09:00 25-06-2013 Тибет-2013. Общеорганизационное, с подробностями (part 2)
...продолжение огромного общеорганизационного текста про поездку в Тибет, который получился таким огромным, что пришлось разбить на две части. Начало тут
Проживание и питание
Тут, на самом деле, всё зависит от того, с чем сравнивать и чего ожидать.
Если сравнивать с «цивилизованным» отдыхом, вроде Европы или каких-нибудь Мадьдив-Таиландов-Египтов, то, конечно, будет ужас-ужас, холод-голод-лишения и прочий бытовой стресс. Если же сравнивать с дикими непальскими треками, где все ночевки в палатках, а вся еда — из взятых с собой скудных запасов, то в Тибете всё более чем прилично, легко и комфортно. Всё, как известно, относительно.
По существу же, речь идёт о размещении во вполне приличных лоджах-гестхаусах, примерно того же уровня, что лоджи на Аннапурновском или Эверестовском треках, разве что комнаты чаще не двухместные, а 3-5 местные. Кровати — приличные, одеял — избыток, даже постельное бельё вполне чистое. Зияющих в стенах щелей и заклеенных целлофаном окон тут нет, так что особо холодно тоже не будет. Главный стресс для неподготовленных путешественников (девушек особенно) — это местные туалеты типа сортир. Ну да, грязно, темно и вонюче. Но, в общем, грязный туалет — не самое ужасное в жизни.
Душей (как и горячей водопроводной воды вообще) в лоджах обычно нету, но в крупных поселках (Ньялам, Сага, Дарчен, Мойнсер, Жанду) есть отдельные «помывочные», где за весьма скромную денежку предлагают настоящий горячий душ, плюс прекрасные души построены на базе горячих источников у монастыря Чиу на берегу Манасаровара и в Тиртапури. Другое дело, что в условиях высокогорья и физических нагрузок мыться не рекомендуется в принципе, поэтому до окончания коры мы, например, не мылись. Некий дискомфорт это, конечно, причиняло, но не то чтобы очень сильный.
Еда же бывает сильно разной. В крупных поселках (те же самые Сага, Дарчен, Мойнсер, Жанду) есть отличные китайские ресторанчики: ну, знаете, где можно заказать десяток разновидностей всяких жареных-тушеных-пареных видов мяса, с рисом, лапшей, овощами и разными вкусными вариациями кисло-сладких соусов — и кучу еще всякого вкусного из ханьской и кантонской кухонь. Я такое и в Москве с удовольствием ем, так что в таких местах главная проблема — это не обожраться до состояния, когда организм уже не способен переварить.
В аутентично-тибетских местах с едой сильно хуже, но и там, скорее всего, будет как минимум честный китайский доширак. Ну да, не молекулярная кухня — но с голода помереть не дадут. Я, честно говоря, боялся, что всю дорогу придется есть цзампу — местное традиционное блюдо из разведенной в воде и масле ячменной муки, по вкусу представляющее собой нечто среднее между штукатуркой и канцелярской замазкой, но как-то боги миловали: всегда находилось что-нибудь повкуснее.
Главное же, что высоты в Тибете такие, что большую часть времени есть банально не хочется: ну не полезет ничего в глотку на 4500+ первые дней семь, хоть вкусное, хоть невкусное. Об этом же и говорят свидетельства людей, прошедших трехдневную кору вокруг Кайлаша, за всё время съевших три сникерса: вызвано это вовсе не религиозным аскетизмом и постом, а именно высотой и отсутствием аппетита. Так что с едой проблемы в Тибете возможны, но связанные скорее не с отсутствием предложения, а с отсутствием спроса.
