18:20 19-01-2013 Царство Небесное (Божье)
Иисус Христос приходил в наш мир для того, чтобы открыть путь в Царство Небесное.
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.
Царство Небесное
С самого начала Своей проповеди Господь наш, Иисус Христос, первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).
Слово царство в библейских книгах имеет два значения: "правление царя" и "территория, подвластная царю". Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.
Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и искренне покаявшихся, Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Это богословское понимание полностью согласуется со стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20).
Если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием.
Об установлении этого Царства мы постоянно взываем к Господу в наших молитвах:
"...да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;" (Матф.6:10)
Естественно, это Царство ни имеет ничего общего с земными царствами, о чем Иисус и сказал Пилату: "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда." (Иоан.18:36)
Это Царство является наследием спасенных:
"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Матф.25:34)
"Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?" (Иак.2:5)
В это Царство войдут те, кто исполняет Волю Божью: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного." (Матф.7:21) Грешники его не наследуют: "...ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога." (Еф.5:5)
"...благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (Кол.1:12-14)
Чтобы жить в Царстве Божием, нужно соответствовать ему: иметь детскую веру и смирение: "и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Матф.18:3,4) "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное." (Матф.5:20) и родиться свыше:
"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия." (Иоан.3:3)
И мы должны искать его прежде всего: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам."(Матф.6:33), не думая о мирском: "Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия."(Лук.9:62) и не взирая на скорби: "...утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие." (Деян.14:22)
Да сохранит Вас Господь для Своего Небесного Царства !
Согласно представлениям древних евреев Господь Бог находится именно на небе. Поэтому в Ветхом Завете Его часто называют "Бог Небесный" (Дан. 2:44). А поскольку Бог находится на небе, то Царство Небесное, располагающееся вокруг Бога, и есть Царство Бога Небесного, или Царство Божье. Царством Божьим оно называется ещё и потому, что Господь Бог его сотворил. И в нем Бог господствует, и оно принадлежит Ему. Поэтому в различных Евангелиях в целом ряде мест понятия Царство Небесное и Царство Божье совпадают по своему смысловому значению. Вот как, например, по смысловому значению и логике одинаково сказано о приближении этого царства. "И говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.3:2). "С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:17). "Приблизилось Царствие Божие: покайтесь" (Мар.1:15). "говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук. 10:9). "знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие" (Лук.10:11).
Однако земной человек не может войти в это Царство, потому что грешен. Об этом в Библии пишется так. "Потому что все согрешили" (Рим.3:23). "Нет праведного ни одного" (Рим. 3:10). Однако Господь Бог милостив к людям. И Он дал им возможность путем искреннего покаяния снять с себя свои грехи. Бог-Отец предоставил право прощать грехи Мессии. И об этом сказано так. "Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой" (Матф.9:6). Поскольку Бог-Отец отдал власть прощать грехи Богу-Сыну, то люди и должны именно у Него, пришедшего к ним в виде Сына Человеческого, Мессии, и просить прощение своих грехов. И тогда прощенные Богом-Мессией люди сумеют войти в Царство Небесное.
У Марка также конкретно указывается на то, что под Царством Божьим имеется ввиду именно учение Христово. "Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия" (Мар.1:14). Евангелие - это благая весть, то есть рассказ о земной жизни и учении Иисуса Христа. "Евангелие - это раннехристианское сочинение, повествующее о жизни Иисуса Христа" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Азъ, М., 1994, с.181). Евангелие Царства Божьего это и есть учение Мессии, то есть Новый Завет, который и выражает новые религиозные законы. А через эти новозаветные заповеди и законы и выражается религиозное христианское учение Царства Божьего. О том, что именно через Новый Завет, то есть через Евангелия, выражается учение Царства Божьего, ясно написано в Библии. "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мар.1:15). То есть в этой цитате понятно говорится о том, что с приближением Царства Божьего нужно покаяться и уже нужно веровать именно в Евангелие, которое пришло на смену ветхозаветному учению. О том, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, и что Сам Спаситель должен его распространять, ясно указано в Библии. "Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан" (Лук.4:43). Из этой цитаты становится понятно, что под Царством Божьим подразумевается учение Христово, которое Спаситель и должен распространять.
Доказательством справедливости этой мысли является тот факт, что в этой цитате говорится о Царстве Божьем, которое нужно благовествовать. А благовествуют только учение. Доказательством справедливости этой мысли является также и то, что это учение должен благовествовать Сам Спаситель. Он о Себе говорит, что "ибо на то Я послан". А Спаситель мог быть послан Богом-Отцом только для того, чтобы благовествовать, то есть распространять именно учение Нового Завета, учение пришедшего Мессии. Поэтому под словами о том, что Спаситель "благовествовать... должен Царствие Божие" понимается распространение учения Христова, которое в данной цитате названо Царством Божьим.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что когда человек будет вести праведный Богоугодный образ жизни, соответствующий религиозным правилам и будет строить свои поступки на основе правды и справедливости, то он не только получит в награду от Господа Бога радость, мир и счастье, но и будет приближаться к Царству Божьему. А все остальные блага жизни в виде везения, успеха и прочего, приложатся к такому человеку.
О том, что человек должен бороться с соблазнами, которые мешают ему войти в Царство Божье, также ясно сказано в Библии. "И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мар.9:47). Поэтому в Библии и приводятся слова человека, который просит Господа Бога, чтобы Он избавил его от злых дел и допустил войти в Царство Небесное. "И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь" (2Тим.4:18). И когда человек победит свои соблазны и искушения, не будет совершать греховных поступков, а будет делать Богоугодные добрые дела, вот тогда в душе такого человека и возникнет Царство Божье, и расцветет как прекрасный ароматный цветок, излучающий чистый и ясный свет, прогоняющий мрак порока и греха.
И тогда сбудутся слова Спасителя "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лук.17:21).
Если Царство Божье находится внутри праведного и добродетельного человека, значит, оно находится в душе такого человека, который преисполнен умиротворения и небесного блаженства. Поэтому, разбирая и анализируя выше приведенные слова из Библии, можно сказать о том, что понятие Царства Божьего применяется и для того, чтобы указать на праведность и добродетельность души человека, ведущего земное существование. Таким образом, термином Царство Небесное обозначается в Библии не только существование человеческой души на небе, но и на земле, в период земной жизни человека-праведника. Именно о таких людях-праведниках, ведущих добродетельный и Богоугодный образ жизни, Спаситель и сказал, что они сумеют увидеть Царство Божье, пришедшее во всей его силе, славе и могуществе. "И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мар.9:1). "Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие" (Лук.9:27).
Анализируя эту цитату, можно заметить то, что в ней ясно говорится о том, что не все люди, а "есть некоторые из стоящих здесь..." "увидят Царствие Божие, пришедшее в силе". То есть Царство Божье придет не для всех людей, живущих земной жизнью. А только для некоторых людей, которые своими добрыми и Богоугодными поступками подготовили свою душу для принятия Царства Небесного. Иными словами Царство Божье придет в своей силе в души праведных, добродетельных и благочестивых людей, которые самозабвенно чтят Бога и добросовестно исполняют Его Законы.