Ну и самое интересно и долгожданное.
Понедельник. 11 ноября. МАМТ. "Травиата". Хибла Герзмава.
Это первая в моей жизни опера. До этого я слышала только арии в исполнении мэтров оперного пения. Но это не то. Одно дело 3-4 минуты насладиться пением известнейшей арии, а другое - слушать 3 часа. Меня это немного пугало, но было интересно, смогу ли я, пойму ли я, захочу ли я еще раз прийти (или не один).
Это первый раз в музыкальном театре, это первый раз в МАМТе.
После работы я побежала в метро, суть не опоздала, поэтому до начала не смогла рассмотреть театр. Но в антрактах у меня было достаточно времени.
Театр огромен. Он действительно огромен. У меня было ощущение, что в фойе театра поместится еще один зрительный зал. Такого огромного буфета я нигде не видела! И это я еще не поднималась в бельэтаж. Возможно, там тоже что-то есть.
Особенностью для меня было отсутствие фотографий артистов, зато были фотографии со спектаклей. Конечно, это логично. Вся труппа оперная и балетная просто не поместятся. Ну и желающие могут зайти на сайт и прочесть об артистах информацию.
Еще меня удивило то, что билетеры практически не продавали программки. Для этого есть специальный человек, который сидит в небольшом закутке. Меня удивил ажиотаж вокруг билетов, которые продавали в фойе. Я видела, что продают таким же образом в Вахтанговском и Моссовета, но там нет таких очередей! Теперь я понимаю, почему нет билетов уже на январь. За одно посещение театра люди покупают часть зала, плюс касса, плюс сайт, плюс интернет (куда билетов практически не поступает, все заканчиваются на предыдущих стадиях).
Приятной неожиданностью был (простите, не могу не сказать) женский туалет. Очередь двигалась с такой быстротой, что я даже удивилась. Можно было всем дамам разом пойти и не затратить на очередь больше 7-10 минут.
Я никого не видела в джинсах! Это приятно! Люди понимают, куда пришли, зачем. Все такие солидные. Дамы в платьях или костюмах юбочных, реже в брюках. Мужчины в костюмах. Приятно смотреть.
Театр с размахом, можно так охарактеризовать МАМТ.
Когда я вошла в зал, он был полон. Такого давно я не видела. Опаздывающих не было (ну или я не заметила тех, кто пришел во время антракта), все сидела голова к голове. Зал очень удобный, много места для ног. Для тех, кто покупает билеты на приставные стулья большой плюс: стулья действительно приставные, а не откидные, причем хорошие офисные стулья (синие такие).
Театр начинается с вешалки. Номерок МАМТа просто нереально потерять. Он большой и круглый!
Теперь об опере. Я как любитель театра не могла не купить программку, цена не которую приятно удивила. Я внимательнейшим образом все изучила и приготовилась. Мне было хорошо видно. Я сидела на последнем ряду партера, место 7. Посередине.
Оркестр занял места, полилась музыка, открывается занавес.
На сцене столбики-колонны, на которых написано Sale. Это дом Виолетты. Я так и не поняла, почему столбики. Или это никак не объясняется? Надписи снимают мужчины, моют столбики. Я объяснила надписи только тем, что Виолетта - куртизанка. Ну и собственно понеслось действие.
Первые 5 минут я просто наслаждалась и разглядывала все и всех. А потом я заметила, что для таких одаренных как я, есть экран с а-ля субтитрами! Я стала на него поглядывать. Но как оказалось, на экране общие, главные фразы, не субтитры, как в кино с построчным переводом. Я это поняла после того, как одна фраза висела пару минут, а на слух я восприняла слов десять как минимум))) К концу оперы я практически безошибочно стала определять момент перемены слов))
Из всех слов я четко и ясно услышала не один раз имена героев, адье, амор, си. На этом мои познания в итальянском закончились. Поэтому текст был кстати. Ну и программка (хотя без нее можно было понять, в чем суть).
Теперь об исполнителях.
Это было великолепно!! Особенно Хибла! Как она это делает!! Если бы она пела без оркестра, я бы услышала оркестр! Это невероятно!! И актерски очень здорово! Ни минуты я не сомневалась в ее искренности! Если кашляла, то по-нормальному, если смеялась, то заливалась, не знаю, плакала ли она (что вряд ли), но я чувствовала, как ей плохо, как она мучается!
Альфред (Сергей Балашов) мне понравился меньше. Пел он хорошо (как и все, кроме Хиблы - она великолепна), но он мне не понравился внешне. Как-то в моем понимании он не Альфред. Как она его полюбила?)
Мне понравился Евгений Поликанин в роли отца Альфреда. Вот он молодец! Вот это отец так отец! Ни минуты не сомневалась, что он души не чает в своих детях, желает им добра, поэтому хочет, чтобы сын расстался с Виолеттой. Я его даже в этом могу оправдать. А Альфред - урод. Добил ее своими деньгами на балу.
Еще мне понравился Барон - покровитель и врач. Барон такой статный мужчина. Веришь, что он покровительствует. Доктор был мил и участлив.
Я ничего не понимаю в голосах, не знаю, кто каким поет. Википедия мне в помощь. Но поют великолепно!
Рядом со мной сидела женщина и всю оперу плакала.
Сидеть и слушать было легко, практически через каждые 35-40 минут был антракт. Да и действие было динамичным, поэтому не заснешь.
Единственное, что я не поняла, это бал-маскарад во втором действии. Почему цыганками были сначала полуголые, а потом фактически голые девицы, которые абсолютно не похожи на цыганок? Почему матадором был негр? Почему на сцене устроили стриптиз? У меня это в голове не уложилось. В чем логика? Но это было в какой-то степени красиво. Это были стройные, подкаченные, симпатичные цыганки и матадоры.
Все остальное мне очень понравилось.
Застольная мне понравилась, но я ее частично прослушала потому, что она была в начале, а я еще не приноровилась и смотреть, и слушать, и читать.
Я чуть не расплакалась, когда появился отце Альфреда и стал умолять Виолетту оставить его сына. Она так защищалась! Сначала он все выкладывал ей, потом она на него шла с таким напором! Здорово!
Практически после каждой сольной арии Виолетты были аплодисменты, даже кричали "Браво!". А после окончания спектакля устроили просто бурные овации! Такого я давно не помню. Но для оваций предусмотрено было время (что было обидно и прагматично, в драматическом театре зритель может аплодировать зачастую столько, сколько захочет, еще и стоя). Никто не встал в партере раньше времени. Но и никто не аплодировал стоя.
Я выходила из театра под дождь. Пробежала ассоциация, что природа плачет по Виолетте)
Мне очень понравилось. Теперь если идти в оперу, то в МАМТ, но на русскую. Интересно проверить, смогу ли я воспринимать текст. Там-то точно не будет перевода) Кстати, мне очень понравилось, что было на итальянском. Невероятно красиво! На русском, например, было бы хуже, не так ярко было бы признание в любви в этой опере (ну или мне так показалось).