Ну да, да, сооооу слооооооооооооу =((
В общем, посмотрел я обе части
заключительной части (о_О) и наконец понял, как именно следует относиться к фильмам по ГП
чтобы не трепать нервы попусту. Вся ГП-кинофраншиза - это такие видеоиллюстрации к книжкам.
Некоторые из них отражают оригинал довольно точно, иным свойственно авторское видение книжных персонажей и событий; одни играют яркими красками и плавностью линий, другие ограничиваются аскетично-резкими и грубоватыми штрихами; часть из них, наконец, сплетается в единый мозаичный узор, а какие-то так и остаются россыпью разрозненных картинок. Но нельзя не признать, что, в целом, все они по визуальной, графической составляющей вполне хороши. В них есть красивая картинка, есть узнаваемые локации, события и персонажи, есть дорогие спецэффекты и зрелищность.
Однако в содержательно-смысловом отношении ГП-кино довольно жестко привязано к первоисточнику. Причем буквально: иной раз без знания книги разобраться в сюжете весьма непросто, так как многие сюжетные нюансы и просто необходимые для понимания вещи лишь подразумеваются - как раз из расчета, что те, кто в теме, уже знают, как и что, из книжки, и этими знаниями заполнят смысловой пробел. То есть, проще говоря, фильмы про Гарри Поттера
не самодостаточны.
Это не плохо, если мы говорим об иллюстрации, но экранизация должна быть, в первую очередь, связным и цельным произведением сама по себе. И если поначалу схематичность, поверхностность кино-саги не критична, а то и вовсе, стараниями отдельных режиссеров и сценаристов, незаметна, то, по мере приближения к эпическому завершению, симптомы "экранизации ради экранизации" проступают все более отчетливо.
И чем дальше, тем это фатальнее. Потому что именно в заключительных книгах (начиная с пятой) развивается неиллюзорная драма, случается множество трагических событий, раскрывается куча характеров и личностей. Предвестники грядущей войны, атмосфера апокалипсиса, непростые моральные решения, отчаяние и безысходность, обрушение привычного мира, крах надежд, сомнения и смятение, взаправдашние смертоубийства, личные трагедии и самоотверженные подвиги, разгадки давних тайн и секретов, ломка мировоззрения и разрывы шаблонов, а также эпичная битва за Хогвартс и победа на пределе сил - в общем, есть где развернуться и драматургии, и экшену.
Однако же, фильмам ощутимо не хватает внутреннего, самостоятельного драматизма, присущего книгам. И, как назло, седьмой части это касается особенно. "Гарри Поттер и Дары Смерти" - это кульминация и развязка всей эпопеи; соответственно, фильм должен был стать ярким восклицательным знаком в конце киносаги. А стал... жирной, кляксообразной, смазанной точкой. Виной всему вопиющая поверхностность сюжета и удивительная небрежность исполнения.
Окей, прокрустово ложе поистине здоровенного хронометража обеих частей (около 5 часов в сумме) вместило действительно все ключевые сцены из книги. Но что в том толку, если для важнейших и критичных для сюжета линий, мыслей и моментов места не нашлось, а те, что все же остались в картине, упрощены до безобразия, нещадно порезаны и/или скомканы? Что толку в дословных цитатах из книги, если они разбавлены стандартными, штампованными, дурацкими диалогами? Что толку в ПАФОСЕ слов и поступков персонажей, если неясны их мотивы, причины и следствия?
И я даже не о соответствии канону говорю. В конце концов, если для усиления выразительности требуется перекроить книжный сюжет - ок, это приемлимо. Равно как оправдана и отсебятина, помогающая лучше раскрыть образ или идею. Проблема-то как раз в том, что это вряд ли про здешнюю отсебятину. То, что есть - глупый, лицемерный танец в палатке, финальная битва с абсолютно смазанной эпичностью - ничего ценного фильму не дает. Ну, кроме, разве что мелочей каких-то, вроде того егеря, что косит под Джека Воробья.
Но хуже всего - нехватка убедительности и глубины переживаний, психологизма какого-то. Несмотря на то, что все акценты смещены на главное трио, играет оно весьма так себе, машинально и скучно. Скудность эмоций Рэдклиффа очень бросается в глаза, особенно на фоне актеров старшего поколения, и неслабо раздражает. Во многих важных сценах он недоигрывает. Эмма Уотсон справляется ненамного лучше, и даже скидку за то, что она красивая и клевая, делать не хочется. Разве что Руперт Гринт молодец и старается. Впрочем, даже редкие проблески чувств, если и пробиваются сквозь невыносимо унылый дубляж, лишь подчеркивают общую вялость. Героям не хочется сопереживать, и даже верится им с трудом.
Не цепляет, короче, не пробирает, блин. А должно. Ведь седьмая книга (как и остальные, впрочем) читалась на одном дыхании, взахлеб, и держала в напряжении - во многом, благодаря эмоциональной насыщенности, благодаря тому, что и Гарри, и все остальные герои и злодеи предстают вполне живыми людьми/существами со свойственным их характеру и зачастую небедным спектром эмоций. Сквозь призму переживаний персонажей подавался конфликт, достигался накал страстей, тот самый внутренний драматизм.
В фильме ничего похожего практически нет. Все достаточно шаблонно, плоско и однозначно. Разве что ближе к концу что-то такое проскакивает, там, где Хогвартс к битве готовится. И еще в сцене перед ней, когда Гарри внезапно выскакивает перед Снеггом в Большом Зале. А ведь в фильме есть не менее волнующие моменты - почему, ну почему было не добавить им экспрессии?
И тут уже не в одних актерах дело, тут, скорее, "заслуга" режиссера, который всему голова. И который, по всей видимости, всеми силами пытался удержать франшизу в рамках "сказочки для младшего и страшего школьного возраста". Для чего и упрощал все, что только можно было упростить. А что не получилось - то выкинул нафиг, оставив пару намеков для внимательных фанатов.
И никого не смутило, что "Гарри Поттер" из этих рамок давно вырос. И что из этого фильма могла бы получиться вполне сильная фэнтэзи-драма с неглупым сюжетом, не слишком замысловатой, но все же философией и моралью, а также экшеном и спецэффектами.
Oh well, то есть, увы и ах.
Конечно, есть в финальных сериях ГП и много хороших моментов - хотя бы та анимационная короткометражка про Дары Смерти. Хорошая, забавная сцена с 7-ю Гарри Поттерами в начале, Министерство Магии - да вообще, на фоне второй части "Дары Смерти 1" смотрятся не так уж плохо. Однако непозволительно огромная куча покоцанных и выброшенных нюансов и зияющая смысловая дыра от этого никуда не деваются.
Так что, в итоге, фильм получился хорош графически, но с огромным количеством нареканий по содержательной части. Финальная иллюстрация вышла цветная, масштабная, местами удачная, но уж больно аляповатая, в торопливо-небрежной штриховке, с незакрашенными частями и рваными краями.
И это обидно.