Дни с 8-го по 14-ый. (пят 24.08 - чет 30.08). В Черногории.
Часть первая.
Выезжаем из Дубровника в 11 утра и до полудня мы уже на границе. Счётчик отмерил 3109 км от Москвы. В сторону Хорватии из Черногории огроменная очередь, машины чуть ли не по винтику разбирают. Но назад в это время почти никто не едет и мы проскакиваем без проблем. Поставили штамп о прибытии: теперь, можем находиться здесь 30 дней. Нам столько и не надо. И традиционно, россиян не досмотрели. В Черногории можно сразу забыть про многополосное движение, автобаны и скоростную езду. И чем глубже в страну, тем тягомотнее поездка. В городах быстрее 40 км/ч ехать не получится из-за череды машин и постоянно кидающихся под колёса пешеходов, а на узких горных серпантинах гонять просто не получится - опасно. Лишь на прибрежном шоссе вне города можно разогнаться до 60-80 км/ч. Черногория строит свою транснациональную автомагистраль, но когда-то она ещё будет готова... Момент истины: мы добрались до точки назначения, и тут я вас перестаю радовать развёрнутыми историями. Нет, это не значит, что в Черногории нечего посмотреть и не о чем рассказать. Просто мы сюда приехали отдыхать на море, загорать и купаться в Адриатике. Фотографировать уже не хочется. Поездить по местным красотам мы успеем в другой раз (это есть в планах, вернуться). К тому же, осмотру достопримечательностей в этот раз есть помеха, но о ней чуть позже. А пока не доехали до пляжных лежбищ, мы ещё по привычке смотрим по сторонам.
Летим мимо Херцег-Нови. Игнорируя паромную переправу, решаем объехать живописный Которский залив по периметру. Прибрежные городки похожи друг на дружку как близнецы-братья. Минуем городок Рисан. Этот старейший город на берегу залива в античности служил столицей Иллирийскому царству. Увы, в наше время это лишь небольшой курорт и глядеть здесь особо не на что - разве что на саму природную гавань. О да, она прекрасна. Одно время существовало заблуждение, что Которский залив - на самом деле фьорд. Так и называли местные - "наш фьорд, самый южный в Европе, между прочим!" Некоторые особо упёртые и сейчас это утверждают. Чуть не доезжая до Пераста, останавливаемся пофотографировать у рекламного плаката ресторана "Старая Мельница", находящегося дальше, в городке Люта неподалёку от рыболовецких ферм. Противоречивые отзывы о пункте питания вы можете почитать здесь, но я скажу за себя: ресторан очень красивый, разрекламированный и, я б сказал, пафосный. Но имеет немало минусов. Прежде всего, как ни странно - небогат выбор кушаний. Блюда дорогие, а официанты не блещут любезностью. Если хотите посидеть в красивом и уютном закутке (коих внутри немало), а не абы где - бронируйте место заранее. Иначе усадят или на отшибе, или на проходе... и это при наличии свободных мест-то! И куверт (couvert) ешё. Короче, будете в тех краях - ищите "Старой мельнице" замену.
Про couvert. В прошлом, словом "куверт" звалась полная сервировка стола приборами на одну персону. Ну и "десять кувертов" значило "сервируйте стол на 10 персон". Сейчас же, это слово значит "разводка на лоха". Когда покушав, вы благодушно потираете пузо и просите вас рассчитать, берёте в руки чек и недоумённо впираетесь взглядом в неясное слово (как раз это), стоимостью процентов этак в 10-15 от всего заказанного вами ужина. Которое настоятельно просят оплатить. Если потребовать с официанта объяснений, то он с готовностью промычит, что куверт - это всё то, что на столе было, но чего в блюдо не входит. Чистая тарелка, солонка, масло с уксусом, плетёнка с хлебом, салфетки, чистый воздух и его, официанта, улыбка. Ну а дальше по обстоятельствам: кто-то скандалит, кто-то сразу шлёт подальше, кто-то оплачивает, но "зажимает" чаевые. А кому-то пофиг: он в следующий раз заранее уточнит у официанта эти самые куверты и, ежели они в ресторане есть, попросит их не приносить.
[изображение]
У рекламного плаката. Справа (вдалеке средь волн) - остров св. Георгия и остров Мадонны на Рифе.
Заезжаем в Пераст. Об этом небольшом городке можно рассказывать побольше, да и внешне он куда симпатичнее Рисана. Основан в дохристианские времена иллирийцами и получил своё название в честь одного из иллирийских племён. В период средневековья, испытывал давление на со стороны соседнего, куда лучше развитого и укреплённого Котора, держащего прямо перед Перастом, в аббатстве на острове св.Георгия, своих средневековых морских пехотинцев. И ежели младший сосед начинал недовольно бурчать за про несправедливость положения, что-де рыбу ловить вкусную не дают и торговать мешают, которский отряд десантировался с острова на головы перастцев и наводил конституционный порядок. А потом оба города подчинила своему влиянию Венецианская республика, и настал между ними мир и порядок. Под властью Венеции, в регион пришли богатство и достаток. Пераст без преград развивался и пышно расцветал ровно до тех пор, пока у его стен не объявились турки.
