День пятый, 21 августа
[изображение]
Вот такая общая картинка получилась на карте в этот день. Маршрут: Пятигорск-Даргавс-Голубые озера-Аушигер-Пятигорск. Встали в 5 утра, выехали с дома в 5.40. А зачем рано? Это мы вечерком до этого посчитали, чтобы мы приехали в Даргавс к открытию музея утром, надо вот в такое время проснуться и выезжать. Это примерно 250 км от Пятигорска.
[изображение]
Выехали через Южный въезд на трассу "Кавказ" и уже через полчаса рассвело окончательно. Очень хорошо ехалось из-за раннего утра, первый пост ДПС на границе Ставрополья и Кабардино-Балкарии прошли беспроблемно, просто глянули в салон через стекло и все. А вот на следующем посту ДПС у Баксана нас остановили и выдвинули обвинение в том, что грубо нарушили ПДД. Права забирают и готовятся выписать временные права. Я с Нуллом вообще ничего не поняли, где мы нарушили и по какому поводу. Один сотрудник там, прапорщик, очень долго объяснял где и как. Похвала ему, полчаса на нас, глухих потратил, настырный какой, но мы предельно ясно поняли, что это голословно. Откупились. Об этом позже, я постараюсь отдельную главу сделать, в которой будут описаны все наши "нарушения".
[изображение]
Большая часть рек - очень чистая вода, с отдающей синевой. Пока в Кабардино-Балкарии только с правой стороны видны горы
[изображение]
А потом, в Осетии, чем ближе к Владикавказу, тем горы явственнее стали вокруг нас окружаться. В утренней дымке как хорошо они смотрятся. Вспомнился примечательный случай. Осетинский гаишник очень меня прибодрил на трассе, спасибо ему. А стоял он там, где длинный участок под 40 км/ч в течении 3-5 км, встречние машины мигают мне, а я не вижу его и очень примерно еду чуть ли 10 минут, а он оказывается ого вот там стоит, на конце "медленного" участка, и вдруг остановил меня. Это разозлило меня (ну, сколько можно нас останавливать), но все оказалось очень мирно, за руку даже поздоровался и документы не просил. Спрашивал о том, выспался ли я и где ночевали, потом спрашивал о моей мрачном настрое, и меня прорвалось на дружелюбие. Я ему рассказал о инциденте на баксанском посту, выражал негодование, он только улыбался, делал небольшие замечания и кивал голову, потом я стал его спрашивать про дорогу в Даргавс, о состоянии дороги, о различном варианте маршрута. В конец мне пожелал успехов. Прям это было как неплохая психологическая процедура для меня. Буду долго помнить добродушного и улыбающего толстячка )
[изображение]
Вместо мечетей в Кабардино-Балкарии стали показываться кресты в Осетии. Церквушки большей части небольшие, внешне похожи на грузинские и армянские, но это в самом деле не так. Я подробно не разбирался, и мне кажется, что у осетинцев свой стиль православия (аланский? византийский?)
[изображение]
Свернули с магистрали на дорогу, ведущий в сторону г.Алагир, а там через Куратинское ущелье и Какадурский перевал в Даргавскую котловину. И попали в такую тихую, но очень кривую, дорогу, вглубь гор, чьи виды вокруг становятся замечательными. В самом деле фотографий этого дня чуть ли не перевалило за двести, отбираю и показываю. Так начинается Куратинское ущелье, по которому течет река Фиагдон (слева видно)
[изображение]
У моста одной речки остановились на передышку, переодеваемся на теплые вещи и вокруг гуляем. Даже сходили попробовать воду этой реки
[изображение]
Вот так выглядят наши машинки со стороны моста
[изображение]
И окончательно ныряем в ущелье...
[изображение]
... так и катимся по отличной дорожке внутри гор, много раз пересекая одну и ту же реку Фиагдон.
[изображение]
Периодически то я, то Нулл останавливали машинку, и кому-то из нас приходится тоже останавливаться, дожидаясь. А то! Виды такие для равнинных жителей не каждый день увидишь
[изображение]
Опять ныряем в камни и дальше едем...
[изображение]
... и видим теснину, где проходит очень бурная река. Когда моя шнивка остановилась у этой теснины, я заметил, что сзади в полсотни метров тоже остановилась патрульная машина, из которой никто не выходил. После того, как пофотал эту Куратинскую теснину, я отъехал - они тоже за мной. Так и ехали с патрулем до съезда с трассы на перевал. Очень подозрительно что-то, но мне кажется, что они берегли-защищали нас.