[изображение]
Типичное тибесткое жилище
[изображение]
В комнате гестхауса. Витя топит печку. Лучше не спрашивайте, чем именно топит
Высота
По большому счету, высота — это основная проблема, с которой предстоит столкнуться путешествующим в Тибете. Средняя высота Тибетского плато над уровнем моря — 4877 метров. Это — реально много. Среди пеших туристов aka треккеров считается, что максимальная высота, на которой «можно делать что угодно» — это 3500 метров. Все что выше — уже требует продуманного высотного графика (не больше 300 метров набора высоты в день), правильной акклиматизации и осторожности, в смысле чуткого прислушивания к поведению собственного организма и малейшим проявлениям горной болезни. Понятно, что при перемещении на машинах, когда ни физических нагрузок, ни каких-то особенных стрессов для дыхалки не предполагается, все эти риски и стрессы несколько смягчаются. Собственно, наше прошлогоднее путешествие в Ладакх показало, что мой организм вполне нормально переносит внезапные приезды как минимум на 4000+ метров без особых последствий — ну, при условии что оный организм сидит в машине и не пытается ничего особенного делать. Но за других членов группы я ничего сказать не мог, а набор высоты предстоял довольно-таки солидный: в первый же день — с 1300 метров до 3700, а потом, после одного дня привыкания — сразу на 4600м. Сейчас, глядя назад, я понимаю, что этот перепад был как раз довольно лёгким, и лучше бы день привыкания делать на в районе 3700, а выше. Но тут, конечно, всё это звучит в довольно-таки сослагательном наклонении: как бы реально повели себя наши организмы, если бы мы предложили им акклиматизироваться на километр выше, я не знаю.
Вообще, важно отличать симптомы высотной акклиматизации от симптомов горной болезни: если первое — процесс практически неизбежный в той или иной степени, то второе может стать реальной опасностью, в том числе и смертельной. Головная боль (особенно по утрам), потеря аппетита и легкая апатия — это, в принципе, вполне ок, ожидаемо, и ничего страшного в них нет — но главное чтобы они не переросли во что-то большее. Поэтому к собственному самочувствию на высоте надо относиться предельно аккуратно и не махать рукой на жалобы организма или его странное поведение.
Помимо непосредственной «горняшки» на высоте есть еще одна проблема: резкое падение иммунитета. Любая мелкая простуда, с кашлем и насморком, которые дома незаметно рассосались бы за день-два, тут способны доставить массу проблем. Они не только не захотят проходить сами, но и с использованием медикаментов (в том числе и достаточно серьезных) лечиться будут неохотно и медленно, лишая сил (которых на этой высоте и так немного) и сильно ухудшая настроение (которое, ввиду отсутствия сил, практически необходимо для того чтобы мотивировать себя на практически любые действия). Поэтому профилактика и стимуляция иммунитета на высоте — важнейшая задача путешественников в Тибете. Витаминки, минеральные комплексы, фрукты (пусть и сушеные), всякие мозгополезные таблеточки типа Гинкго Билоба станут вашими лучшими друзьями. Начинать их принимать имеет смысл за пару недель до поездки — и пить всё время, пока вы находитесь в Тибете. Ну и вообще, лучше перебдеть, чем потом разболеться, так что нужно следить, чтобы не продуло, не промокли ноги, не замерзнуть ночью. Ну, в таком вот ключе: главное помнить, что даже небольшая простуда способна доставить массу проблем и даже всерьез испортить отпуск. Словом, better safe then sorry. Я это на личном примере говорю: меня накрыло простудой прямо посередине путешествия, и из-за неё я практически пропустил одно из самых атмосферных мест поездки — заставить себя много и с чувством гулять у озера Манасаровар, как намеревался изначально, я так и не смог.
В остальном же для нас высотный график был вполне ок: серьезных симптомов, связанных с с акклиматизацией практически ни у кого замечено не было. Головы у некоторых побаливали, это да — но не более того. Но еще раз подчеркну: индивидуальные особенности организма у всех разные, и то, что нам наш график подошел с запасом еще ничего не говорит для других. Будьте осторожны с высотой и вообще в горах. Всегда.
