У нас день долгих разъездов. До священной горы Кайлаш, основной цели этой поездки, сегодня добраться конечно же не удастся. Зато проедем живописными местами Тибетского плато по отличным китайским дорогам. Кстати, о дорогах. Китайские шоссе вызывают какое-то просто безмерное уважение, вспоминая извечно плохое состояние асфальта в нашей стране. Китайцы отгрохали несколько тысяч километров трасс в достаточно непростых климатических условиях. Дороги ровные, без ям и рытвин; хороший асфальт в бетонном ложе, по обочинам - бордюрный камень. Сточные канавы и защита от осыпи везде, где это требуется. Дорожное полотно регулярно обслуживается ремонтными бригадами, натурально латающими каждую трещинку. Есть чему поучиться нашим дорожникам, хех. А ещё, пока мы едем, повсюду видим ретрансляторы сотовой связи на солнечных батареях - везде по пути уверенный приём сигнала. И линии электропередачи: электрификация страны идёт полным ходом. При том, что вокруг пустыня и плотность населения никакая. Впечатляет и... пугает.
[изображение]
Вот как раз дорожные работы.
Обратите внимание на чайники с битумом в руках рабочих - они заливают каждую мелкую трещинку.
[изображение]
А так выглядят перевалы - каждый горный гребень священен, похоже.
Принято останавливать машину, развешивать молельные буддистские флажки и медитировать.
По мне, так вид от этого у перевала становится ну очень неопрятный.
[изображение]
На перевале.
[изображение]
Заправка по пути вещь нечастая, потому пропускать нельзя.
[изображение]
Вид из окна.
[изображение]
Мы передвигаемся на двух машинах и потому сроднились с видом кормы впереди идущего "Крузака".
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Вот так и едем...
[изображение]
...иногда останавливаясь, чтоб размять ноги.
По пути попадается много китайских контрольных постов. Тибетцам допускается передвигаться строго по пропускам, у водителя нашей машины так же тщательно проверяют документы и групповую туристическую визу. Горы вокруг далеко не всегда красивые. Обычно всё самое интересное вдалеке, а рядом лишь пустые холмы из щебня. Плохо и с памятниками культовой архитектуры. До культурной революции с её нещадным бульдозером их было куда больше. Только-только начали монастыри восстанавливать, лет десять или пятнадцать как. Людей мало, работать на религию некому.
На пути лежит Пейку Тсо. Тсо (Цо) - это на местном "озеро". Холодная ледяная красота на уровне 4500 метров над линией моря. Не смотря на лёгкую акклиматизацию днём ранее и то, что физически себя не особо утруждаем, начинаем ощущать первые признаки горной болезни.
Наконец мы доезжаем до места нашей сегодняшней ночёвки, городок Джонгба. Солнце ещё не зашло, потому мы решили погулять вокруг, продолжать акклиматизацию. Обойти монастырь, а потом взойти на пригорок с вышкой сотовой связи и буддистской постройкой. Буддисткая часовенка (ступа) со сваленными перед ней рогатыми черепами яков. Буддисты верят в перерождение, в то, что яками могут стать и сами. А потому, перед забоем скота перед животиной обязательно "извиняются". После того, как як съеден, на его рогах вырезаются священные мантры и такая вот красота сваливается перед культовым сооружением.
Возвращаемся в свой лодж, нам ещё на ужин надо будет сходить. Кормят тут скудно и невкусно, сникерсы уже не купить - хорошо хоть, запас есть! У всех головые боли, высота даёт о себе знать.
[изображение]
Предупреждал я вас про местные туалеты? Вот он, яркий, хоть и не самый худший представитель.
Воняет страшно. Иногда, просматривается снаружи. Всегда холодный и продуваемый сквозняками (что впрочем, от вони не спасает).
[изображение]
Вокруг тьма-тьмущая собак. Говорят, что они питаются под заведением картинкой выше.
Гид предупреждает: днём они смирные и попрошайничают на дорогах, но ночью сбиваются в стаи и их стоит опасаться.
В "номере" лоджа.
Печка топится кизяком - сушёным ячьим навозом. И кстати, у печки очень интересная конструкция, настоящий тибетский колорит. Круглая топка без крышки накрывается чайником: воду тут греют и разливают по термосам постоянно. Длинная горизонтальная топка для более эффективного обогрева помещения, снабжённая длиннющей трубой. А растапливается, уж не знаю намеренно это или нет, партийным членами компартии Китая с первых полос газет.
Так день и прошёл. Продолжение следует.