«Сильмари́ллион» (англ. The Silmarillion) — произведение Дж. Р. Р. Толкина, изданное посмертно его сыном, Кристофером Толкином.
«Сильмариллион» представляет собой сборник мифов и легенд Средиземья, описывающих с точки зрения Валар и эльфов историю Арды с момента её сотворения. Если во «Властелине колец» действия разворачиваются в конце Третьей — начале Четвёртой эпохи Средиземья, то «Сильмариллион» рассказывает о более ранних событиях.
После просмотра "Хоббита" я решила, что хочу перечитать всю историю Средиземья сначала, и открыла "Сильмариллион".
Потом у меня не было времени, но вот я его дочитала. Что хочу сказать, я по-прежнему пребываю в восторге от проделанной Толкином работы. Он действительно создал свой мир: с его историей, жителями, мифами и легендами, всем-всем остальным. И, конечно, же со своими языками. Не знаю почему, но тот факт, что Толкин создал языки для народов, населяющих Средиземье, поражает меня больше всего. Это потрясающе!
Как и в первый раз, поначалу я, конечно, с трудом продиралась сквозь непривычные для слуха имена, но потом привыкла )). И да, следить за родословной героев тоже сложновато, учитывая бессмертие эльфов. Но всё это мелочи.
Для меня почему-то именно "Сильмариллион" окончательно "оживляет" Средиземье. Оно приобретает статус реально существуещей земли, пусть не здесь и не сейчас, и туда нельзя добраться на самолёте. Но Средиземье где-то есть, оно живёт своей жизнью, меняется, дышит. И после победы над Сауроном ничего не прекратилось. Те, кто выжил, будут по-прежнему жить и, может быть, (ведь всякое бывает) когда-нибудь мы снова сможем там оказаться!
К "Сильмариллиону" прилагались некоторые дополнительные материалы, поэтому я на них тоже немного остановлюсь.
Во-первых, это два выступления Толкина: "О волшебных историях" и "Тайный порок".
Честно скажу, что читать про волшебные истории было очень трудно, почему-то я именно продиралась через слова. Хотя и была согласна с автором в том, что волшебные истории - это не только, и не столько, сказки для детей, сколько для взрослых. Детям зачастую хватает и реального мира, который они только открывают для себя. А вот взрослым волшебные истории необходимы, во многом для того, чтобы отойти от реальной жизни и, может быть, взглянуть на неё по другому.
Зато "Тайный порок", о создании искусственных языков, я проглотила очень быстро. Было интересно читать о том, как появлялась сама идея нового языка. И, как я поняла, язык был создан до книг о Средиземье, а в какой-то мере Средиземье создавалось для того, чтобы язык жил.
А вот избранные письма Толкина опять почему-то вызвали у меня восхищение и желание познакомиться с ними более подробно. Некоторые моменты особенно запали в память:
"Вообще-то я - хоббит (разве что рост великоват). Я люблю деревья, сады и немеханизированные сельские просторы. Я курю трубку и с удовольствием поглощаю простую деревенскую еду, а французскую кухню не выношу. Обожаю вышитые жилеты и даже осмеливаюсь носить их в наши скучные серые дни. У меня простецкое чувство юмора (утомительное даже для моих почитателей); спать я ложусь поздно и встаю тоже поздно - естественно, когда удается. Путешествую не особо много".
"Теперь - что касается, так сказать, начала начал. Спрашивать об этом - приблизительно то же самое, что интересоваться, откуда появился язык. Я шел к своему миру с самого рождения. ... Во мне присутствует то, что некоторые психологи именуют "комплексом Атлантиды". Вполне возможно, я унаследовал его от родителей,.... От меня же, полагаю, этот комплекс унаследовал лишь один сын. До недавнего времени я об этом и не подозревал, а он до сих пор не знает, что мы с ним видим одинаковые сны. Я имею в виду сон, в котором Гигантская Волна поднимается в море и накатывает на берег, сметая деревья, заливая поля. В трилогии этот сон видит Фарамир. Правда, после того как написал "Падение Нуменора", последнюю легенду Первой и Второй Эпох, я больше не видел во сне ничего похожего".
"Мой мир появился вместе со мной - впрочем, это вряд ли интересно кому-либо кроме меня самого. Я хочу сказать, что не проходило и дня, чтобы я не продолжал его придумывать. Мои произведения основывались на вымышленных языках..."
Состояние мурчащее от удовольствия