Снаряжение
Ввиду того, что большую часть пути в путешествии, подобном нашему, предстоит провести на джипах, то столь жестких требований к списку снаряжения, какие бывают на треккинговых походах, здесь нет: всё равно ваш багаж везёт машина, и минимизировать вес рюкзака, сражаясь за каждый лишний грамм, не потребуется. С другой стороны, относительный комфорт и спокойствие автопутешествия устраняет и необходимость во многих вещах, которые можно спокойно не брать.
Я приведу список своего снаряжения с некоторыми комментариями, но тут действительно может быть много разных вариантов и предпочтений.
Одежда и обувь
- Исподнее — я лично брал минимум, так как всё равно не планировал мыться практически всю поездку (про то, что практически во всех крупных городках есть public showers, я был не осведомлён), да и всё равно большую часть времени ношу термобельё.
- Термобельё — термоштаны, терморубашка да термоски. Незаменимый «внутренний слой» одежды во время треккинга. По идее, в автомобильной части путешествия термик практически не нужен, ну, разве что в качестве пижамы по ночам использовать. Но лично мне в горах в нем просто привычнее, так что я переоделся в него в первый день пребывания в Тибете и так и не вылезал до самого конца. Практически сросся с ним кожей.
- Легкая одежда «для жары» - ну там, футболка и шорты, сандалии. В Тибете жары вам не встретиться, но при заброске через Катманду тамошний климат стоит учитывать: в мае-июне месяце жара за 30 более чем обычна. Если очень лень тащить, то вещи, нужные в Катманду (или, кстати, в Москве по дороге в аэропорт, или во время перелёта), но не нужные в Тибете, можно оставить на хранение в отеле в Катманду. Это вообще справедливо не только для тибетских поездок, но и для любых других путешествий в регионе.
- «Средний слой» - то, что одевается поверх [термо]белья под верхнюю одежду. В идеале — флис. «Поляровая» (или аналогичная) кофта да треккинговые штаны. Лично у меня флисовых кофт — две (одна потеплее, другая полегче) и я в этот раз тащил обе (см. выше про «везёт все равно машина»). В качестве вторых-запасных штанов вполне подойдут джинсы. Опять же, учитывая, что большую часть времени сидеть в машине, тут можно особо не заморачиваться. Главное чтобы не было холодно во время коры: ночные и утренне-предрассветные температуры там вполне вероятно будут отрицательными.
- «Верхний слой» - тёплое. Во время прошлых поездок я с собой пуховика не таскал, обходился комбинацией из теплой пухово-синтипоновой жилетки + ветровки поверх неё (всё это поверх флиса, разумеется). Может быть в этот раз оно бы тоже прокатило, но в один из первых дней в Тибете мы что-то как-то очень замерзли на поднявшемся ледяном ветру, и — благо это еще была относительная цивилизация — решили не рисковать и купили себе по дешевому китайском пуховичку: стоит копейки, места занимает мало, весит еще меньше (да и опять же, машина возит), а греет хорошо.
Но в любом случае, даже если у вас есть пуховик, обычная тонкая ветровка/штормовка все равно будет полезной в случае дождя или сильного ветра.
- Головные уборы. Помимо тёплого (а-ля горнолыжная шапка как у меня) очень-очень важно иметь что-нибудь лёгкое для защиты от солнца. Шляпа там, или кепка-бейсболка, или еще что-то подобное.
На шею. Опять же, как и с шапкой: помимо теплого шарфа, желательна защита от солнца в случаях, когда не холодно, но шпарит от души. Либо какой-нибудь платок, либо бывают такие кепки со встроенной защитой шеи.
- Перчатки. Можно флисовые, можно горнолыжные — что угодно, лишь бы достаточно теплое. Я еще купил тоненькие мягкие перчатки: чтобы можно было фотографировать, не рискуя ни обморозить руки на ветру, ни сжечь на солнце.
