[изображение]
Увы, современные чехи мало что имеют сказать о русских хорошего - и это видно по их музеям.
Русские стойко ассоциируются с коммунизмом, а коммунизм тут абсолютное зло и тюрьма народов.
Зато американцев, слава Гавелу, тут всячески любят и ценят, в особенности юные институтки.
"Американ бой, уеду с тобой", блеать.
В Праге
более тридцати музеев и выставочных галерей. И это не считая микромузейчиков, коих при магазинах и пивнушках вообще без меры, а так же готических зданий и храмов, убранство каждого из которых уже своего рода выставка. Идёшь порой по Праге, зайдёшь в магазин, а там за стеклом великолепная экспозиция!
Взять к примеру фотомагазины на улице Водичкова (рядом с Вацлавской площадью), смотрите какая красота представлена (фотографы и приверженцы тёплой ламповой плёнки и прочих даггеротипов меня поймут):
Свои музеи есть у знаменитых чехов и прочих людей, так или иначе с Чехией связанных. Бедржих Сметана, Антонин Дворджак, Вольфганг Амадей Моцарт, Альфонс Муха, Франц Кафка, вот их малый перечень. В Праге много музеев исторических и архитектурных. Увы, по планам, в списке к посещению было лишь по одной выставке на выбор для каждого члена нашей группы: музей трамваев, музей игрушек и музей современного искусства. Начну, пожалуй, с музея игрушек.
Судя по рекламному проспекту, в этом музее (Muzeum graiek, по адресу Jirska 4, Praha 1, открыт ежедневно с 9.30 до 17.30) собрана одна из самых больших коллекций игрушек в Европе. В момент нашего посещения, экспозиция была совмещена с музеем куклы Барби, и это оказалось интересней, чем я по началу скептически думал. Но обо всё по порядку. Музей встречает скульптурой голого юноши с традиционно натёртым "на счастье" половым органом. Покупаем билеты и заходим внутрь. Слева от входа в музей находится сувенирный ларёк, в котором (увы!) сувениры самые заурядные. По тематике игрушек в нём есть чуть-чуть больше, чем ничего, и делать там совершенно нечего.
[изображение]
Целый зоопарк.
[изображение]
Игрушки с паровым моторчиком.
Подобная машина была у Малыша из сказки про Карлсона.
[изображение]
Адский Крампус - демоноподобный антипод и одновременно спутник Санта-Клауса.
В рождественскую ночь он утаскивает подарки плохих детей в свою пещеру, где их категорически растляет, а затем съедает.
Ведите себя хорошо, детки.
[изображение]
[изображение]
О каком-то таком роботе я мечтал в детстве (пока не поглядел "Звёздные войны").
[изображение]
Целая галерея солдатиков, посвящённая работе медсанчасти времён Первой Мировой.
Санитарки, раненые, даже медицинский пёс.
[изображение]
А тут - целая война идёт.
[изображение]
[изображение]
Щелкунчики. Подумать только, такие и правда существуют были.
[изображение]
Игрушки начала ХХ века.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Можно поиграть в церковь, со всеми её обрядами!
Интересно, у наших поповских детей были подобные?
[изображение]
Люцинка. Не иначе, младшая дочурка Люцифера!
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Современная игрушка.
[изображение]
Слоны в посудной лавке.
Поднимаемся ещё на этаж выше и оказываемся в музее куклы Барби. Первые Барби выглядели именно так. В последствии, куклы много раз меняли свой облик в угоду переменчивым преставлениям о красоте. Обзаводились друзьями и подружками, аксессуарами, домами, дачами, автомобилями. Взрастили вокруг себя целую индустрию кукольной моды. Лучшие модельеры творили для Барби костюмы, лучшие дизайнеры принимали участие в создании её облика. Кукла создала целый культ, породив несколько поколений преданных поклонников. Пожалуй, я прочувствовал смысл горестной фразы из к/ф "Ценности семейки Аддамс": "Барби Малибу! РОДИТЕЛИ ПОДАРИЛИ ДОЧЕРИ БАРБИ МАЛИБУ! Им пришлось умереть..."
В мир Барби пришло и много именитых героев телевизионного- и киноэкрана.
Забавно, но у самой первой Барби была предшественница. Это кукла 1952 года по имени Лилли.
В один из дней мы решили посетить музей трамваев. Трамвай, пожалуй, это основной вид транспорта в Праге; у трамвайного сообщения здесь долгая 130-летняя история. Увы, мы не разузнали заранее часы работы экспозиции и музей со всеми своими вагончиками оказался закрытым! Не повторяйте наших ошибок. Музей открыт с апреля по середину ноября, с 9:00 по 17:00, и только по выходным дням. Могу лишь поделиться с вами хорошим отчётом о посещении этого места другими людьми, вот он. Из хорошего: недалеко от трамвайного музея находится фирменный ресторанчик Будейовицкого пивовара Budvarka (о нём я писал ранее), и мы направились прямиком туда. В очередной раз зарубаю себе на носу - везде, ВЕЗДЕ должна быть подготовка. Что, когда, где, как добраться.
Гуляя по Страговскому монастырю, мы зашли в расположенный на его территории музей миниатюр. Смешно вышло: приехали в Чехию, чтоб поглядеть на работу русских мастеров! Экспозиция небольшая, но в принципе, интересно. Тут вам и пресловутая подкованная блоха, и копии известных картин размером с копеечную почтовую марку, и прочие изыски миниатюрицации. В условиях современной микроэлектроники и нанопечати, конечно, от представленного отчётливо веет стариной. Это впечатление усиливают лупы в деревянных оправах и, стилизованные под старинные, микроскопы, предназначенные для просмотра шедевров. Ручной труд! Вот охота людям глаза-то ломать...
Ну и "на сладкое", чешский Музей современного искусства. Туда мы в итоге не пошли. Пошли в другое место, где представлено творчество подрастающего поколения художников, ещё более модерновое и молодое. А именно, в музей AMoYA (Artbanka Museum of Young Art). Расположен он подле Карлова моста на улице Karlova 2 и открыт с десяти утра до семи вечера.
Скажу вам, друзья, опасаюсь я за современное искусство (и не только за чешское). Слишком оно деструктивное вырастает по духу, вместо созидания и воспевания красоты - мрачные краски, смерть, тлен и дерьмо. Надеюсь, это в мОлодежи гормоны играют и подростковые депрессухи сказываются. Иначе, пропало искусство! Ибо как большая часть представленного - откровенная чушь. Но попадается и интересное. Чую, чему-то такому И М ака Фридрихъ как раз и учат в её ВУЗе. [изображение]
Откуда-то сверху доносятся странные голоса и душераздирающие звуки, искаженные отражением от многочисленных перегородок старого здания. В полутёмном помещении работает проектор. Страшноватые мужички и бабы с видимым удовольствием занимаются сексом, попутно изучая незнакомый им иностранный язык. Что бы это значило?
Пройдём через тёмный коридор в сторону света, отодвигая одну за другой занавески. За последней - телевизор, показывающий, как мертвеца прихорашивают для похорон. Перед тёмным проходом висела табличка: "В конце туннеля не всегда свет. Иногда там ничего нет, а иногда - включённый телевизор. Лишь сквозняк колышет чёрные шторы."
Ещё работы.
C вот этой композицией получилось забавненько. Представьте - небольшая комната, стул, лампа, перегородка. Заглянув за последнюю, я быстро сориентировался и подозвал жену, заверяя её, что "инсталляцию надо смотреть вот отсюда" и указал на противоположную перегородке стену. Пятясь, мадам подошла к стенке и краем глаза заметила лежащий за ней труп. Взвизг потряс всё здание. Я смеялся как сумасшедший, а потом мне было стыдно.
[изображение]
Фигура действительно неприятна на вид и достаточно убедительна мертва по своей форме.
Ещё работы подрастающего поколения чешских художников.
Современное искусство представлено в основном студенческими работами. Особняком стоит уже известный нам за украшательство Праги (младенцы на Жижковой телебашне, Вацлав на трупе коня кверху брюхом, писающие пред музеем Кафки фигуры и т.д.) маэстро Давид Чёрный. Я тут разузнал о нём тут побольше. Так вот, в сравнении с Давидом, прочие современные художники Чехии - школота! И вот почему. Этот парень, друзья, обладает поистине незаурядным чуством юмора, смелостью в выражении своих эмоций и независимостью. Заслужив признание своими ранними антисоветскими работами и втеревшись в доверие к просвещённым европейским демократам, он получил возможность украсить Европарламент скульптурной композицей, приуроченной к году председательства Чехии в Европейском сообществе. Вообще, предполагалось, что над образом каждого европейского государства будут работать 27 разных художников из каждой страны-члена ЕС. Однако позже выяснилось, что всю работу провернул сам Давид со своими тремя учениками. И в момент открытия экспозиции глазам широкой общественности, весь мир вздрогнул(с). Композиция "Энтропа" (каково, а? в противовес Единой Европе - Энтропия, беспорядок и хаос) представляет собой 27 злых шаржей на проблемы европейских государств. Погоревшая на нескончаемой стройке Испания - бетонное поле с бетономешалкой. По-хозяйски подымающая голову Германия - в виде свастики из скоростных автодорог. Литва - ссущие на соседей мальчишки. Голландия таки потонула в морских водах, лишь минареты над волнами торчат. Болгария - турецкий сортир. И тому подобное. Скандал был страшный. Как вам, а? По мне, так Давид Чёрный - герой, хоть и хулиган тот ещё.
"Акула" Давида представляет собой связанного Саддама Хуссейна с петлёй на шее, погружённого в формальдегид. Намеренно или нет (думаю намеренно), но напротив его наполненного водой гроба располагается водопроводный вентиль. Композиция пародирует работу другого современного художника, весьма успешного товарища по имени Дэмиэн Хёрст, "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Работа это не новая, но знаковая. Ну и заряд троллинга окружающим - мощнейший.
А какие музеи по-вашему стоит в Праге посетить?