Еду сегодня со службы, слушаю "Зигфрида" и внезапно понимаю, что не люблю смотреть в театре постановки Вагнера. И вот почему.
Я выросла на историях из "кольца нибелунгов". Вначале мама рассказывала, потом, научившись читать, я познакомилась с адаптированным для детей вариантом германской мифологии, а спустя энное время - и с полноценным. Вагнера тогда у нас не ставили, но музыку никто не запрещал, так что поле для фантазий у меня было широчайшее. Классе в шестом - седьмом я попала на выставку картин Васильева, с удивлением обнаружив, что полотна абсолютно созвучны моим представлениям. Мой Вотан - маг, некромант, мудрец и воин...в общем, крутейший дядька. Зигмунд и Зиглинда - красивые, Хундинг - сильный, но противный. Как и Хаген. Зигфрид - двухметровый красавец-качок, мечта гимназисток. Брунгильда - то же самое, только девушка, вдобавок, мудрая и вообще божественного происхождения. Гутруна/Кримхильда - самый нелюбимый персонаж, типичная гламурная блондинка принцесска, тупая как пробка. У ее брательника ум тоже не доминантный признак. Русалки - веселые, нибелунги - гадкие, дракон - большой, страшный и глупый. В общем все логично. Плюс ко всему музыка...Вагнер милитаризован и героичен до предела. И вот прихожу я в театр, где под прекрасно-героические аккорды рушатся с грохотом мои фантазии. Нет, я не рассматриваю современные извращения под бессмертную музыку, вроде спектакля "Новой оперы" с мусорными свалками на сцене и Лоэнгрином-политиком в пиджаке. Речь о классическом варианте, но...
Нет, я понимаю прекрасно, что для оперного исполнителя главное вокал, а не внешние данные. Но устроены мы так- хочется не только слышать,но и созерцать. Мозг рисует героя обликом наподобие молодого Шварца и воинственную деву ему под стать, а глаза упорно выдают необъятную тетку в бронелифчике (два тазика) и пузатого лысого мужичка в трико с приставными бицепсами. Вотан похож не на Отца Битв, а на размордевшего старика Хоттабыча...и грустно становится.
Экранизация тоже совсем не порадовала, ибо была 100% вторична по отношению к "Властелину колец", тогда как Толкиен заимствовал у Вагнера, а не наоборот. Так что оставлю постановки заядлым театралам, коим главное-антураж, а гениальными операми буду наслаждаться в концертном зале (когда их исполняют в инструментальном варианте) или в машине.