[изображение]
Красивый заборчик какой-то зоны отдыха с кафешками
[изображение]
Вот и вышли с ущелья и попали на Фиагдонскую котловину, теперь наша задача состояла в том, чтобы найти левый поворот на перевал.
[изображение]
А с этим нет проблем, вам указатель покажет направление на Даргавс и Кармадон (ага, там же Сергея Бодрова накрыли льдом). Дорога грунтовая, поднимаемся навверх...
[изображение]
... и почти кружимся серпантинами. Прощаемся с одной стороной, с Фиагдонской долиной.
[изображение]
Объезжаем на самом вверху перевала гору Хакуна (или Уаллагсых)...
[изображение]
... и мы увидим ледники Миграбдина и Майли. Это ледяные вершины известной горы Казбек (почти в центре) и неизвестной горы Майлихох (правее).
[изображение]
Спускаемся вниз, те же серпантины, глотаем пыль от встречной машины. Вперед на Даргавскую котловину!
[изображение]
По многочисленным разветвляющим местным дорогам проходим несколько мостов и деревень и попадаем окончательно в Даргавс, а там издалека видно уникальный "мертвый город". Про это, вы лучше почитайте, например, в Википедии
[изображение]
Я предполагал, что музей откроется в 9.00, но из-за инцидента на баксанском посту, частой остановки для любования окружающего мира и преодоления горного перевала (а он серпантинный) мы приехали в 9.45. Музей был открыт двумя мужиками, которые привезли немного стройматериалов, так что мы прошли как самые первые посетители. Конечно, мы заплатили за вход и накупили магнитиков позже, когда женщина в кассе начала раскладывать по нашему выходу из музея. Музей открыт с 10 часов утра.
[изображение]
Красиво? Да! Я купил магнитку именно с таким видом, и сейчас она живет на поверхности холодильника.
[изображение]
Боевая башня Аликовых на фоне горы Чизджытыхох. Такие башни могут себе позволить строить только богатые семьи, так как один большой отесанный камень для угловой кладки стоил в одну овцу. Ну, разумеется, позволить себе строительство такой башни могли только многочисленные, сильные и экономически крепкие фамилии, которые есть в каком-нибудь небольшом селении. Такие башни вы увидите во многих местах юга Северной Осетии.
[изображение]
Усыпальницы, усыпальницы, усыпальницы... Очень искусно построили, на века. А внутри косточки и черепушки
[изображение]
Черная река Гизельдон, вода такого грязного цвета
[изображение]
Вот и я! С Дашей!
[изображение]
Подошли к боевой башне, и компания, точнее - я, Хорсе и Ееремка -, поднялись навверх. В одном из проемов сфотнул отару овец, мирно пасущихся в долине
[изображение]
На верхушке башни ветер дует неслабо. Сфотал оставших внизу ребят...
[изображение]
... а это кто-то снизу нас сфотал )
[изображение]
Обзор на башне отличный, только гора Рабиныраг с восточной стороны мешает обзору. Юг - ледники Мидаграбина, отсюда носятся грязные воды...
[изображение]
... на север, в Гизельдонское водохранилище с ГЭСом.
[изображение]
Спустились с башни обратно на землю и сфотали западную часть. Вполне пастбищные места и прикрытые облаками гора Тбау-хох
[изображение]
Опять я! Опираюсь на башню, на фоне селения Даргавс и черной реки
[изображение]
На долине реки пасутся лошадочки...
[изображение]
... а на склоне гор овечки. Основной животный мир там, доступный глазам.
[изображение]
Мы поспрашивали у мужика дорогу через Кармадон в сторону Владикавказа, и он сказал, что дороги по-прежнему нет, еще не очистили от схода ледника Колка. И он говорил, что можно поехать (можно будет? не так поняли) по дороге тут, в сторону Кобан. И мы решили попробовать поехать в сторону Кобан, а отсюда легко можно объехать закрытую Кормадонскую дорогу.
[изображение]
Но это оказалось не так, как мы поняли. Строят еще дорогу! Один эскаватор-бурильщик работает! Доехали до самого края строящей дороги
[изображение]
А внизу ущелье с Даргавским порогом и вполне пешеходная дорога в сторону села Кобан. Вот информация о том, что дорогу строят с Даргавса до Кобан. Обещают к 2013 году? Да вряд ли! А вот другая инфоромация по поводу, что заново строят дорогу с Кармадона. Неплохо. На два фронта работают.
