Mikki Okkolo
10:12 28-12-2011 Литературоведческое
А вот кто в Лермонтове силён?

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

И шумя и крутясь, колебала река
Отраженные в ней облака;
И пела русалка - и звук ее слов
Долетал до крутых берегов.

И пела русалка: "На дне у меня
Играет мерцание дня;
Там рыбок златые гуляют стада;
Там хрустальные есть города;

И там на подушке из ярких песков
Под тенью густых тростников
Спит витязь, добыча ревнивой волны,
Спит витязь чужой стороны.

Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час
Целовали красавца не раз.

Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!"

Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.


Скажите, какой это жанр? Баллада или притча? (желательно аргументировать)
А то я с преподавателем Дениса поспорил.
Комментарии:
Mikki Okkolo
10:13 28-12-2011
ЗЫ Обратили внимание на конец первой строфы? Автор у Агузаровой подслушал. Ай-яй-яй.

отредактировано: 28-12-2011 10:36 - Mikki Okkolo

Nessy
10:34 28-12-2011
Mikki Okkolo Не притча - однозначно. Притча это нечто иносказательно-нравоучительное. Но ты будешь смеяться, но, скорее всего, это и не баллада )). А легенда. Потому как в балладах всё более менее реально, а в легендах - чудеса всякие бродят . Так и передай преподавателю Дениса - пусть матчасть учит )
Mikki Okkolo
10:50 28-12-2011
Nessy ну почему, в балладах нередко используются мифологические или сказочные мотивы. Например, "Лесной царь" Гёте или у Жуковского -- каждая вторая балалда с чудесами и всякой нечистью.

Преподавательница аргументировала тем, что иносказание здесь в отказе рыцаря от любви ради родины. :upset:
Nessy
11:22 28-12-2011
Mikki Okkolo У Гёте там в основном страхи ребенка по поводу Лесного Царя, от чего он и помер (какие уж там чудеса)
Mikki Okkolo
11:34 28-12-2011
Nessy ну, это не факт, совсем не факт. Там простор для толкований каждому (от градуса романтизма зависит :) )
нитуш
11:52 28-12-2011
Mikki Okkolo Баллада однозначно. Нехай преподавательница учит матчасть, как и посоветовали выше.
просто мы в институте это стихотворение разбирали :gigi:
КЛ
11:53 28-12-2011
Не притча. Мораль отсутствует. :)
Преподавательница аргументировала тем, что иносказание здесь в отказе рыцаря от любви ради родины. Преподавательница похоже сама не читала. :) Мнение рыцаря здесь даже и не спрашивают :) Он и сказать то ничего не может - молчит, как воды в рот набрал.
нитуш
11:55 28-12-2011
КЛ молчит, как воды в рот набрал А он и набрал :lol: Как грится, "и в распухнувшее тело раки чорные впились" ))))
Samum
12:02 28-12-2011
я бы технически к размеру стиха привязался, а не к нравоучениям.
Mikki Okkolo
12:15 28-12-2011
КЛ нитуш она изумилась, услышав мою точку зрения. Ну как же, это же общеизвестно. Похоже, у неё какой-то очень специфический круг общения. :kz:

Samum а какой там размер? Типичный для баллад?
КЛ
12:30 28-12-2011
Mikki Okkolo Ну как же, это же общеизвестно Бывает. Помнится, в школе спорил с литераторшей. Она была убеждена, что мертвые души нужны были Чичикову только для придания веса в обществе. Переубедить не удалось, даже с отсылкой к тексту.
Fonarev
12:39 28-12-2011
В силу длины — это не баллада.
В силу отсутствия морального или этического поучения — это не притча.

По форме похоже на народную песню.
нитуш
12:49 28-12-2011
Fonarev Эмм... А "Воздушный корабль" Лермонтова, который считается одним из образчиков баллады - длинный, што ль? :spy:

Я бы рекомендовала эту сцылку почитать, более по теме http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0902.htm

Там сказано: Русская баллада - лирико-эпическая строфическая поэма небольшого размера, если имеет, то лишь очень отдаленную связь с романской балладой.

Mikki Okkolo А пусть она ченидь еще скажет, интересно же, вдруг еще что нового услышим :gigi:
Fonarev
12:58 28-12-2011
Я считаю, русская баллада — это как русский шансон. К оригиналу не имеет никакого отношения.
Фрекен Снорк
13:05 28-12-2011
Это обычное стихотворение. Полное непонятной тоской. )

"иносказание здесь в отказе рыцаря от любви ради родины"... (((

"Мое мнение, что ни один народ не страдает патриотизмом, как мы". (только сегодня прочитала в разделе "из школьных сочинений")
нитуш
13:08 28-12-2011
Fonarev Сказано же, что она ближе к английской, шотландской и скандинавской балладе )) Русский шансон - это нечто ужасное :D, а вот русская баллада - дык хорошо, что она самобытная ))
Fonarev
13:16 28-12-2011
нитуш Скорее, доморощенная.
Дядя Федор
14:05 28-12-2011
Почему бы нам не обратиться к Википедии? Там написано:

Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

Леге́нда (от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Исходя из этого, скорее всего стихотворение можно отнести к балладе.
Kurlumka
14:13 28-12-2011
эротический детектив:
"склонившись на перси ко мне,
Он не дышит"
КЛ
14:21 28-12-2011
Mikki Okkolo отказе рыцаря от любви ради родины Кстати, пришло в голову. А преподавательница часом не перепутала стихотворения. Есть вот такое:

КНЯЗЬ РОСТИСЛАВ
Уношу князю Ростиславу затвори
Днепр темне березе.
«Слово о полку Игореве»

Князь Ростислав в земле чужой
Лежит на дне речном,
Лежит в кольчуге боевой,
С изломанным мечом.

Днепра подводные красы
Лобзаться любят с ним
И гребнем витязя власы
Расчесывать златым.

Его напрасно день и ночь
Княгиня дома ждет...
Ладья его умчала прочь —
Назад не принесет!

В глухом лесу, в земле чужой,
В реке его приют;
Ему попы за упокой
Молитвы не поют;

Но с ним подводные красы,
С ним дев веселых рой,
И чешет витязя власы
Их гребень золотой.

Когда же на берег Посвист
Седые волны мчит,
В лесу кружится желтый лист,
Ярясь, Перун гремит,

Тогда, от сна на дне речном
Внезапно пробудясь,
Очами мутными кругом
Взирает бедный князь.

Жену младую он зовет —
Увы! его жена,
Прождав напрасно целый год,
С другим обручена.

Зовет к себе и брата он,
Его обнять бы рад —
Но, сонмом гридней окружен,
Пирует дома брат.

Зовет он киевских попов,
Велит себя отпеть —
Но до отчизны слабый зов
Не может долететь;

И он, склонясь на ржавый щит,
Опять тяжелым сном
В кругу русалок юных спит
Один на дне речном. (с)

С натяжкой, здесь есть и про любовь, и про родину.
Mikki Okkolo
15:32 28-12-2011
Дядя Федор по её мнению, как раз аллегорическая дидактика тут присутствует.

Kurlumka жаль, без картинок : [изображение]

Fonarev все народные песни при ближнем рассмотрении имеют вполне конкретных авторов :)

КЛ вах. Супер. Жаль, на следующем уроке тема уже будет неакутальной.
КЛ
15:45 28-12-2011
Mikki Okkolo вах. Супер. А вообще, рекомендую А.К. Тостого. Хоть и норманист ( "Я пью за варягов, за дедов лихих, кем русская сила подъята... "). У него очень приличная поэзия.
Mikki Okkolo
15:47 28-12-2011
КЛ да, я как-то его поэзию почти не знаю. Пробел.
КЛ
15:54 28-12-2011
Mikki Okkolo да, я как-то его поэзию почти не знаю. Пробел. Жаль :) Актуальна :) Ничто у нас не меняется, как были люди, такими и остались. :)
КЛ
16:01 28-12-2011
"Есть много места, лада,
Но наш приют тенистый
Затем изгадить надо,
Что в нем свежо и чисто!"


"Но кто же люди эти,-
Воскликнула невеста,-
Хотящие, как дети,
Чужое гадить место?"


"Чужим они, о лада,
Не многое считают:
Когда чего им надо,
То тащут и хватают".


"Иль то матерьялисты,-
Невеста вновь спросила,-
У коих трубочисты
Суть выше Рафаила?"

"Им имена суть многи,
Мой ангел серебристый,
Они ж и демагоги,
Они ж и анархисты.

Толпы их все грызутся,
Лишь свой откроют форум,
И порознь все клянутся
In verba вожакорум.

В одном согласны все лишь:
Коль у других именье
Отымешь и разделишь,
Начнется вожделенье.


Весь мир желают сгладить
И тем внести равенство,
Что все хотят загадить
Для общего блаженства!" (с)
нитуш
16:55 28-12-2011
Mikki Okkolo У Толстого мне эта "баллада" безумно нравится ))))))

http://www.litera.ru/stixiya/author...byata-chto.html
Mikki Okkolo
17:09 28-12-2011
нитуш это да, это я читал ещё в детстве, по рукам самиздат ходил :)
Тогда, правда, не знал, что это Алексей Константиныч
Fonarev
18:59 28-12-2011
Mikki Okkolo Каэшна!Вот и у этой имеется :)
PoolMan
23:39 28-12-2011
Обычно трактуется так: баллада - быль, притча - иносказательно-поучительное произведение. Это - притча.
Mikki Okkolo
16:18 29-12-2011
PoolMan а где тут иносказательность-поучительность?
Труп Нюты
18:04 10-01-2012
Я почему-то сразу подумала, что баллада. Для притчи и правда-вывод, мораль какая? Нет ее. Преподавательница вобще изумила! Чего-чего там про отказ во имя ??? Ооо!!!! Странно было слышать. Да и аналогия с Лесным царем мне чуждой не показалась) я за балладу)))