Чужая колея: к навязыванию "набора обсуждаемых тем"
стаья про навязывание темы пуссей и навального
"Ещё в перестроечные годы в средствах массовой информации, понемногу превращаемых в (по выражению Андрея Ильича Фурсова) средства массовой рекламы, агитации, дезинформации (СМРАД), стали появляться материалы, мотивированные не политически (к чему наше общество давно привыкло), а коммерчески. По мере роста рыночной хрематистики (так Аристотель Никомахович Стагирский почти два с половиной тысячелетия назад назвал стремление к прибыли любым способом и любой ценой в противовес стремлению к эффективному и комфортному устройству хозяйства в целом — экономике) заказуха (её ещё называют «джинса») заполонила газетные страницы и эфирные минуты. Да и в отечественном кино система product placement — размещения продукции — зачастую работает не официально (как на западе, где её придумали), а за скромные деньги в руки скромного бутафора."
"Внутри профессионального сообщества постепенно возобладало мнение: хорошо высказаться о каком-то конкретном человеке, деле или товаре можно только за соответствующую оплату. Более того, к тем, кто хвалит бесплатно, многие относятся как к штрейкбрехерам, подрывающим возможность заработка не столь наивных коллег."
"Не берусь предложить надёжный рецепт противоядия. Более того, меня самого постоянно упрекают в купленности с тех самых пор, как я перестал веровать мифам хрущёвских, горбачёвских и ельцинских пропагандистов. Но на мой взгляд, всякий, кому хватит терпения сопоставить объём теленовостей на ту или иную тему с её значением для общества, поймёт: самое корыстное и ангажированное мнение — пропаганда корыстности и ангажированности всего хорошего, что окружает нас на каждом шагу и порою, невзирая на яростное противодействие СМРАДных мира сего, просачивается на страницы и экраны."