- Last but not least – обувь. Тут мнения разделились: я в любых случаях предпочитаю максимально хорошие треккинговые ботинки (Meindl, Asolo или подобное). Но, в общем, реально они полезны только во время коры а её тут всего три-четыре дня из всей поездки. Поэтому может быть для подобных путешествий можно ограничиться и полумерами в виде каких-нибудь дешевых походных ботинок типа Columbia.
Походная снаряга
- Палки треккинговые. Либо одна, либо две — завит от вашего предпочитаемого стиля ходьбы. По сути нужны только на коре — но действительно нужны, там есть такие спуски, где без палок будет очень фигово.
- Спальник. Довольно-таки необязательный акссессуар. Абсолютно все ночевки идут во вполне комфортных условиях, с избытком одеял и со вполне приличным постельным бельём. Но если вы очень боитесь замерзнуть — можно взять, тогда точно будет тепло.
- Фонарик. Обязателен для каждого, а не в режиме «один на группу». И не встроенный в ваш айфон, а нормальный, яркий. Лучше всего — налобный.
- Очки солнечные. Лучше + запасная пара, на случай поломки. Без очков в горах можно натурально ослепнуть.
- Рюкзак(и). Всё выше- и ниже-перечисленное должно куда-то влезть. Понятно, что теоретически можно было бы взять обычный чемодан, но, во-первых, это будет очень странно — в горы и с чемоданом, а во-вторых, во время коры вокруг Кайлаша нужно будет в чем-то нести вещи, которые вам во время этой коры понадобятся. Будете ли вы нести их сами, или же наймёте портера — но рюкзак понадобится в любом случае. В нашем случае у нас было два носильщика на шестерых, так что мы сгруппировались по трое и сложили вещи в два самых больших рюкзака, оставив остальные вещи и рюкзаки в машинах.
Если будете брать портеров, то вам, вероятно, понадобятся маленькие сумки или рюкзачки, с которыми будете идти непосредственно вы — для воды, снеков и прочего, что вам необходимо во время перехода (портеры обычно идут отдельно от туристов, так что к ним в рюкзак часто не залезешь)
- Радиостанции — опционально. Если машин в экспедиции более одной, то неплохо бы как-нибудь координироваться. У меня были две простейших ручных LPD-рации с зарядными устройствами.
- Автомобильный инвертер — тоже опциональный аксессуар, одного на всю группу хватит. Устройство для зарядки многочисленной электроники (начиная с мобильников, заканчивая фотоаппаратами) во время переездов. Довольно полезная штука, если вы гик и не можете обойтись без всех этих железяк, так как во многих местах ночевки электричество если и есть, то генераторное, на пару часов в день, и без розеток в вашей комнате).
Электроника и техника
Ну, я известный хипстер Так что у меня этого добра с избытком. Очевидно, что без всего можно замечательно обойтись
- iPad – для чтения книжек, ведения путевых заметок, вечерних поигрушек в Ticket To Ride, а главное — записи GPS-треков пройденных маршрутов.
- iPhone – сотовая связь тут есть везде, слава китайским оккупантам. Вопрос, нужна ли она вам при наших ценах на роуминг, остаётся открытым. Плюс, вероятно можно попробовать озаботиться приобретением местной сим-карты (офисов China Mobile полно, в том числе и сразу после пересечения границы). Мы, правда, не пробовали, так что не скажу, насколько это возможно (ограничения на это дело бывают, иногда туристам просто запрещено приобретать местную связь, как, например, в Ладакхе в Индии). Я еще на айфончег снимал всякую фигню для инстаграмма — как будто нормальной камеры мало.
- Камера + объективы. Ну, тут ничего нового. Все фото для данного отчета сняты на Canon 5D mark II. Взятый с собой объектив 17-40/4 не пригодился ровно ни разу, а 90% кадров вообще сняты на штатный зум 24-105/4. Запас аккумуляторов и флешек, разумеется, необходим. Аккумуляторы можно местами заряжать (+ см про автомобильный инвертер выше), а вот мест, где можно уверенно сбросить куда-нибудь снимки — нету.