Османская империя завладела территорией от Херцег-Нови до Рисана, что поставило Пераст в положение города пограничного. В силу географических особенностей, стен у него не было, зато рядом была возведена в 1570 г. крепость Святого Креста и появились оборонительные башни "кардаки". Стратегически важный пролив Вериге на ночь перегораживался цепью. Турок успешно сдерживали на протяжении пары столетий, пускали на дно их корабли и вообще перастцы прославились воинской доблестью. За что получали с Венеции многочисленные поблажки и привилегии, как в области торговли, так и в военном деле. Богатеющий Пераст долго не давал туркам покоя. Турецкие пираты постоянно угрожали торговым кораблям и один особенно наглый из них, Карадоз, даже сжёг аббатство на соседнем острове святого Георгия и поджёг сам город. В 1654 году пятитысячная армия османов предприняла попытку завладеть городом. И всё бы могло сложиться для города хреново во время того штурма, кабы не 47 героев из числа горожан, взявших турецкого военачальника в плен. Войны между подданными Венеции и османами ещё долго не утихали, но турки впредь вели себя куда осторожнее, не теряя головы (в прямом и переносном смысле) аки их незадачливый полководец. На середину восемнадцатого столетия пришёлся период наибольшего расцвета города, который к тому времени владел четырьмя судовыми верфями, и чей торговый флот состоял из сотни кораблей. Число постоянно проживающих в городе жителей выросло до 1643 человек. Но на рубеже 18-го и 19-го века, Наполеон завершил тысячелетнюю историю венецианского государства, а с ним закатилось и солнце Пераста. Город начал приходить в упадок, торговый флот неуклонно сокращался, а жители съезжали в места более хлебные. К 1910 году здесь обитало лишь четыреста горожан; в наше время, население города насчитывает чуть больше трёхсот жителей, средь которых много приезжих, в том числе и русские. Вряд ли они потомки тех самых перастцев, что были отважными воинами и предприимчивыми купцами, да?
[изображение]
Пераст.
Видна самая высокая колокольня в городах залива, пристроенная в 1691 году к зданию церкви св. Николая, главному городскому храму.
Деньги на строительство 55-метровой башни, 50 000 венецианских дукатов (а это ~полмиллиона Euro в наше время), собирали сами горожане.
Судите о достатке городских жителей.
Колокольня строилась из камня разрушенного турками при отступлении города Херцег-Нови и знаменовала собой победу над красными фесками
Позже, богатыми купцами церкви были пожертвованы колокола, а Венеция прислала дорогие башенные часы.
На самой первой фотографии этой части отчёта, вдалеке маячат два островка. Хочу рассказать о них чуть подробнее. Перво-наперво, остров святого Георгия. На нём расположено одноимённое аббатство, чьи крепкие стены помогали соседнему Котору доминировать над Перастом в средневековье. Первые письменные упоминания обители датируются 11 веком, но по некоторым признакам можно предположить, что оно стояло здесь и двумя веками ранее. Аббатство было сожжено турецким пиратом в 1571 году и долго восстанавливалось, а век спустя, уже воссозданное, было вновь разрушено Великим землетрясением, ввергшим в руины все окрестные города. Второй остров располагается всего в сотне с небольшим метров от первого и называется Госпа од Шкрпела, что переводится как "Мадонна на рифе". Почему на рифе? Потому что остров искусственный. Первоначально, риф чуть-чуть возвышался над поверхностью воды небольшим своим клочком. Но на протяжении столетий, горожане Пераста топили у него свои старые, а позже и турецкие пиратские, корабли. Риф также был причиной кораблекрушений. Как-то раз, один из именитых горожан вспомнил знаменитую фразу Иисуса Христа о безгрешии; и тут же был издан закон, по которому с каждого проплывающего мимо судна полагалось швырнуть в риф камень. Моряки с удовольствием "наказывали" негодника, а тот в отместку рос и рос, пока его возвышающееся над водой плато не стало размером аж в три тысячи квадратных метров. В середине пятнадцатого века пара братьев-мореходов из Пераста, один из которых был всерьёз болен, нашла на острове икону Божьей Матери - и та его исцелила. В ознаменование этого, они поклялись возвести здесь церковь. Божий дом нарекли храмом Мадонны на Рифе, а с ним это название получил и остров. Я умолчу о том, какие болезни подхватывают в иноземных портах моряки и каким образом могут их лечить.
