Конечно, отчет этот нужно было писать в процессе и завершать сразу по возвращении, пока еще воспоминания свежи и ярки, но лучше поздно, чем никогда.
С 4 января по 11 января 2012 года мы с семьей побывали на Кипре, греческой его части. Ехать мы туда решили по приглашению моего друга, который там сейчас работает и к которому в то время приехала гостить его семья.
Все экскурсии и туры планировалось брать на месте, потому нас интересовал лишь перелет и гостиница. Как оказалось, мои старшие дети уже довольно большие и идут по взрослому тарифу. В итоге тур оформлялся на 2 и 2+1. Обзвонив несколько туркомпаний, я остановил свой выбор на ЗевсТрэвел. Девушки со знанием рассказали мне о нюансах заказов и нашли подходящую гостиницу. Отель «Капитаниос», 2 номера, завтрак+ужин, бассейн, центр города Лимассол (в этом городе работает мой друг). Перелет компанией Кипрские авиалинии.
Сам перелет прошел достаточно спокойно, весь салон аэробуса оборудован открывающимися из потолка экранами и бесплатно раздаваемыми всем наушниками. 10 каналов радио и 2 телевизионных с озвучкой демонстрируемого фильма на греческом и английском языках. Если бы греческий Кипр не находился с турецким в состоянии «войны» полет бы шел через Турцию и занял бы гораздо меньше времени. Мы летели около 4 часов. Кормили неважнецки, алкоголь продавали, но у нас с собой было
Краткая справка о Кипре. Третий по величине остров в Средиземном море, географически относится к Азии. Он протянулся на 240 км с востока на запад, а в ширину достигает 100 км с севера на юг. 36% территории контролирует Турецкая Республика Северного Кипра, 3,7% — ООН (буферная область), 2,7% —Великобритания (военные базы Акротири и Декелия), остальное — Республика Кипр. Большая часть острова занята горами! Юго-западная половина острова занята широким горным массивом Троодос, здесь находится и самая высокая точка Кипра — гора Олимп (1952 м). Большинство населения Кипра составляют этнические греки, исповедующие православное христианство. Помимо храмов (более 500), церковь обладает на Кипре 11 монастырями, которым принадлежат значительные и наиболее плодородные земли острова, имеющие круглогодичное искусственное орошение.
Автодороги на Кипре являются одними из лучших в Евросоюзе. Движение — левостороннее!
Единственным видом общественного транспорта являются автобусы.
На Кипре два международных аэропорта, в Пафосе (16 км от города) и в Ларнаке (2 км от города). Есть также аэропорт в Никосии, но из-за греко-турецкого конфликта он закрыт. Основная авиакомпания, обслуживающая остров — Сайпрус Эйрвейс. Прибыль, приносимая туризмом, является главным источником поступления иностранной валюты в бюджет республики. За последние 4 года число посещающих Кипр туристов увеличилось на 29 %, а прибыль от туризма — на 40 %
Далее мои небольшие комментарии:
- если Вы считаете, что столица Кипра – Никосия, то Вы правы лишь отчасти. Дело в том, что на всех дорожных указателях она числиться, как Lefkosia. А городок Лимассол, в котором мы отдыхали – Lemesos.
- дороги действительно хорошие, но карты iGo не все их знают. Два года назад началось их активное строительство и в горном Кипре. Потому карты еще не обновлены и водят по «старым горным тропам»;
- по-английски говорит почти все население, но акцент тот еще. Я и сам-то в английском шпрехаю на уровне школьной программы, но даже самые простые слова не всегда понимал с первого раза. Хорошо, что все киприоты ребята дружелюбные и разговаривают руками. Тут даже греческий понять можно
- очень важным считаю наличие дорожных знаков на коричневом фоне. Такими указателями оборудованы все мало-мальски значимые туристические мекки острова. Они не раз выручали нас от сусанинской болезни навигатора.
- электрические розетки по всему Кипру для огромных трехрогих вилок, но при должной дури, в них входят и наши стандартные. Боитесь сломать? На ресепшн бесплатно дадут переходник.
- рабочий день теоретически с 9 до 18, перерыв может затянуться с 12 до 15… сиеста, однако. Среда – это середина недели, потому рабочий день в среду только до 15. Суббота и воскресенье выходные. И неважно, что Вы турист или завтра улетаете. Отдых для киприотов – дело святое. Ни один из магазинов не откроется в среду после 15 или в выходные. Кстати, круглосуточных магазинов и лавочек тоже очень мало.
Посадку мы совершили вечером в Ларнаке, что в 70 км от Лимассола, там нас подобрал мерседес-чартер до гостиницы. Я специально сел рядом с водителем… Точнее чуть не сел на его место, как я упоминал движение тут левостороннее, а машины, следовательно, праворульные. С непривычки даже голова начинает кружиться, особенно, когда выезжаешь на круг, которых тут очень много, и движешься по нему по часовой стрелке. Круг – главный.
