся. Тут уже только 90-ый бензин, льем его. 154 соля. Дальше с топливом будет не лучше, а где и еще хуже.
Перевалив горный хребет, начинаем снижение. Несмотря на это, у всех легкая головная боль, набегались в разреженном воздухе. Показались тучи и начинается легкий дождь. Проезжаем красивое ущелье, но не фотографируем: света мало и красок нет совсем. Конечная цель сегодняшнего маршрута нам ясна смутно. Хотели заночевать в живописных местах вне человеческого жилья, но нет запаса еды, нет газа для примуса и ставить палатку в дождь - удовольствие сомнительное. В итоге, останавливаемся в деревне Chahuanca, гостиница Plaza Hotel, трипл за 80 солей. Машина на гостиничной "парковке" (т.е. на заднем дворе). Ужинаем, взяв по пол-курицы с салатом и картошкой фри. Картошка вкусная и сочная, да и курица тож хороша. Приносят бутылочное пиво, и индейская бабулька услужливо улыбаясь, грязным пальцем смахивает излишки пены с саниной бутылки. Звучат шутки про саму грязную полость человеческого тела, а я замечаю, что эту байку пади педерасты придумали. Тёмное с намеком на горчинку и карамельно-cладкое пиво Кускуаньо никому не понравилось. Ужин обходится в тридцать солей с человека. Жаль, куя у них не было.
Кстати, о курице. В Перу несколько типов едален, и один из них, пожалуй самый распространенный после рядовых забегаловок - Поллериа (от "полло", исп. - курица). Дело в том, что страна в большинстве своем все же бедная, и есть курятинку (а тем более мясо посерьезней) тут могут немногие. Курицу едят по первому желанию только богачи; бедняки же могут полакомиться ей лишь по праздникам. Крестьяне побогаче устраивают целый ритуал поедания этой полезной птицы по выходным дням, всей семьей. Поллерии также - элемент местого ухаживания. Молодой человек обязательно приглашает возлюбленную поесть курочки: узнавая, что ей больше нравится, ножка или грудка, он завуалированно спрашивает об ее эрогенных зонах, хехе. На вывески поллерии часто можно увидеть улыбающуюся молодку. "А что делать, если девушка хочет заказать целую курицу?" - спросил я у кого-то из наших случайных местных знакомых. "Бежать!" - уверенный ответ. "Такая весь дом съест, с тобой вместе".
Траты:
* 70 долларов - трипл отеля в Наска.
* 154 sol - бензин, 90-ый.
* 25 sol с каждого - аэропортовый сбор
* 20 sol с каждого - чаевые пилотам
* 6 sol - две бутылки инкаколы
* 8 sol - дорожный сбор на троих
* 3 sol - спички и вода в магазе на троих
* 80 sol - трипл отеля в Chahuanca
325 км за день (не считая полетов над Наска).