Очень часто я слышу в СМИ, что наша система ценностей непродуктивна и губительна для рыночной экономики, при этом часто ее сравнивают с протестанской и прочими системами. Но при этом крайне редко эти понятия раскрывают. Единственная более или менее приличная статья на эту тему написана Е. Ясиным в одном из экономических журналов. Следует отметить что каждое из качеств имеет как положительные так и отрицательные стороны. Т.е. не существует полностью отрицательных качеств, просто одни могут быть более применимы к конкретной экономической системе, другие - менее.
Так действительно, что же отличает нашу систему ценностей от остальных "продуктивных"? Отмечу лишь основные моменты:
1) Бедность - не порок, богатство - грех. Всегда в России богатые люди считались ворами, а их состояние неправедно нажитым. Вытекает вся эта муть из обобществленного крестьянского хозяйства, что и помогло большевикам в свое время национализировать частную собственность.
2) Коллективизм, зашкаливающий в игнорирование индивидуальности. Смотри предыдущий пункт.
3) Неготовность к регулярной работе, привычка делать все наскоком. Можно даже привести пример из жизни. Большинство российских менеджеров работает в гибком графике, т.е. без фиксированных перерывов на обед и проч. Если же посмотреть на тех же немцев, то они практически никогда не откажут себе в обеде, но они и не будут пропускать рабочие дни без причины чем иногда грешат отечественные работники.
4) Патернализм. Отношение к государству, как к чему-то высшему и неподконтрольному. Русский человек всегда ждет помощи от государства, но даже если не дожидается ее, не старается что-то изменить в нем к лучшему. Касательно государства нужно отметить еще одну особенность российского менталитета выраженнаю в поговорке "Царь хорош, бояре плохи".
5) Неготовность жить по закону, высокая доля неформальных договоренностей. Для русского человека всегда лучше обойти закон, чем соблюдать его. Если есть возможность мы проедем в общественном транспорте без билета, превысим скорость и т.д. В случае же если нас остановит гаишник намного проще будет дать ему взятку. Здесь присутствует наплевательское отношение к закону с обеих сторон - со стороны человека и со стороны государства в лице гаишника. Из более крупных примеров - дело ЮКОСа. (Рамир)
6) Отсутствие "срединной" культуры, которая находится между семьей и государством. Мы спокойно можем выбрость мусор прямо на улице или вообще из окна. Мы думаем, что мы вредим не себе а государству, которое и создано, чтобы за нами убирать. (Рамир)
Это все, что пришло мне сразу на ум, если еще что-нибудь вспомню - добавлю. Но проблема собственно не в анализе, а в том можно ли эти ценности изменить? Есть мнение что их способна изментить экономическая ситуация, т.е. люди постепенно привыкнут к рынку и примут его правила: индивидуальность, уважение к богатству как символу успеха и прочее. Так ли это? Возьмем за пример послевоенную Японию. Несмотря на рыночные условия и НТР японцам удалось добится столь высокой производительности именно за счет видоизменения (но не коренного!) своей традиционной системы ценностей. Т.е. сохранилась иерархичная структура с подчинением индивида группе и высокой организованности. Это так называемая конфуцианская ценностная система, по поводу которой до сих пор идут споры: сможет ли она и дальше тянуть Азию, или ее придется еще сильнее менять.
В какую же сторону должна изменится наша система, чтобы стать успешной в современном глобализированном мире? Какие качества мы должны выработать, а какие снизить до минимума? Каким способом мы должны это сделать? - вот основные вопросы этой темы.
отредактировано: 29-02-2004 09:24 - Станислав Бутурлин