Очень интересная, очень наполненная смыслом, мыслями и действиями книга. В чем-то – очень страшная.
Если бы меня спросили, какое ключевое слово книги – я бы ответила «манипуляция».
Современный, знакомый каждому, цифровой мир. Семь глав, и сюжет вроде бы перетекает из одной в другую, но в каждой из них – какая-то своя тема.
Постаралась без спойлеров, но особо трепетным может и нарушить интригу.
В начале - подросток, полностью погруженный в виртуальность. Прогулы в школе, ролевая игра, заменяющая жизнь, родители, у каждого из которых – своя «игра» в виде блоогосферы или телевизора.
Все рушится в один миг, когда всемогущего Министра родители лишают компьютера, а администратор интернет-кафе чуть не крадёт все пароли.
Новый виток – когда появляется dues ex machina, который спасает подростка из трудной ситуации, решает его проблемы и реализует мечту каждого геймера – играть и за это еще и денег получать.
Ещё один оборот – и вот уже помесь Стэнфордского эксперимента и «Остаться в живых».
Ещё и ещё оборот. Что есть власть? Абсолютная? Как ты ей распорядишься, когда тебе 15 лет, люди становятся придатками мониторов, и доверять абсолютно некому?
Ты плотно сидишь на крючке. Невозможно соскочить. Свобода воли? Да, у тебя есть свобода воли. И ты сам приходишь, и просишь, умоляешь вернуть, как было. Никто не заставляет. Ты сам все это делаешь. Своими руками расширяешь сети, своими руками укрепляешь узлы, привязываешь, натравливаешь, разжигаешь… Не знал? Ну, извини, тебе никто не врал, ни слова неправды.
Невозможно победить. Ты умён? Ты можешь многое и еще чуть больше? Да. Но против тебя играет не один и не десять таких же умников. Ты уникальный, неповторимый, талантливый. Ты один из многих. Судьба твоя предопределена кем-то могучим, для которого все вокруг – инструмент.
Наверное, в каком-то из миров именно такой он – Дьявол. Повзрослевший Карлсон, который уводит детей на крыши от домашнего очага, где папа смотрит телевизор, а мама пишет в блоги. По-прежнему обаятельный мужчина в самом расцвете сил. Развивший способности манипулятора до высшей точки, когда любой перед ним – Малыш, свято верящий каждому слову. Научившийся не врать, не нарушающий слово, дающий все, что попросишь, с полным отсутствием понятия «этика». Просто хочет попасть домой. Просто чудовище.
В Vita Nostra «метаморфоза» происходит, как логичное развитие персонажа, как событие, к которому вел сложный, болезненный путь, но воспринимается она с радостью.
Здесь – путь был… тоже не лёгким, тоже страшным, но с большим количеством «плюшек» и «морковок», и «метаморфоза», в общем-то, логична. Но насколько же она ужасна…