Иногда мне кажется - ещё немного, и я пойму это. Пойму, что делает людей такими внушаемыми, доверчивыми, что даже любая неграмотная гадалка и косноязычный шарлатан могут вить из них верёвки.
Нет, это не только внушаемость и восприимчивость к гипнозу и самогипнозу.
Нет, это не только духовный вакуум, возникший после распада СССР, или после ослабления позиции КПК, или в обезбоживающейся Америке.
Это не только стадное чувство, идти за толпой и быть частью защищающей системы как средство борьбы с одиночеством.
Это не только потребность в духовном поиске и в чуде, в бегстве от "серой" реальности. Не только нереализованность в реальной жизни.
Может, дело в тончайшей грани между здоровым рассудком и шизофренией, которая контролируется уровнем дофамина. Может, дело в том, как приятно думать о некоторых возвышенных и романтичных вещах. Но чувствую, что тоже не только это, что есть что-то ещё.
Может, это поглощающее чувство вины, привитое с раннего детства, и потребность заслужить прощение родителей, коих с возрастом занимают те или иные гуру. Нет, не только это.
Для каждого из этих пунктов есть масса исключений: да, у меня серая реальность и убогая жизнь, я вполне склонна искать "запредельности", но для многих это не так, и в Лайфспринг идут успешные бизнесмены и первые красавицы. У меня никогда не было духовного вакуума, в идеалы коммунизма и христианства я не верила никогда, и мне не требовалось их заменять. Я всегда была аутсайдером, вне стада, и хоть искала кастанедовское окружение, быстро от него отходила.
Вина да, чувство вины у меня колоссальное. Во мне всё мерзко, я уродлива, я плохая мать, плохой работник, бездарна, безвольна. Но мне кажется, если это так сильно, и так влияет на склонность к сектантству, почему я не оказалась в секте? Ведь была возможность, и муниты, и группа Игоря Лютого.
Может, правда склонность к шизофрении? Не знаю, есть ли она у меня, но галлюны ж были. Есть такая дофаминовая теория шизофрении, когда человек склонен слишком придаваться приятным мыслям. Она трудна для передачи, вставлю ссылку. schizonet.ru/forum/viewtopic.php?p=92141
Когда какая-то идея приносит удовольствие, человек склонен всё больше погружаться в неё и не в силах избавиться от этой зависимости. Но почему в таком случае люди не зависают на первой же идее, а ищут что-то эдакое (как тот знакомый фалуньдафист, который не завис на Библии, а на ФД запросто. Или я, не зависла же от йоги, от других течений, кроме КК).
Есть ещё идея, что люди вынуждены копировать друг друга, это необходимый механизм обучения и выживания, закреплённый эволюционно. Но это объясняло бы приемственность религиозных воззрений, а не поиск новых, непривычных для среды, в которой воспитывался индивид.
Возможно, каждый из пунктов влияет на определённый процесс включения в секту. Например, поиск чудес, духовный вакуум приводят в секту, чувство вины, стадность и склонность к внушению удерживают в ней. Переизбыток дофаминов помогает зацикливаться на сектантских ценностях.
Это я написала неделю назад в дайри, сейчас добавлю.
Я нашла или недостающий пазл, или один из них. Видимо, всеобщим для всех людей может считаться стремление быть хорошими, лучшими. Когда моя подруга постепенно становилась всё более верующей, я думала: как же она хочет быть хорошей, всё делать правильно, разумеется, с позиции избранного пути. Быть хорошим соответственно той или иной системе ценностей - думаю, это один из важных пунктов взаимодействия с людьми и миром.
Другой пункт это стремление вернуться к безмятежной безопасности раннего детства, охраняемого мудрыми родителями. Найти такого нового "родителя", безгрешного и безусловно любящего может быть весьма заманчиво.
Вообще книга "Маски авторитарности" весьма информативна.