- Штатив. Если вы едете за фотографиями, то это штука обязательная: лучшие снимки получаются на закате и рассвете. У нас на шестерых человек было три триноги. Более того, мы их тащили и на кору тоже. Маньяки, чо.
Аптечка
Довольно важный пункт. Как уже было сказано, местная высота по иммунитету бьёт очень неслабо, а возможности купить медикаментов практически не будет. Так что подбирайте вдумчиво. Однозначный must have примерно таков:
- Гипоксен. Лекарство от горняшки, если она таки случилась.
- Хорошее обезболивающее: пенталгин, парацетамол, и прочее. Незаменим от головной боли, когда симптомы акклиматизации уже мешают жить, но гипоксен пить еще вроде бы рановато.
- Желудочное всякое. Нужно как противодиарейное, так и флоровосстанавливающее. Ну и уголь активированный (или фильтрум, как более прогрессивный его аналог) — при отравлениях он не заменим.
- Что-нибудь от простуды. Тера-флю, ACC и т.п.
- От кашля и горла. Как минимум простые леденцы-сосалки типа strepsils или halls, опционально — серьезные пшикалки вроде биопарокса или гексорала,
- Какой-нибудь антибиотик широкого спектра действия. Чисто на всякий случай.
- Противомозольные пластыри в достаточных количествах.
- Бальзам «Спасатель».
- Перевязочные средства (марля, бинты, вата) + йод.
- Какая-нибудь драмина или подобное средство для тех, кого укачивает в автомобилях.
- Витамины разные, для стимуляции иммунитета. Шипучий витамин С, мультивитаминный и минеральный комплексы. Принимать ежедневно.
- Для профилактики горной болезни очень рекомендуют пить Гингко билоба — таблеточки, улучшающие работу сосудов головного мозга. Причем пить их имеет смысл начинать недельки за две-три до начала поездки, и пить ежедневно до самого возвращения.
Ну и любые прочие лекарства, которые могут быть полезны для лечения конкретно ваших болячек, которые проявляются у вас редко — можете быть уверены, что если таки болячки есть, то на высоте вылезут моментально. Ибо иммунитет, да.
[изображение]
Ваш покорный слуга во время коры вокруг Кайлаша. Снимала Ю
Наш маршрут
Конкретный маршрут посещения Западного Тибета может сильно варьироваться в зависимости от предпочтений группы, располагаемого времени и погодных, например, условий. Я приведу тот маршрут, который у нас получился в итоге, с некоторыми короткими комментариями о том, что пришлось менять по сравнению с первоначальным планом. Подробности будут уже непосредственно в отчетной части рассказа, потом:
- День 1: Заброска: переезд из Катманду до границы (деревня Kodari с непальской стороны, деревня Zhangmu – с китайской), пересечение границы, встреча с принимающей стороной, погрузка в джипы, переезд до города Ньялам (Nyalam) в получасе езды от границы.
Ехать порядка 4-5 часов, плюс формальности на границе. Высота ночевки ~ 3700 метров над уровнем моря.
- День 2: Акклиматизация в Ньяламе. Радиальный выход куда-нибудь в окрестные горы километров на 10-15 с набором высоты до 4000-4100. Ночевка там же, в Ньяламе, на 3700 м.
В принципе тут есть варианты — можно не делать акклиматизационной остановки тут и попробовать проехать чуть дальше, до более красивых и более высотных мест. Но чтобы так поступать надо быть уверенными в том, что членам группы на 4000+ сходу не станет плохо. У меня уверенности не было, поэтому мы останавливались именно тут. Если же уверенносить есть, то накануне надо ехать, например, до озера Пейку-Тцо — и акклиматизироваться уже там
- День 3: Переезд Ньялам — Жонгба (Zhongba, есть другие варианты прочтения названия, например Донгба или Дронгба).
Ехать около 370 км, порядка 6 часов, через красивейшие горные перевалы (высоты местами будут 5000м+) и мимо чудесного горного озера Peiku-Tso. Высота ночевки в Жонгбе ~ 4600 м.
