А теперь пожалуй я немного побуду википедией.
Фильм, положивший начало немецкому киноэкспрессионизму. Первый в истории кино фильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания.
Сюжетные подробности, о роли Фрица Ланга в судьбе картины и кое-что о подготовке к съёмкам можно (до)читать в Википедии. Вообще википедисты любят дико спойлерить. Иногда это пригождается (когда своими словами не можешь нормально фильм пересказать без углубления в детали),но вот я пару раз дико обламывалась,так как начинала читать и ВНЕЗАПНО узнавала ВСЁ.
Фильм упоминается в «Психологической истории немецкого кино» Зигфрида Кракауэра. [М.: Искусство — 1977.].
Далее привожу выдержки из текста.
Прототип всех послевоенных немецких фильмов, «Кабинет доктора Калигари», вызвал повсеместно ожесточённые споры. Пол Рота назвал его «первой значительной попыткой выразить творческих дух кинематографическими средствами», швейцарский критик Амиге, напротив, писал, что картина «отдаёт крашеной древесиной, оставляя во рту привкус золы». Послевоенные немецкие фильмы, обнажавшие движение немецкой души, задавали всем немало загадок. Ужасающие, мрачные, болезненные — такими эпитетами они чаще всего награждались. [изображение]
Революционный смысл этой истории откровенно раскрывается в её финале — в отождествлении психиатра и Калигари: разум одолевает безрассудную силу, безумная власть символически уничтожена. [изображение]
Первоначальная история была рассказом о реальных ужасах. Редакция Вине преобразила рассказ в химерическую небылицу, порождённую больной фантазией Фрэнсиса.
Если правда то, что в послевоенные годы большинство немцев страстно хотело вырваться из тисков грубого внешнего мира, погрузиться в непостижимый мир души, психологические установки в редакции Вине ещё более последовательны, чем в сценарии. Версия Вине, перечеркнув старый замысел, чётко отразила повальное бегство немцев в самих себя. В «Калигари» (и в некоторых других фильмах того времени) введение обрамляющего рассказа обладало не только эстетическим смыслом, но и символическим содержанием. Характерно, что Вине не стал калечить сценарий, и хотя «Калигари» превратился в конформистский фильм, его революционная фабула сохранилась и была подчёркнута лишь в качестве фантазии безумца. Иначе говоря, поражение Калигари происходило в психологической сфере. Таким путём фильм Вине намекает о том, что во время этого бегства в самих себя немцы исподволь стали пересматривать своё отношение к власти.
Вот и сам виновник торжества, целиком на тытрубе, прилагаю же его торжественно к этой записи, дабы всегда был под рукой.