Сегодня наш путь лежит к развалинам столицы забытого царства Гуге, что находится в той же долине Гаруды не шибко далеко от вчерашних руин. Но притом, обещает быть место куда более интересным - стольный град же, с дворцом и подземельями! По пути мы должны заскочить в пару монастырей, но они не так впечатляют: буддистские культовые сооружения все схожи меж собой, да и китайцы порушили многое. Так что привычно ранний подъём, и пора в путь-дорогу. Места вокруг красивые, лишь один раз проехали по пути прям кладбище какое-то - много-много трупов падшего скота. Зима была холодной.
[изображение]
Одинокий тибетец мчит куда-то на своём мопеде. Нечастое зрелище на пустынных дорогах.
[изображение]
Вид из салона Land Cruiser.
[изображение]
Наверное, у этой скалы есть своё название, но я окрестил её "Китовая акула".
Узором похоже на спину этого величественного животного, не находите?
Иногда мы делаем остановки - размять ноги, справить нужду у обочины и пофотографировать.
На одной из остановок прощаемся с тройкой наших друзей. У одного возникли проблемы дома, требующие личного участия - с ним нас покидает его девушка, а так же ещё один камрад, которому бесконечные разъезды наскучили и чья тяга к цивилизации стала неодолимой.
Что ж, дальше втроём. В принципе, совсем немного нам путешествовать осталось.
Подъезжаем к лежащему в руинах городу. Это Цапаранг, столица некогда процветающего государства, держащего лапу на торговом пути между Тибетом и Индией, и имевшее с того стабильный доход. Царство Гуге основано внуком последнего всетибетского царя и просуществовало с X по XVII век. Во времена своего становления, именно отсюда началось распространение буддизма по региону. Ну то есть конечно, тибетцам эта религия не была в новинку. Культурные связи с близлежащими государствами и миссионерская деятельность Гуру Ринпоче (монастырь его имени мы как раз посещали вчера) своё дело делали, хоть и медленнее во времена гонений на иноверцев. Но подлинный расцвет буддизма пошёл, когда из Индии в Гуге пригласили мудрецов-языковедов для перевода священных свитков с санскрита на местные диалекты и активно занялись постройкой монастырей. Гуге счастливо просуществовал семь столетий и исчез во время братской междоусобицы, когда вторгшиеся войска соседнего государя устроили в столице резню и пленили царскую семью. В самом конце семнадцатого века, то есть примерно полвека спустя, территория бывшего Гуге попала под власть Далай-ламы. И об этом царстве не вспоминали вплоть до начала 20-го века, пока им не заинтересовались европейские исследователи.
Из разных источников известно, люди и ранее устраивали поселения в местных удобных пещерах, налаживая ирригацию и делая пустынные земли плодородными. Но если о забытом царстве Гуге ещё можно что-то рассказать, то о старых государствах памяти совсем не сохранилось - лишь легенды в древних свитках. Потому и я ничего вам путного о них не скажу.
[изображение]
Цапаранг, город на песчаной скале, изрытой норами-домами.
[изображение]
Красные постройки - это буддийские часовенки и храмы 16-17 веков, построенные незадолго до падения царства.
Кстати, вот там-то внутри действительно красиво. Сохранились прекрасные фрески и настенные росписи с буддийскими сюжетами.
[изображение]
Лестниц здесь много и подниматься по ним в условиях высокогорья конечно тяжеловато, не побегаешь.
[изображение]
Вы видите башенку?
Сейчас полдень. Света много, а теней мало; те что есть - высоко контрастные.
Не лучшее время для съёмки! Ну, у меня и рождается мысль, что припёрлись сюда мы не вовремя.
[изображение]
[изображение]
Цапаранг не был затронут культурной революцией, а в последние годы так и вообще активно восстанавливается.
[изображение]
Хей хо! Хей хо!
[изображение]
Китайские волонтёры на перекуре.
[изображение]
Отдохнём и мы.
Середина дня. Жарко, мало тени, но много пыли. И очень людно на этих узких дорожках и лесенках. Я предложил не осматривать Цапаранг прямо сейчас, а поехать в монастырь - всё же, под крышей попрохладнее. Спускаемся вниз и застаём грязную сцену - какой-то поджарый и хорошо одетый китаец орёт на нашего гида Палдина! Тот повесил голову и редко что-то бормочет в ответ. Наблюдаем, не вмешиваясь, пока пышащий злостью агрессор не уходит прочь. Затем расспрашиваем гида, что случилось. Оказывается, tso varish недоволен, что его, китайского офицера (в штатском) кто-то не пустил побродить по руинам без билета. Мол ему, герою, и защитнику отечества, такое право полагается за его доблестные деяния и подвиги - ну и всё такое прочее. Почему он обратил свой гнев на Палдина? Ну дык первый попавшийся под руку тибетец. Они для китайцев что твои мальчики для битья.
Съездили в монастырь Tholing, где интересного для себя я обнаружил мало. Множественные изображения Будды и святых отцов на стенах, полуразрушенные статуи, мандала и свастики. "Буддизм - не моё"(с). Эх. Камеру не доставал. Погуляв по монастырю и перекусив в городке, возвращаемся в Цапаранг. Вечереет и цвета стали более приятными глазу. А так же исчезли реставраторы, ура. Полезли наверх?
Мы поднимаемся выше и выше. Порой, дорога проходит через туннели, прорубленные в мягкой скале.
Добрались до вершины горы, где располагался царский дворец, летняя его часть. Зимний дворец находится под летним, вырубленный прямо в скале. Попасть в него можно спустившись лестнице, столь крутой и узкой, что храбрости монархов диву даёшься.
А мы спускаемся в катакомбы зимнего дворца. Жаль, у меня нет фотографии лестницы - уж очень там темно было. Да и вообще, опасно снимать. Спустились, а внутри пыльно. Нет, просто ОЧЕНЬ пыльно! Пыль вековая, слой сантиметров десять... не дай Бог взметнёшь в воздух - уже кажется никогда не опустится. Дышать тяжело. Зимний дворец построен вырыт в XII веке и есть ощущение, что не убирались тут именно с тех времён.
Серьёзно, один Цапаранг стоил всей этой поездки. Ну что ж, облазили мы его весь. Спускаемся, грузимся в джип и отправляемся в город Занда - ужинать и ночевать. Завтра начинается путь домой.
Продолжение следует.