Мы изначально планировали более короткий перегон — до крупного города Сага (Saga), это где-то на 150 км короче. Гид нас переубедил, так как иначе на следующий день переезд оказался бы слишком длинным. В принципе, верно — добраться до Жонгбы действительно оказалось не сложно, и экономия времени для следующего — более интересного — дня тут не лишняя. Если же акклиматизацию второго дня переносить на Пейку-Тцо, то тем более надо ехать до Жонгбы
День 4: Переезд Жонгба — Манасаровар.
~350 км, 6 ч езды. Ночевка около монастыря Чиу (Chiu Gompa) на берегу озера. Высота — 4600 м.
Так как у нас было время, мы в этот же день заехали и на соседнее с Манасароваром озеро Ракшас Тал, хотя по изначальному плану должны были ехать туда только на завтра.
День 5: Отдых на Манасароваре, прогулки вдоль озера, опционально — поездка на соседнее озеро Ракшас-Тал. Ночевка здесь же, на высоте 4600 м.
День 6: Переезд в городок Дарчен (Darchen) у подножия горы Кайлаш (ехать около 30 км). Начало коры (пешего обхода вокруг Кайлаша). Переход пешком от Дарчена до монастыря Дира-пук (Dira-puk), расположенного к северу от горы. Длина пешего перехода — порядка 19 км. Высота в начале перехода ~4650м, в конце — 5075м. Ночевка около монастыря, на этих самых 5075.
День 7: Радиальный выход из Дира-пука к северному склону Кайлаша. Возврат обратно в Дира-пук и вторая ночевка в нем на высоте 5075.
Успешность радиального выхода прямо зависит от погодных условий: если в ущелье лежит ледник, далеко уйти не получится. В нашем же случае в радиалку вообще ходил я один — для остальной части группы, утомленной переходом накануне, этот день просто стал днём отдыха
День 8: Второй (и самый сложный) день коры, переход через перевал Дролма-Ла (Drolma La) на высоте 5650 м, спуск к монастырю Зутул-пук (Zutul-Puk) на высоту 4790 м. Длина перехода составляет порядка 18 км.
День 9: Заключительная часть коры (переход Зутул-пук — Дарчен, около 14 км), переезд в город Мойнсер (Moincer), поездка к горячим источникам в Тиртапури (Tirthapuri) и в долину Гаруды (Garuda Valley).
По плану в этот день после окончания коры должны были быть только горячие источники Тиртапури, а долине Гаруды должен был быть полностью посвящен весь следующий день. Мы, однако, успели всё это в один день, и я не могу сказать чтобы мы прямо так особенно спешили. В принципе, растянуть это дело на полтора-два дня тоже можно, но это надо очень сильно любить лазить по всяким археологическим древностям. Обычным людям в целом половины дня хватит, чтобы получить вполне полное представление, а дальше может и наскучить
День 10: Переезд Мойнсер — Жанда (Zanda, она же Zhada, она же Tsada). Королевство Гуге, крепость Цапаранг. Порядка 150 километров перегона, 3,5 часа дороги. Ночевка в Жанде.
Тут та же история, что и с долиной Гаруды: по плану предполагалось, что этот день целиком проводим в дороге, ну, может Жанду вечером осмотрим и всё, а жемчужину королевства Гуге — крепость Цапаранг — осматриваем целый день завтра. Но в принципе к Жанду мы приехали уже к обеду, и половины дня на детальный осмотр Цапаранга вполне хватило (даже два раза, на самом деле). Чтобы осмысленно провести в этих краях полтора дня надо быть либо совсем двинутым фотоманьяком, либо маньяком-археологом. Поэтому мы, в принципе, вполне успешно осмотрели Гуге за один день вместо двух запланированных, разве что монастырь Толинг (Thöling Monastery) оставили на следующий день
День 11: C утра осмотр Thöling Monastery в Жанде, после чего начало обратной дороги: перегон Жанда — Парьянг (Paryang). 460 километров, почти 8 часов в пути.