Поселились быстро. Kapetanios Limassol hotel оказался приличным отелем в 100 метрах от моря в самом центре города, у нас окна выходили на набережную и луна-парк с катком (температура воздуха +18, воды +18). Очень неплохие номера с ванными, ТВ-панелями и холодильниками-барами. Вместо 2-хместного номера с доп. местом для ребенка нам просто дали трехместный, куда и вселились все наши счастливые дети. Завтраки-ужины были вкусными и разнообразными. Единственный минус – отсутствие каких-либо напитков на ужине, все через бар. И очень вкусные апельсины!
Киприоты очень дружелюбные и открытые люди. В первый же вечер, по дороге к дому моего друга, мы встретили демонстрацию-шествие местных националистов. Толпа из 100 бритоголовых крепких парней в клепаной коже с флагами и барабанами… организованно шла под бой барабана по центральной улице, размахивая флагами и горланя речевки на греческом. Полиция, в составе аж 4! мотоциклистов, спокойной сопровождала их, перекрывая на перекрестках движения авто. Дойдя до условной точки, все нацболы постучали себя руками в грудь, крикнули что-то напоследок и… аккуратненько смотав флаги потянулись к ожидавшим их автобусам, не оставив после себя не то, что разбитой витрины, а даже пивной банки на проезжей части.
На следующий день у нас было запланировано знакомство с Лимассолом.
Приложенные фотографии не претендуют на художественную ценность, сделаны мыльницей (правда, с неплохим стеклом), чтобы запечатлеть семью на фоне. Потому художественных открыток здесь не ждите - не та цель и не та техника .
Итак, Лимассол – второй по величине город на Кипре (здесь и далее будет упоминаться только греческий Кипр. В планах было рвануть и на турецкую территорию – делается это просто – в Никосии по имеющимся документам даже на арендованной машине, но ввиду наличия детей и ограничения по времени, решили не рисковать). Сам город нам понравился, отличная пляжная полоса, начинающаяся курортной зоной на востоке и перетекающая в набережную и порт в самом городе. Все очень ухожено – полоса пляжа, потом полоса беговой прогулочной дорожки с лавочками, повернутыми к морю, полоса деревьев и кустов, велосипедная дорожка, газон, проезжая часть, сам город.
[изображение]
Деревья и кусты подстрижены и зачастую представляют собой очень плотную живую изгородь.
[изображение]
[изображение]
Когда мне говорили, что на Кипре можно играть в футбол апельсинами, гуляя по улицам, я не верил – а зря, таки можно. И срывать и кушать их на ходу – очень вкусно.
Набережная защищена от волн развалами камней, среди которых гуляют … кошки!
[изображение]
Отношение к кошкам тут почтительное, кошки отвечают взаимностью. Есть даже Ayios Nikolaos ton Gaton – монастырь Святого Николая кошатника В монастыре живут только кошки и монахини, ухаживающие за ними. Простые туристы внутрь не допускаются.
Немного истории: В 4 веке нашей эры на Кипре 17 лет подряд была жуткая засуха. Это привело к тому, что на острове расплодилось огромное количество змей, угрожавшее человеческим жизням. Некоторые местные жители в страхе покидали остров. Именно в это время на Кипр попадает Святая Елена. Она была в шоке от такого обилия ползучих гадов. И по ее приказу на борьбу со змеями на остров были доставлены около 1000 кошек. В течение нескольких лет кошки успешно справились с возложенной на них миссией и змеи были истреблены.
Мы там не были, но фото полно в сети.
Лимассол очень приятный городок, в ухоженной зелени, мандариновых и апельсиновых деревьях.
[изображение]
На набережной стоит странное сооружение из нержавейки, которое мы освоили по-своему.
[изображение]
[изображение]
Погода нас радовала своей переменчивостью и нам, порой, приходилось прятаться от накрапывающего дождика, так за одной из неприглядных дверей мы познакомились с кипрскими подъездами жилых домов.
[изображение]
Третий день на острове был посвящен автобусному знакомству с Лимассолом. Дети были оставлены в гостиничном номере и, к их счастью, предоставлены сами себе. Мы же, купив билет на автобус № 30, маршрут которого проходит вдоль всего побережья Лимассола, отправились в путь. Город усыпан кафешками и ресторанами, красивыми отелями и прокатами авто. Заехав в туристическую-отельную зону в восточной части города мы прогулялись по улочкам между полупустующими отелями, видимо все-таки не сезон в январе у них )). Но красота оформления даже обычных пешеходных дорожек нас приятно удивила. Сразу захотелось прикупить в этой зоне себе небольшой домик, благо, их тут много к продаже, и проводить здесь пару-тройку месяцев в году…
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Остаток дня провели в крытом бассейне отеля, на тренажерах и в играх у друзей.