Доехали до Люты, здесь мы остановимся на денёк у друзей. Отметка на счётчике - 3165 км. Отъедаемся и купаемся. В Люте нет как таковых пляжей, но есть причалы, на которых местные жители располагаются позагорать. По закону, владелец дома напротив причала не может блокировать доступ к воде, захватывать побережье в единоличное пользование ему запрещено. Однако, посторонним людям всё же принято спрашивать у него разрешения. Дело в том, что живущие у воды черногорцы обычно собираются вечерком на причалах: выставляют столы, стулья, пьют вино, беседуют и непрерывно дымят табаком. Казалось бы: первая линия у моря, рай! Но не обманывайтесь. Захотите прикупить тут дачу, чтоб так же сидеть у воды, глядя на бухту - трижды подумайте. Поутру, от моря подымается туман, зимой вообще здесь будет весьма промозгло. Высокая влажность внутри дома, можно долго бороться с сыростью! Не лучше ли поселиться чуть повыше на склоне горы? Короче, принято спрашивать разрешения. Если место ещё не оккупировано весёлой компанией, то никто и не откажет. А если занято, можно перейти на соседний причал. Вообще, черногорцы - приветливые и милые люди. Как на нашем Кавказе, тут те же кланы и та же семейственность. Те же законы гостеприимства. Только красивых женщин (голос Нади: "и мужчин!") мало. Южная кровь, иссушающее кожу солнце и непристанное курение. У маленькой воинственной нации чаще рождались мальчики и это местная аномалия, женщин аж на треть меньше чем мужчин! Потому не смотря на не особую свою приглядность, они знают себе цену, строят отношения только с тем кого выбрали в мужья и никаких постельных кувырканий до свадьбы не устраивают даже избраннику.
Вечером по дороге домой я раздавил ботинком скорпиона. "Это ещё вы змей не видели" - улыбаются туземцы. Потом мы пили вино с немцами-соседями. Те увлечённо рассказывали, что черногорцы не любят работать и у них всегда найдётся отговорка. Сегодня жарко? Не работаем! Дождь? Нельзя работать. Праздник? Кто ж в праздник работает? И хоть сейчас в Черногории строительный бум и все подались в строители, настоящих профессионалов среди них мало. Ничего не напоминает? Да, в Черногории много русских.
Из Люты мы съездили в Котор. Сейчас, это современный город с крупным морским портом, культурный и экономический центр региона. Но нас не интересует современность, нам куда приятнее побродить по исторической его части. Внутри, Старый Котор - милый городок с крепостью на скале, стена которой простирается высоко в гору. Он несколько похож на десятки других балканских прибрежных городов: уютный, с красными черепичными крышами, сувенирными магазинчикам и кафешками. Встречаем много кошек и целая их стайка тусит вместе, переходя от дворика к дворику в поисках угощений и тени в дневную жару. Котор - место туристическое, а потому в местных ресторациях присно памятный куверт довольно частое явление.
Хотя история города начинается с древнеримских дохристианских времён, до нашего времени никаких архитектурных памятников той эпохи не сохранилось. Можно смело сказать, что Старый Котор - город средневековый. Несмотря на частые землетрясения за его историю, в том числе и два крупных, большое количество многосотлетних построек цело и сейчас. В 1979 году город был взят под охрану ЮНЕСКО для сохранения его архитектурного облика, созданного при смешении различных стилей, культур и времён.
Котор столь часто переходил из рук в руки различных правителей, сжигался и разрушался до основания захватчиками, после чего восстанавливался, и так раз за разом... что описание всей этой свистопляски раздуло бы мой и так нудный обзор до непомерных величин. Упомяну кратко лишь, что после римлян, город находился под опекой Византии, затем подчинялся Сербскому княжеству, был разграблен армией вторгшихся в Европу монголо-татар, отстроился и стал независимым городом-государством, а затем под угрозой турецкого завоевания отдался на милость Венецианской республике. И поверьте, хоть я упоминаю о нём так кратко, историй и событий тут происходило куда больше, чем в необделённом моим вниманием Перасте.
[изображение]
Котор. У ворот в Старый Город. Видна крепостная стена, подымающаяся вверх по скале.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Храм святого Николы (Николая), главное культовое сооружение Сербской Православной Церкви в городе.
Православных церквей в Которе больше, чем католических, но при этом, самих исповедующих православие больше.
Отчасти по-этому, храм св. Николая открыт для богослужений ежедневно.
[изображение]
[изображение]
Поросшие кустарником развалины.
[изображение]
Круизный лайнер в порту.
[изображение]
Рынок в Которе вкусный. Пршут, сыр, орехи, мёд.
Купили домой килограмм белых грибов, боже как же они пахнут!
Варим супы теперь.