День 12: Окончание поездки: перегон до границы Парьянг — Жангму. Около 6 часов в пути.
День 13: Пересечение границы и трансфер в Катманду.
В итоге, как видно, непосредственно Тибетская часть получилась несколько меньше, чем планировалось: сэкономились два дня, первоначально заложенные в плане на
детальный осмотр долины Гаруды и королевства Гуге. Вариантов, как потратить эти дни, было довольно много: можно было на обратном пути остановиться ещё на чуть-чуть около чудеснейшего Манасаровара, можно было доехать до деревни Тингри (Tingri) к востоку от Шоссе Дружбы и попробовать поймать оттуда пару видов на Эверест.. можно было наконец остановиться на денек уже по непальскую сторону границы, в совершенно великолепной горной турбазе “The Last Resort”.. Мы, к сожалению, ничего из этого не сделали. Впрочем, я действительно очень люблю Катманду — и был рад два заключительных дня провести именно там.
[изображение]
Карта маршрута. Цифрами обозначены места ночевок соответствующих дней. По клику крупнее.
Деньги и бюджет
Бюджет нашей поездки, по сути, состоял из 4х частей.
Во-первых, это, конечно, билеты: перелёт до Катманду — штука довольно-таки недешевая. Мы летели максимально удобным рейсом: одной и той же компанией Qatar Airways, с короткой стыковкой и удобными временами вылета и прилёта. Билет «туда-обратно» на эти рейсы стоит порядка 35 тысяч рублей, причем это если покупать билеты вовремя. Когда к нам решила присоединиться Ю, «дешевых» билетов на эти же рейсы уже не было, и пришлось покупать билет следующей тарифной группы, а он стоил неслабые 52 тысячи. Так что с покупкой билетов лучше не тянуть.
Во-вторых, есть «стоимость тура», которую берёт турфирма, организующая ”Land Cruiser Trip”. Это, по сути, всё, что связано с транспортом (аренда джипов, топливо, работа водителей и гида), а так же оформление всех необходимых пермитов и разрешений. Так же в цену тура нам включили стоимость прохода во всякие монастыри и прочих входных билетов — это, в принципе, не обязательно, так как платить на месте не составило бы труда (да и суммы не велики), но Дан почему-то включил это в расчет, я не доглядел, а по идее имело бы смысл отказаться, получилось бы дешевле. Зато в цену тура была включена работа носильщиков на коре Кайлаша, и это довольно удобно, так как в противном случае искать носильщиков и договариваться с ними пришлось бы самостоятельно. Так же турфирма Дана оформила для нас китайскую визу, а так же организовала трансфер до тибетской границы (собственно Land Cruiser Trip начинается только с тибетской территории, а туда еще надо попасть). Полностью цена за этот тур составила для нас около $1700 с человека. Это, в принципе, очень неплохая цена за такую поездку: получить её человеку со стороны было бы довольно сложно, но нам, благодаря рекомендации Светланы, Дан дал неплохую скидку. По слухам, бывают варианты и ещё дешевле, но тут должно либо сильно повезти, либо должны быть совсем сильные знакомства
Большая часть этих денег платятся агенту уже в Катманду, но может потребоваться и предоплата, которая делается международным банковским переводом. Трансферы в Катманду ходят исправно, но комиссия в общей сложности может составить долларов 40, так что лучше скидываться и переводить предоплату всю сразу, а не по одному. Та же часть, что платится в Катманду, обычно отдается наличными долларами.
