luna-ta
23:53 21-01-2013
Некоторые общие черты психокультов и их схожесть с учением Кастанеды.

1. Разделение - в системе присутствует чёткое деление на избранных и прочих. Избранные рассматриваются как духовно развитые или развивающиеся, сильные, оригинальные, пробужденные, стремящиеся к безупречности и безгрешности, критичные, творческие и так далее. Прочие {быдло, масса} это те, кто не пробудились, не стремятся, не веруют, спят наяву и другое.
У Мегре это ведруссы и иллюзорные люди, у Кастанеды это воины и обычные люди. Причём Теун Марез внёс свои коррективы, переделав обычных людей в глупцов.
У саентологов целая градация от ОТИ высшей категории до вога. Делятся как избранные, так и масса.
У Кастанеды воины только начальная стадия возвышения избранных. Масса не делится или делится условно и фрагментарно.

2. Снятие критичности - последователю внушается, что если он хочет преуспеть и выгодно отличаться от массы, он должен перестать сомневаться в учении.
У Кастанеды: человек постоянно ищет подтверждения, воин же верит не веря и действует так, как будто верит {т.е. никто не обязывает верить во все эти чудеса, но они работают, поэтому надо действовать так как будто веришь в то, что они работают}

3. Внушение унылости повседневной жизни. В саентологии нет ничего хуже жизни вне саентологии. У Кастанеды постоянные примеры некачественности обычной жизни по сравнению с жизнью воина. Внушение так же, что жизнь в качестве ведрусса-ОТИ-и пр это прямая польза всему человечеству, планете и Вселенной.

4. Противостояние системе. Идея, что есть некто или нечто, погружающее массу в оцепенение и сон, и что с этим можно бороться. У Кастанеды - летуны, в саентологии - бодитэтаны, у Айка иллюминаты, матрица, у Зеланда - маятники.

5. Понятие договорённости о том, как воспринимать реальность. Мир таков, каким мы его видим, потому что мы сами делаем его таким. Существует что-то типа подсознательной договорённости между всеми людьми, формирующей реальность.
Кастанеда, саентология.

6. Невъебенные магические возможности, часть коих лежит в легко доступной плоскости, в которой работа внутренних гормонов и самовнушения делает возможным некоторые сомнительные, но приятные свершения. Невозможность достичь большего, чем галюны под действием эндорфинов и дофаминов, объясняется малой верой-безупречностью-очищением адепта. (Помните, в Ариэле Беляева мальчик-индус пытался взлететь, прыгая с табуретки "Верую-верую-верую, хоп, мало веры").

7. Невозможно прекрасный лидер или лидеры, к духовным ценностям которого надо стремиться всеми силами, ведь если он так великолепен, его сияние не может не ослеплять жаждущий поклонения "значимому другому" разум адепта. Прекрасность лидера в его духовных устремлениях, заботе о вселенной, в его умении хлёстко отмечать те или иные проблемы и недостатки обычных людей, или даже в физической оболочке {например Анастасия, чья красота является чуть ли не главным требованием её исключительности; или Рамта}.

8. Унижения адепта. Примкнувшему внушается, что он полное ничтожество {Карлитос поэт, он спокоен, хоть трус и дурак, но воин. Мегре такой приземлённый, как могла богиня Анастасия влюбиться в такого грубого, меркантильного недуховного человека}. Но общение с лидером позволяет адепту возвыситься, хотя никогда и не стать равным лидеру. В саентологии эта схема особенно ужасающа.
Система унижения имеет очень важный духовный смысл - например уничтожение своей важности, работа с мелкими тиранами, вырабатывание гибкости.

9. Формирование новой личности. Свод правил для её функционирования. "Причем новообретенная личность всё время разваливается и в неё нужно вливать всё новые и новые тренинги, подпитки, чтобы ощущать себя хотя бы нормально"(кто-то с форума).
Воин знает, что измениться он не может. Но в отличие от обычного человека, он всё равно пытается измениться, даже не надеясь добиться успеха в этом.

10. Вселенная подсказывает. Адепт постоянно ищет знаки и помощь от высших сил. Вселенная крайне заинтересована именно в этом адепте, любой сон, любой автобус, на который успел адепт - подтверждение разумного плана вселенной в помощи именно ему.

11. Масса специальных терминов. Два адепта могут спокойно общаться между собой, без опасения, что их поймут окружающие обычные люди.

12. Вырабатывание постоянного состояния благодарности всему и всем.

13. Идея иллюзорности мира, работающая засчёт внушения недоверия к органам чувств. Кастанеда, Симорон, Айк

14. Обязательное бессмертие. Но только если идеально следовать всем требованиям.

15. Внушение, что адепт уже выиграл от того, что пришёл на данный путь. Что некие силы избрали его, и теперь он должен соответствовать.

16. негативное отношение к эмоциям, особенно к негативным.

17. Неделание-сталкинг-контролируемая глупость. Любимая мной и не дискредитированная эзотерщиной психологическая система манипулирования, которая на самом деле может обернуться диким бредом и к тому же опасными социальными отклонениями. Даже у Мегре встречала техники, которые так или иначе могут быть отнесены к неделанию. Под соусом неделания можно принудить человека творить самые несуразные и непотребные вещи, заставить его избавиться от следования социальным нормам.

18. Поклонение свободе. Само присутствие в таком психокульте уже означает свободу.

19. Намерение и управление реальностью. Само понятие намерения есть также в саентологии {заставь события идти хорошо - сказано человеку, брошенному в трюм в качестве наказания за этические преступления}. Иллюзия возможности оперирования реальности, когда намерение адепта совпадает с намерением вселенной.
Также в трансерфинге.

20. Внушается, что разум это плохо. Это вообще внедрённое качество, чтобы легче было манипулировать и жрать энергию.

Рассмотренные системы: учение Кастанеды, саентология, Зелёные кедры россии, симорон, трансерфинг реальности, немного синтон, ДЭИР. Дофига пунктов набралось. Кто кого питал, или они питались из одного источника. Также обнаружены у учения Кастанеды черты экзистенциальной психологии (отношения со смертью, принятие ответственности, одиночество, бессмысленность жизни обычного человека - экзистенциальные данности).
Комментарии:
Soulskinner
04:55 22-01-2013
13. Идея иллюзорности мира, работающая засчёт внушения недоверия к органам чувств. Кастанеда, Симорон, Айк

Мне это особенно понравилось. Иронично: все культы пользуются тем, что органам чувств и правда часто нельзя доверять.