Утром 25 августа выехали в сторону города Бар. Навигатор упорно отказывается вести нас к Бару черногорскому и норовит проложить путь в Италию. Дело в том, что Бар есть и там, по-итальянски Bari. Это крупный порт средиземноморья, связывающий Италию торговыми путями с множеством стран. А расположенный прямо через море черногорский портовый город, во времена венецианского владычества звали Антибаром (Antivari). Сейчас два этих города соединяет паромное сообщение.
Дорога вьётся через горы и в попадающихся туннелях старой постройки нет вентиляции. Жара и выхлопные газы - смесь довольно неприятная, стоит плотно закрыть окна в машине, иначе можно задохнуться. По пути остановились перекусить и искупаться в симпатичном месте. В приморском ресторанчике поели мидий и прочих ракушек, 44 Euro на троих. Потом купили билет на специальную лодку и поплыли на ней к гроту с прозрачной синей водой.
15:00, 3214 км отметка на счётчике. Проехали город Будва и остановились на заправке. Я залил в топливный бак 72 литра на 96 Euro. Едем дальше. Чем ближе Бар с его паромом и нудистскими пляжами, тем больше попадается молодых автостопщиков растаманской внешности.
Остановились у Свети Стефан. Симпатичный курортный городок - один из самых растиражированных символов Черногории. Но вы не обольщайтесь, попасть туда так просто не удастся. Узкий проход в город перегорожен и снабжён охранниками, которые пускают в него лишь жильцов города-отеля. Прочим дозволяется загорать на пляже у входа. Отели внутри недешёвые и может быть именно за это, место столь любимо звёздами Голливуда и богатеями мира сего. Ведь в кругу себе подобных и беспокойства меньше. Сделать красивый кадр мне не удаётся: вечер, солнце висит почти над городом и бьёт светом прямо в линзу объектива.
Доезжаем до Бара и располагаемся: пользуясь гостеприимством наших друзей, мы пробудем здесь неделю. Познакомились с соседями из соседнего дома, с Владом и Дра'гоной. Граждане Сербии из племени русинов, они не стали продавать свои приморские дачи после отделения Монтенегро. Сербов в Черногории много, отношения у них с черногорцами всегда были хорошими - и шоком для многих стало решение черногорцев организовать в 2006-ом году собственное независимое государство. В отличие от споров сербов с хорватами, разделение их с черногорцами прошло тихо-мирно в результате референдума, воевать и бросать свои дома никому не пришлось. А кто застал крайне низкие цены на виллы у моря в Хорватии же, знайте: из них изгнали ваших братьев-сербов, даже и поубивали кого. Такие дела.
За эту неделю, русины часто приходили в гости. Драгона готовила невероятно вкусную пиццу - нигде такой не пробовал! Рассказывала о пицце на вынос, производимую пиццериями в Баре: её, говорит, через пятнадцать минут можно грызть, ломая зубы. У них с Владом милая дочка Ани, а сами они из города Нови Сад. Сербский язык очень схож с русским и если попросить говорить помедленней, даже можно его понимать.
Съездили на рынок в Баре. Выбор большой: мидии и прочие ракушки, гребешки, омары, кальмары, креветки всяко-разные, рыба. Но и цены не сказать, что умеренные. Устрицы вон, как в Москве, в магазине METRO C&C. Может, продавцы как раз москвичей и распознали? Ну, по крайней мере свежие! Да и не на каждый день еда.
[изображение]
Панорама.
(кликабельно)
[изображение]
Островок Святого Воскресения с одноимённой церквушкой, хранящей здоровье местных моряков.
Вечерами мы что-то готовили сами, пили купленное в магазине вино, ели молодой инжир и любовались звёздным небом. В один из вечеров отыскали неподалёку ресторанчик для местных и заказали поросенка на вертеле. Не цельного: всё ж, ухомячить многокилограммового свина нужна компания побольше. Взяли полтора кило на троих, три кружки пива с лимоном (тут пьют пиво с ним), пару салатов и капучино... вышло 24 Euro! Красота. Поросёнок на вертеле вообще блюдо прекрасное, но найти его нам удалось не сразу: чаще и чаще в последнее время его убирают из меню, дабы не нервировать и не отваживать от едален мусульман. Всё больше баранины кругом. В одной кафешке, я нашёл айс-кофе и познакомил с ним друзей. Напиток из кофе с молоком, перемешанный с большим объёмом ледяной крошки (или кофе с холодным молочным коктейлем, где как) - штука в жарких странах очень приятная, странно, что не везде его предлагают. И что не все о нём знают.
В Баре красивый променад, отличное место для прогулок на закате. С него можно зайти в ворота дворца короля Николы, погулять по красивому парку и зайти внутрь, в музей. В парке мы разругались с Надей вдрызг - оказывается, ей такой же дворец хочется!
* * * окончание следует * * *