И вот я взялась перечитать Кастанеду в последний раз. Теперь уже с критическим отношением, выискивая моменты, где он сам себя выдаёт. Потому что это мне ясно, что книги фейк, но для общения с другими верными кастанед-овцами нужны доказательства. Начала я с самой последней книги (точнее, с 9, поскольку 10 уже не в русле первых девяти, которые я читала все скопом, и они запечатлелись у меня этаким монолитом в сознании. Эта девятая книга моя самая нелюбимая из-за бесконечных приседаний перед женским полом, но как оказалось после этого завершающего прочтения – самая нудная, скучная, нелепая и нелогичная).
Я искала не только неувязки, но и особые приёмы, установки и уловки в книгах Кастанеды. Пустым придиркам тоже есть место, но я готова спорить.
Книга 9. Искусство сновидения
1. стр 19-21.
Дон Хуан перевёл Кастанеду во второе внимание, показал сон и потребовал, чтобы КК не возвращался, пока не достигнет первых врат сновидения. Несколько месяцев КК пытался увидеть руки. Все эти месяцы он оставался во втором внимании? Потом он увидел руки во сне, и поговорил по этому поводу с ДХ. Вернулся к нему? Почему ничего не сказано?
2. Стр 22
- Что такое энергетическое тело?
- Двойник физического тела. Призрачная форма, составленная чистой энергией.
Но разве энергетическое тело это не кокон в форме яйца? Почему в одном случае кокон имеет протуберанцы в местах рук и ног, а в другом – стержень, волочащийся как хвост и оставляющий борозду в энергетических линиях (стр 6: - Когда маг видит человеческое существо, - продолжал дон Хуан, - он видит громадное светящееся образование, которое при перемещении оставляет глубокую борозду в энергетическом поле Земли. Оно как бы плывет, волоча за собой наподобие хвоста вспахивающий землю стержневидный корень)? И ещё мне всегда было интересно, где в коконе помещается дубль, он же астрал (который выходит через макушку в момент отделения от физического тела)
3. Стр 23
Затем дон Хуан быстро сменил тему разговора и тщательно описал мне целый блок практических приемов. Я обнаружил, что на каком-то уровне они были для меня непостижимы, однако на другом казались вполне логичными и понятными.
Почему не описаны практические приёмы? Если перечесть все приёмы действий во сне, их немного: посмотреть на руки, менять картины сновидения, видеть синее пятно и заходить через него в сон, показывать мизинцем на странные объекты и после щелчка в затылке выходить в астрал. Почему, если были другие приёмы, они не описаны, а если их нельзя было описывать, почему КК о них вообще упомянул. Зато очень много раз повторяет одно и то же.
Больше нигде не упоминается, что КК использовал практики сновидения, кроме перечисленных мной.
4. - Существует два основных варианта отношения к жизни, - ответил он. - Первый - покориться ей, либо приспосабливаясь к ее требованиям, либо с ними сражаясь. Второй - формирование своей жизненной ситуации сообразно своим собственным планам.
- И мы действительно можем формировать свою жизненную ситуацию, дон Хуан?
Не понимаю, чему удивился КК. Люди обычно тем и заняты, что формируют свою жизненную ситуацию. Это видимо очередная попытка обесценить жизнь среднего человека.
5. Стр. 25. результат нашей социальной обусловленности, вследствие которой мы не склонны придавать снам особого значения
Довольно интересный приём. На самом деле ко снам во все времена люди относились очень серьёзно, часто считая их религиозно-мистическим опытом, а в начале 20 века начав изучать их в русле науки и психологии. Так что КК сперва ложно утверждает, что к снам западный человек относится несерьёзно, чтобы обесценить опыт и суждения (социальную обусловленность) западного человека, а потом приводит доводы о том, как на самом деле важны сны.
6. Дон Хуан считал, именно на удовлетворение чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии. С особой очевидностью это проявляется в нашей постоянной обеспокоенности тем, как нас воспримут, как нам себя подать, какое впечатление мы производим. Нас всегда чрезвычайно сильно волнует, понравимся ли мы окружающим, признают ли нас и будут ли нами восхищаться.
Во-первых, далеко не все этим озабочены. Любая религия добивается от своих адептов уничтожения их важности перед лицом куда более великих, чем человек и личность, вещей. Во-вторых, те, кто этим не озабочен, к примеру, бездомные, не достигли из-за отсутствия важности никаких успехов (иначе не были бы бездомными). И ещё, личность нуждается в том, чтобы окружение её оценивало, это эволюционно закрепившаяся необходимость для наиболее выгодного сотрудничества с племенем. Тот, кто не имеет привычки сравнивать себя с другими, искать их одобрения, рискует оказаться без поддержки племени и погибнуть. Не самая приятная вещь, но так уж сложилось.
7. Чтобы научиться устойчиво фокусировать внимание сновидения на интересовавших меня объектах, мне понадобилось два года. Зато я настолько освоился, что чувствовал себя так, словно всю жизнь только этим и занимался. Самым невероятным было то, что я не мог даже представить себе, что когда-то этого не умел.
Неужели и правда это было для него таким уж самым невероятным? Вообще он склонен насыщать свою речь такими пафосными словами, указывающими на то, насколько важно описываемое им.
8. - Существует одна проблема, связанная со вторыми вратами сновидения, - сказал он. - И она может быть очень и очень серьезной. Все зависит от особенностей характера. И если нам присуща тенденция идти на поводу у нашей склонности цепляться за вещи и привязываться к ситуациям, - у нас могут возникнуть серьезные затруднения.
Чрезмерная многословность делает восприятие текста вязким и придаёт ему видимость обстоятельности. Чего бы не сказать: «Если мы цепляемся за вещи и привязываемся к ситуациям?
9. - Это моя ошибка, - ответил он. - Я говорил тебе, что необходимо проснуться в другом сне, но имелось в виду несколько иное: нужно последовательно и точно менять сны. Именно это ты и совершил.
Меня всегда изумляла эта необычная ошибка ДХ. Потому что эти два требования совсем различны – проснуться от сна во сне, или менять сны. Многие люди так и делают, стремятся увидеть во сне, что они проснулись, и тогда якобы их сон стал глубже, и чем больше так просыпаться, тем лучше. Почему ДХ не мог сразу сказать, что требуется менять сны (сознательно менять положение точки сборки во сне)?
Чуть позже даётся уточнение: Затем дон Хуан сказал, что существует два корректных способа преодоления вторых врат сновидения. Первый - проснуться в другом сне, то есть увидеть во сне, что видишь сон и во сне же увидеть, что проснулся. Второй - использовать объекты сновидения для переключения на другой сон, как сделал это я.
Такое впечатление, что эта часть неотредактирована. Сперва описывается способ, потом он признаётся ошибочным, потом опять становится действенным. Если это ошибка, почему она позже названа одним из способов? По правде говоря, первый способ это какая-то лажа с точки зрения данной мифической системы.
А потом уже есть третий вариант того же действа (стр 67): Пробуждение в другом сновидении или изменение сновидений является упражнением, которое завещали нам древние маги, чтобы тренировать способность сновидящего обнаруживать и использовать лазутчиков.
А как же тренировка в сознательной смене точки сборки?
10. - Я почти не в состоянии думать об этом с точки зрения здравого смысла, - сказал я.
Лукавство. После таких необычайных происшествий в жизни Кастанеды он всё ещё не может думать о снах и неорганах с точки зрения здравого смысла. Очевидно, данная уловка приготовлена для очередного посрамления здравого смысла и тех, кто её придерживается.