Третья компонента расходов — это непосредственно расходы в Тибете. В основном это будет оплата жилья (порядка $10 за ночь за койкоместо в 2-5 местной комнате) и еды (~$6-8 на человека за обед/ужин). Ну, всякие сникерсы, вода, чай и прочие мелкие покупки — но это уже совсем копейки. Тут важно, что все расчеты в Тибете идут в китайской валюте — юанях, и их надо менять заранее: в глубине Тибета обменников и банкоматов нету. Вариантов по обмену валют, по сути, два. Можно, во-первых, купить юани прямо дома: в Москве есть несколько обменников, продающих китайскую валюту (смотрите на cash.rbc.ru, выбираете удобный вам обменник, звоните, чтобы убедиться в наличии валюты — и покупаете). Во-вторых, уже на тибетской территории, сразу после пересечения границы, в деревушке Жангму можно поменять доллары на Юани по весьма даже хорошему курсу (мы меняли по 6 юаней за доллар). Там же есть банкомат, где можно, по идее, снять какое-то количество юаней, но тут всегда есть риск — наши банки очень любят блокировать карточки при попытках их обналичивать в азиатских странах, так что привезенный с собой нал всегда надежнее.
Юани имеет смысл менять с хорошим запасом. Лично у нас за все две недели в Тибете ушло что-то около $500 с человека, но знатоки рекомендуют менять порядка $1000 на нос: если не понадобятся, обратно в доллары всегда можно поменять при выезде (обратный курс вполне гуманен: у нас юани взяли по 6.1 за доллар, т.е. на возврате мы потеряли чуть более 1.5%), а иметь с собой некий лишний запас наличности на случай всяких неприятных непредвиденных ситуаций всегда имеет смысл.
Только с обменом у границы стоит быть предельно внимательным: по сети довольно много рассказов о том, как людям подсовывали фальшивые бумажки (особенно на обратном пути, когда юани сдавали обратно в доллары). У нас тут проблем не возникло — судя по всему, гид привел нас к надежным меняльщикам. Но учитывать эту опасность стоит.
Помимо еды и ночлега в Тибете деньги понадобятся еще и на чаевые для гидов и водителей. Мы скидывались из расчета водителям по $50 с каждого пассажира их джипов (т. е. каждый водила получил по $150) и гиду по $50 с каждого участника вообще (т. е. гид получил $300). Это довольно-таки неплохие чаевые — но мы в целом ребятами были весьма довольны. Давали эти деньги мы, кстати, в Юанях: как раз был немаленький «резервный» остаток — вот его и пустили на типсы.
Ну и последний компонент бюджета — это расходы в Непале, как до, так и после Тибета. Тут, как бы, всё зависит от ваших предпочтений. Мы в этот раз (а для меня это уже 4й визит в Катманду) решили выпендриться и провести время в непальской столице с максимально возможным шиком (если не сказать понтом) — заселились в один из самых пафосных отелей Катманду с суточной стоимостью номера порядка $120 (в то время, как нормальный и вполне качественный ночлег неподалеку можно найти за ровно в 10 раз меньшие деньги), ходили по не менее пафосным ресторанам и т. п. Ну, «люксовый» отдых в Катманду — это, вообще, невероятно смешно, но в целом мне понравилось. Но зато и общий ценник (отель+еда+такси+всякий мелкий шоппинг) за 5 дней пребывания в Катманду (2 дня перед, 3 дня после Тибета) получился порядка $700 с человека. Раза в три эту сумму вполне можно было бы сократить, но... эти дни хотелось провести именно так, так что я ни о чем не жалею.
Итоговый полный бюджет (а я расходы в поездках всегда считаю предельно скурпулезно) получился порядка 280 тысяч рублей на двоих, т. е. в среднем 140 тысяч с носа. Весьма немало, да, но оно, как мне кажется, того стоило полностью.
[изображение]
Расчитываюсь с Даном с поездку в холе отеля в Катманду. Фото by the_Dark_One
Вот как-то так, да. Надеюсь, что кто-нибудь это безумное количество текста осилит и оценит (набираю-то в ворде, тут без картинок получилось 13 страниц А4, сам офигел) — ну и ждите продолжения, уже в виде конкретного рассказа и впечатлений, с картинками и всем таким прочим.
Комментарии: