Любителю популярной музыки, заинтересовавшемуся классической музыкой, приходится тяжело. Даже если любит он лучшую часть мира популярной музыки в лице Фрэнка Заппы, Арьена Люкассена или Би Би Кинга. А если у любителя имеются ещё и аудиофильские наклонности, то это прямая дорога к поражению.
Сначала о хорошем. Что классическая музыка с непривычки мучительно сложна для восприятия — неверно. Слушаешь группу Nightwish — без проблем пойдет опера. Слушаешь Emmerson, Lake & Palmer или King Crimson — нормально пойдут симфонии. Слушаешь Рика Вейкмана — все будет в порядке с камерной фортепианной музыкой. Единственное, после формата традиционного долгоиграющего альбома сложно привыкнуть к многообразию форм: оперы очень долгие, а сонаты очень короткие.
Теперь проблемы.
Проблема первая: классификация. В любом направлении популярной музыки есть большое количество информационных ресурсов, на которых все наглядно структурировано, отрейтинговано и откомментировано. Эти ресурсы — прикладные, имеют целью помочь людям разобраться. Для классической музыки аналогичных ресурсов нет, по крайней мере я ничего заметного не нашел. Есть либо электронные каталоги дисков, либо форумы с суровыми специалистами, либо книги, от популярных для академических. Популярная книга — нормальный вариант для многих. Однако для человека, привыкшего структурировать информацию, попытка познакомиться со знаменитыми сонатами Бетховена, первый же практический подход к снаряду оборачивается неприятностями из-за второй проблемы.
Проблема вторая: многообразие. У Бетховена 32 сонаты по <nobr>15-20</nobr> минут каждая, и почти все считаются гениальными. Во-вторых, почти каждую из этих сонат за последние 60 лет записали десяток гениальных пианистов и ещё десяток пианистов просто очень хороших. Все, естественно, понимают Бетховена по-своему, различия в исполнении очень существенные. Различаются инструменты. Сильно варьируется техническое качество записи. Наконец, у разных пианистов разные сонаты по всеобщему презнанию получились более или менее удачно. В свете этого разный ремастеринг дисков — уже мелочи.
Всё это не страшно: первый попавшийся однодисковый сборник из Лунной, Патетической, Аппасионаты и Бури, и можно двигаться дальше в сторону всепогодных скрипичных концертов Вивальди. Но не хочется делать это своим методом. Хочется разбираться.
Проблема третья, надуманная, вытекающая из второй: организация фонотеки. Непонятно, что считать первичным: композитора, исполнителя или форму. И что делать с многодисковыми изданиями.
Чтобы не завершать на грустной ноте, хочется отметить, что несмотря на все сложности, классическая музыка действительно способна вызывать очень сильные эмоции, которые рок-н-ролл перестал вызывать уже давно. Это действительно работает.
[изображение]