Проснувшись в половине седьмого утра, любуемся на синее небо над Наской. Погода радует, а сам по себе вид из окна забавен: чистые стены, опрятный дворик и бассейн нашего отеля довольно сильно контрастируют с окружающими трущобами – Наска городок небогатый. Завтракаем, разговариваем по скайпу с Москвой, меня удивляют тем, что у нас тут, оказывается, действительно было землетрясение – вспоминаю вчерашнего рейнджера в Паракасе.
В восемь утра нас у входа в отель подбирает микроавтобус и везет в аэропорт: отсюда мы полетим смотреть Линии Наски. Аэропорт имени Марии Райхе – немецкой исследовательницы, прославившейся изучением этих самых линий – лежит всего в нескольких километрах южнее города. На стоянке аэропорта много машин – несмотря на низкий сезон, туристов в Наске хватает всегда. Наш полёт запланирован на 10 утра, что поздновато: по нашему плану путешествия мы хотели уже часов в 11 выехать по маршруту дальше. Но более ранних билетов на полёт купить не получилось, так как слишком поздно вчера приехали. Ладно, будет навёрстывать потом.
Аэропорт невелик – ангар едва ли не меньше нашего пущинского, но в нем все как у больших: множество стоек "авиакомпаний", занимающихся организацией полетов, контроль безопасности, с рамкой и досмотром. Нас регистрируют на "рейс", взвешивают, пытаются забрать багаж в камеру хранения (мы отказываемся – весь "багаж" представлен фоторюкзаками, которые мы не отдадим без боя), взимают дополнительную финансовую мзду под названием "аэропортовый сбор", досматривают – и оставляют в маленьком зале ожидания. Судя по всему, взлетим немного раньше намеченного, что хорошо.
В 8:45 выходим на летное поле. Тут множество маленьких самолетиков различных компаний. Большинство – маленькие "Цессны", на 4х пассажиров, но есть и более крупные: "Пилатусы", пара "Цессен Гранд Караван" и даже "Твин Оттер". Судя по всему, весь этот парк летает на экскурсии над линиями, и хорошо, что у нас маленькая группа (помимо нас троих с нами летит только еще один испаноязычный парень) – значит, нас посадят именно в маленький самолетик, откуда, очевидно, обзор лучше.
Действительно, наш борт – именно маленькая "Цессна-206". Появляются двое пилотов, помогающие загрузиться внутрь (тееесно! Поразительно, как моя мама рассказывает, что они с этих микросамолётиков с парашютом прыгали, по шесть человек с борта?!) и на неплохом английском рассказывают план полета: мы пролетим над всеми фигурами, поворачиваясь к ним поочередно то правым, то левым бортом, так что у всех пассажиров будет возможность все хорошо рассмотреть. Вместе с билетами нам всем дали карту (спасибо Вите за скан по ссылке), так что последовательность облёта будет у всех перед глазами.
Запускаемся, выруливаем на добротную бетонную взлетку – аэродром явно способен на большее, чем обслуживание . Разгон, взлет, набор высоты. Метров 150, не выше. Летим над долиной Наски. Пейзаж интересен: ярко-зеленым выделяются возделанные участки: поля, сады и огороды. Но большая часть долины - ровная плоская пустыня, грязного светло-серого цвета. И именно на поверхности этой вот равнины и нарисованы загадочные символы, называемые линиями Наски.
Линии - одна из крупнейших достопримечательностей Перу, символ, изображаемый на массе государственной символики: от монет до государственной рекламы и пропаганды. И при этом – одна из неразрешенных загадок исчезнувших древних цивилизаций.
Ну, вернее, Неразрешенной Великой Тайной она является, конечно, исключительно в головах всевозможных уфологоконспирологов и прочих любителей пренебречь Бритвой Оккама во имя захватывающего сюжета, а у официальной науки существуют вполне банальные рациональные объяснения – но кое-какие неясности и туманности существуют даже в них. Но обо всем по порядку.