[изображение]
Вернулись назад и мы устроили завтрак у подножия горы Тбау-хох. Солнышко уже прогрелось. Тепло стало. Сытно поели и насладились видами зеленой долины
[изображение]
И поехали к следующей цели путешествия. На въезде сфотались на прощание. Спасибо, Даргавс!
[изображение]
После того как проехали перевал, мы еще остановились у останков Хилаксткой стены и сфотали котлован с селением Верхний Фиагдон. Там же стоят уникальные памятники Ленину и Сталину, а также Аланский Успенский монастырь. Все это мы не видели, не знали же, не подготовились же (
[изображение]
Наши машины у руины стены
[изображение]
А это и есть часть стены с башней издали
[изображение]
"Мир и радость Вам, Живущие!" Такое я два раза видел на Кавказе, это в Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкессии. И оба раза крупными буквами на скалах. Откуда это крылатое выражение? Быстрый гуголь мне не помог, наткнулся только на песню Александра Серова. Ну и ладно!
[изображение]
А в Кабардинии-Балкарии деревни очень богатые, красивые и аккуратные. В обратную сторону я неправильно ехал: вместо того, чтобы повернуть в Алагир, я свернул в сторону Владикавказа, что Нуллу пришлось догнать нас и обругать меня. По рации было невозможно связаться с нами из-за плохо настроенной волны и фонящих других рации. Пришлось в Гизеле повернуть не назад, а на север, на Ардон, наперерез. Потеряли 14 км, сделали крюк. Это ладно! А по карте смотрю, мне интересно стало, можно было бы по-прежнему ехать по долине Фиагдон, почти напрямик, вышли б на ту дорогу, где мы обрано ехали в Ардон с Гизеля. Это надо потом учесть вам, если вы там будете
[изображение]
С трассы Кавказ мы свернули на Черекскую долину, где мы добрались до указателя, что налево "Верхнее Голубое" а направо "Нижнее Голубое". Мы подумали, что самое глубокое озеро в Европе мб высоко, в горах, а это значит - на Верхних. Вот и туда поехали, точнее пробирались отвесно
[изображение]
А это не так! Сразу сомнение вызвало то, что дорога слишком тяжела для "автобусных" туристов. А во вторых - температура воды, озеро вообще нехолодное, явно не +9, а +18. Ну, подумали: "Нас наебали"
[изображение]
Там было кафе, заказали чебурешков и чая. Пока чебуреки готовились, я с Нуллом даже покупались, освежились очень хорошо
[изображение]
После того, как покушали, мы спустились вниз к дорогам и поехали на Черекскую теснину. Отличная прогулка! Тунели, скалы, пропасти! Одно из живописнейших мест!
[изображение]
На фоне теснины вся моя семейка
[изображение]
Всю теснину не стали проезжать, на середине мы свернули назад. Мы стали думать, где же самое глубокое и голубое? Скорее всего, это Нижнеголубое, потому что оно у трассы
[изображение]
И остановились у обочины неподалеку у Нижнеголубого озера. Оно самое!
[изображение]
Холодная вода, цвет совсем странный, местами странный запах сероводорода. Значит, цель достигнута, голубое озеро увидели.
[изображение]
Следующей целью стала термальная ванна у Аушигера. Мы только знаем, где находится этот населенный пункт, но где источник горячей воды - мы не знаем. Думали, что найдем его с помощью генштабовской карты - берем один родник и туда едем. Выехали с дороги, поехали в лес и доехали до родника. А родничок мелкий, на вкус попровали: нет, пресная вода. Пришлось обратно ехать на дорогу и доехать до Аушигера. В деревне поспрашивали двух человек и они нам подсказали, как надо доехать до термальных источников. Без знания не так просто ехать! Никакого указателя нет! Доехали! Очень долго мы купались на этом горячем озере! Там народа много в это время.
Почти в полночь мы выехали отсюда и через ночной Нальчик проехали в Пятигорск. По пути, на том же самом баксанском посту я не заметил свой поворот (там очень темно) и пересек сплошную линию, чтобы вернуться на свою полосу. Так и знал, что догонят, чтобы наказать. Ага, с люстрой догнали. Долго торговался и сумел их убедить, чтобы нас отпустили. Ненавижу я Баксан! ) Но день удался!