Полет на Марс на борту пилотируемого корабля является нецелесообразным ни с научной, ни с экономической точки зрения. Такого мнения придерживается главный конструктор и генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов, сообщает «Интерфакс».
«Перелет долгий, с радиационными воздействиями. Кроме того, после посещения Марса понадобится взлететь с него, а для этого надо сначала спустить на поверхность довольно большую заправленную ракету», – цитирует слова ученного агентство.
Вот из-за таких ученых мы и не полетим на Марс еще лет 100. Во-первых, роботы всего не сделают - роботу нужно несколько лет, только чтобы проехать километров 20. Такими темпами много не освоишь. Во-вторых, Марс ценен и сам по себе (более похожего на Землю небесного тела нет), и как перевалочная база на пути к астероидному сырью, хотя это дело далекого будущего, конечно.
Мне тут попалась книжка
The Case for Mars, изданная в 90-х и переизданная в прошлом году. Автор, Роберт Зубрин, - бывший инженер из "Локхид Мартин". Его план, который называется
Mars Direct, не предполагает никаких орбитальных сборок и промежуточных баз на Луне. Сначала на Марс посылается возвращаемый корабль, который сам для себя вырабатывает топливо (метан + кислород) из местной углекислоты (водород придется везти с Земли, конечно, но его много не надо). Когда корабль заправлен, на Марс отправляются второй возвращаемый корабль и обитаемый отсек с 4-мя астронавтами, которые проводят на Марсе полтора года и улетают на Землю, одновременно вылетает возвращаемый №3 и обитаемый №2, и т.д. Схема на самом деле сложнее, но главное то, что это достижимо при нынешних технологиях и в течение 10 лет. Параметры миссии просчитаны, образцы генератора топлива и других систем созданы и испытаны.
Но еще больше мне понравилась схема организации работ, которую автор назвал "Модель Ньюта Гингрича" по итогам своей беседы с тогдашним председателем американского Конгресса. Если коротко, то это что-то вроде того, что NASA сейчас делает с орбитальными перевозками, т.е. аутсорсинг. Идея в том, чтобы объявить приз - скажем, $20 млрд. за доставку экипажа на Марс. Это сразу устраняет кучу проблем - не надо каждый год выбивать финансирование, не будет раздувания бюджета, что неизбежно в государственных программах; либо цель достигнута, и тогда NASA выплачивает фиксированную сумму, либо нет, и тогда никаких расходов. Частники все сделают сами - создадут иди купят наиболее эффективные технологии, которые еще потом пригодятся. При этом приз можно разбить на несколько этапов, в которых состязаться могли бы разные компании - не обязательно кто-то один обязан все разрабатывать от начала до конца. В общем, главное - была бы политическая воля, но ее нет.