Время от времени люблю почитывать стихи и отмечать для себя интересных поэтов. Я еще в школе терпеть не мог поэтов школьной программы и рылся в поэзии, которую в школе не преподносили нам. Ну это отдельная страница моего бытия. А пока вот почитал снова поэтов "шестидесятников". Кто не знает, но в 60-е годы в нашей необъятной стране вдруг повальное увлечение зародилось поэзией. И надо же было так случиться, именно в то время появилась плеяда интересных поэтов. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина ... Я бы отнес к поэтам и бардов Окуджаву, Высоцкого, Визбора, Галича, Кима ... Время "на-гора" дало стране угля
Ну с бардами все понятно, я на них в свое время собаку съел
Моей коллекции записей бардовской музыки можно завидовать
а вот неожиданно для себя открыл, что многие вещи, которые я , к примеру, воспринимал как народные или дворовые имеют своего автора. И автор из знаменитых "шестидесятников".
Так песня "Плачет девочка в автомате" Евгения Осина, которая преподносилась в начале 90-х прошлого века как дворовая, имеет автора. И автор легендарный Андрей Вознесенский. Правда, немного слова поменялись в песне, но ...
ПЕРВЫЙ ЛЕД
Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Все в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо.
Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы - льдышки. В ушах - сережки.
Ей обратно одной, одной
Вдоль по улочке ледяной.
Первый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.
Мерзлый след на щеках блестит -
Первый лед от людских обид.
1959
Но у Андрея Вознесенского есть еще одна вещь на тему уличных саг:
ПОСЛЕДНЯЯ ЭЛЕКТРИЧКА
Мальчики с финками, девочки с «фиксами»...
Две проводницы дремотными сфинксами...
В вагоне спят рабочие,
Вагон во власти сна,
А в тамбуре бормочет
Нетрезвая струна...
Я еду в этом тамбуре,
Спасаясь от жары.
Кругом гудят, как в таборе,
Гитары и воры.
И как-то получилось,
Что я читал стихи
Между теней плечистых
Окурков, шелухи.
У них свои ремесла.
А я читаю им,
Как девочка примерзла
К окошкам ледяным.
Они сто раз судились,
Плевали на расстрел.
Сухими выходили
Из самых мокрых дел.
На черта им девчонка?
И рифм ассортимент
Таким как эта - с чолкой
И пудрой в сантиметр?!
Стоишь - черты спитые.
На блузке видит взгляд
Всю дактилоскопию
Малаховских ребят...
Чего ж ты плачешь бурно?
И, вся от слез светла,
Мне шепчешь нецензурно -
Чистейшие слова?..
И вдруг из электрички,
Ошеломив вагон,
Ты
чище
Беатриче
Сбегаешь на перрон.
1959
Так и мне все время ездить приходится и мимо малаховских ребят
И что-то больно все это напоминает мои бытийные моменты. Тот же евгений евтушенко вдруг попадет в точку из 60-х:
А снег повалится, повалится...
и я прочту в его канве,
что моя молодость повадится
опять заглядывать ко мне.
И поведет куда-то за руку,
на чьи-то тени и шаги,
и вовлечет в старинный заговор
огней, деревьев и пурги.
И мне покажется, покажется
по Сретенкам и Моховым,
что молод не был я пока еще,
а только буду молодым.
И ночь завертится, завертится
и, как в воронку, втянет в грех,
и моя молодость завесится
со мною снегом ото всех.
Но, сразу ставшая накрашенной
при беспристрастном свете дня,
цыганкой, мною наигравшейся,
оставит молодость меня.
Начну я жизнь переиначивать,
свою наивность застыжу
и сам себя, как пса бродячего,
на цепь угрюмо посажу.
Но снег повалится, повалится,
закружит все веретеном,
и моя молодость появится
опять цыганкой под окном.
А снег повалится, повалится,
и цепи я перегрызу,
и жизнь, как снежный ком, покатится
к сапожкам чьим-то там, внизу.
1966