Четвертый день нашего пребывания уже должен был стать колесным, так как у моего друга был выходной, и мы собирались брать автомобили на прокат для дальнейшего знакомства с Кипром. Прогуливаясь в предыдущие дни, я уже набрал листовок из прокатов авто, а будучи в Москве познакомился с особенностями проката. Но все же наилучшее предложение мне подсказали на ресепшн нашего отеля. Машина мне нужна была недорогая, но пятиместная. Сперва я остановился на предложении авто за 30 евро в сутки на 5 дней по цене 3-х. Но вчитавшись внимательнее, обнаружил, что ОСАГО для этого предложения составляет еще 12 евро в сутки… Компания DDC, чью листовку мне рекомендовала портье, предлагала те же 30 евро, но ОСАГО уже было включено в стоимость. А если я заказываю из отеля, то еще 10% скидка. Волновал меня только выбор машины, так как я не видел их парка и машину мне обещали пригнать прямо к отелю. Как выяснилось, волновался я зря. Машина была у отеля через 15 минут после заказа. Заплатил я всего 108 евро за 4 дня аренды и 30 евро за полбака бензина. Вернул я ее с почти пустым баком. Залог с меня не взяли вообще, франшиза по договору составила 700 евро. Узнав, что улетаю я в 4 утра, машину мне предложили оставить у отеля, а ключи отдать портье… Ожидая дегтя в такой бочке меда, я, с опаской уточнил – какая марка машины?
[изображение]
ОЙ! Ошибочка
[изображение]
Оказалось Subaru Impreza автомат. (Стоит отметить, что чуть горчинки я из этой бочки все же хлебнул. У машины не работали стоп-сигналы, и я узнал об этом только после обильных жестов других водителей на трассе, но хозяева машины исправили это недоразумение за 30 минут на следующий день за свой счет и мы продолжили эксплуатацию в общему удовольствию). Для сравнения – мой друг взял для своей семьи Nissan Micra, заплатив столько же, сколько и я, но за 3 дня эксплуатации. Плюс с него взяли депозит в 400 евро, франшиза составила 1000 евро, а возвращать машину ему пришлось в другой конец города. Для очистки совести я, перед эксплуатацией, заснял все царапины и мелкие сколы машины на видео, но при возврате никто ничего не проверял.
Погрузившись в машины, мы отправились покорять Кипр. Стоит еще раз отметить, что движение на Кипре левостороннее. Благо, что номера на прокатных машинах красного цвета и местные сразу понимают, кто за рулем. Перестроение на праворульную машину и левосторонее движение потребовало усилий. Хорошо, если рядом с Вами будет сидеть помощник, в моем случае это была моя любимая, которая тоже имеет водительские права, и ее подсказки были отнюдь не лишними. Помимо неудобства управления, нужно помнить, что габариты машины теперь больше слева, а не справа. Зеркала находятся в другом месте, а лобовое стекло у меня было самое чистое, так как переключатель поворотников расположен тоже справа, а на его месте включатель дворников. Но наши люди привыкают ко всему, и, спустя, некоторое время мы уже летели по трассе к Камню Афродиты.
По мнению киприотов, историков и «британских ученых» Афродита – греческая богиня любви, вышла из пены именно на Кипре в четко установленном месте. Это место где-то тут.
[изображение]
Камень Афродиты
[изображение]
Возможно в сезон, это место является настоящим раем для паломников, но нас встретил один захудалый магазин и небольшое кафе, бесплатная парковка и подземный переход, ведущий под трассой на пляж Афродиты. Даже в курортный сезон море в этой бухте достаточно прохладное, мы же застали настоящий шторм. Но зрелище все равно было прекрасным! На галечном пляже влюбленные выкладывают сердца, мы не стали исключением .
[изображение]
Недалеко от Камня Афродиты находится храм-музей этой самой богини со странным названием Санктуариум Афродитас. Поторговавшись на счет возраста детей, мы вошли на отгороженную территорию, аккуратно заставленную археологическими развалинам. Видимо музей в стадии становления, присутствует несколько строений с археологическими находками и строящиеся развалины с фрагментами античной мозаики.
[изображение]
Следующим пунктом нашего тура должен был стать античный театр, но из-за глюков навигатора мы сперва форсировали реку
Бурный поток, пересекавший наш путь форсировали по-очередно с большой осторожностью. Сперва я на более высокой Субару проехал для выяснения глубины и наличия промоин и ям. Затем вернулся и в плавание отправился мой друг Димыч, загрузив в Микру свою семью. Следом с семьей последовал и я. Обошлось без неожиданностей, но адреналинчику хлебнули все.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
а после добрались до цитрусовых плантаций и прекрасного ресторанчика с детской площадкой на пути в Пафос.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
После сытного обеда в Пафос мы прибыли лишь затемно. Покатавшись по городку, отправились на базу.
Продолжение следует...