Линии представляют собой серию геоглифов – то есть больших изображенных на земле геометрических и фигурных узоров. Нарисованы они на вот на этом самом плоском каменистом плато протяженностью более 50 километров, и столь велики – размер одиночных фигур до нескольких сотен метров – что с земли их практически невозможно увидеть, и разглядеть и опознать картинку можно только с воздуха – пролетая над ней на самолёте или хотя бы взобравшись на какую-нибудь вышку. Именно поэтому их «официально» обнаружили сравнительно поздно – в 30х годах 20го века – как при облете местности на самолете.
Технически рисунки исполнены довольно просто: верхний слой грунта здесь богат железом и поэтому имеет красновато-коричневый оттенок, однако уже в 10-15 сантиметрах под ним начинается другой слой, с гораздо более высоким содержанием извести. Линии по сути представляют собой неглубокие канавки-царапины: верхний слой грунта снят так, что сквозь него проступает нижний; плюс по бокам от прокопанных линий выложены камни и сама извлеченная земля, что добавляет линиям контрастности. Дождей здесь не бывает, а регулярные утренние туманы только формируют из известесодержащих слоев дополнительную защиту – поэтому линии практически не выветриваются и не размываются. Да что там геоглифы – на этой почвой обычная автомобильная колея способна держаться десятилетиями.
Сделаны картинки, судя по всему, веке в 6м, не позже. Во всяком случае именно туда приводит радиоуглеродная датировка деревянных инструментов, найденных археологами вокруг линий и вероятнее всего использовавшихся для их измерения и прокладки. Иначе говоря, речь здесь идёт не о инках (которые, вообще, были довольно молодой цивилизацией), а о более раннем человеческом сообществе, которое, собственно, так и называется – культура Наска.
Некоторыми подвергался сомнению факт, что древние индейцы могли нарисовать эти картинки, не имея возможности посмотреть на них сверху. Однако в 2005м году американский археолог Джо Никель с группой энтузиастов сумел воссоздать Линии Наски с использованием приемов и технологий, которые были достоверно известны людям культуры Наска. Впрочем, желающих увидеть в этих рисунках свидетельство существования у древних индейцев компактных антигравитационных планетолётов от этого меньше не стало.
Не меньше вопросов вызывает предназначение фигур – кто-то усматривает в них что-то астрономически-астрологическое (есть там, дескать, какие-то указание на основные звёздные привязки на небе), кто-то просто послания для находящихся в небесах богов.. Тут однозначных объяснений нету, как и тому факту, что многие из изображенных на Линиях животных в окрестностях плато Наска попросту не водятся. Тайна – не тайна, но интересных научных вопросов вокруг линий хватает.
А мы пока просто летим на нашей "Цессне" и любуемся сверху. Пролетаем Кита, Астронавта, Обезьяну, Паука, Колибри, Собаку, Кондора, Фламинго, Попугая, Дерево и Руки, поворачиваясь к ним то одним, то другим боком. Вот это вот действительно было страшновато: я не знал, что "Цессна" способна закладывать столь глубокий крен - градусов 60 было в поворотах, не меньше. И очень интересно, да: как сами линии, так и просто пейзажи плато с воздуха.
Полет занимает около получаса, за это время успеваем намотать 94 км, если верить GPSу.
Приземляемся, благодарим экипаж, идем к своему автобусу. На стоянке видим два могучих джипа (LandRover Defender и LandCruiser Prada в походном внедорожном обвесе, не чета нашему паркетнику) с европейскими номерами. Судя по украшающим машины наклейкам, это какая-то голландская экспедиция: ребята едут по витиеватому маршруту через всю Южную Америку. Отчаянно завидую.
Возвращаемся автобусом в отель, расплачиваемся за номер, грузимся в свою машину и торопливо отправляемся дальше...
Карта полёта над плато с отмеченными фотографиями.Полёт над Наской поделил день на две очень классные, но совершенно разные части, с совершенно разными эмоциональным и визуальным рядами. Поэтому на этом месте я прервусь, и вторую половину дня опишу отдельной записью, завтра
отредактировано: 18-11-2011 23:30 - Iron