Мне кажется, что когда люди в первый раз слышат термин "сказкотерапия", то в большинстве своем он вызывает ощущение чего-то "для детей". Ну или как минимум - чего-то совсем-совсем несерьезного. "У меня тут реальные проблемы, так что мне не до сказочек". Примерно как-то так.
Но сказкотерапия - не праздная забава от нечего делать, а очень даже рабочий метод. Как и у всякого развивающегося метода, у нее есть несколько направлений. С ее помощью можно работать с детьми и со взрослыми. Сказку может рассказывать терапевт, а может сочинять и сам клиент. Разумеется, есть определенные правила как сказка сочиняется и как с ней работают дальше.
Расскажу о том направлении, которое нравится мне. Я в данный момент не работаю с детьми, поэтому речь будет о взаимодействии взрослого и сказки. Важный момент для меня - сказку придумывает ну или как минимум рассказывает клиент. Почему так? Для начала потому, что для написания сказки взрослый обращается внутрь себя, к своей творческой части - к части, у которой есть ресурс. Следующее и наверное самое главное - понять и описать в чем проблема с проблемой, может только сам человек. Приведу для примера анекдот, который хорошо это иллюстрирует:
К психоаналитику обратилась девушка и во время одной из сессий она рассказала сон о том, как гуляла по городу только в одной шляпе, за исключением которой она была полностью обнаженной. Психоаналитик ее спрашивает:
- Скажите, вам должно было быть очень неловко...
- Разумеется, доктор! Шляпка была ужасно старомодной!
То есть психологу может казаться по первичному описанию, что он знает что происходит внутри человека и в чем корень проблемы... но - в реальности все будет иначе. Поэтому очень важно, чтобы сказку сочинял сам человек - только тогда у сказки будет попадание в ситуацию, связанную с проблемой клиента.
Поскольку сказка сразу взывает как к сознанию, так и к подсознанию человека (к архетипическим образам, которые оказывают на него влияние), то рассказывая сказку по памяти или же сочиняя свою собственную, человек говорит о том, что для него является жизненно важным и ценным, порой связывает это с важными событиями в своей жизни, многое рассказывает о своем внутреннем мире (это особенно хорошо видно, когда сказка сочиняется). При этом на самом деле даже пересказывая фильм, книгу, народную ли сказку - человек все равно фильтрует свой рассказ и получается новая сказка на самом деле.
Проведите маленький эксперимент: какую сказку вы помните с детства лучше всего? Расскажите ее вслух или лучше запишите. А потом сравните с оригиналом. Она будет отличаться - какие-то элементы вы опустите, какие-то додумаете, кое-где сделаете более важными событиями не те, которые были в изначальной сказке. И именно с этим будет работать психолог, когда услышит вашу сказку: вы ее пропустили через себя. Свои ценности, свои проблемы, свои достижения - через весь ваш жизненный опыт. Еще ярче это проявится, если вы придумаете свою собственную сказку.
Но вот сказка придумана и рассказана. Что дальше? А дальше может быть несколько вариантов развития ситуации. Связано это с тем, что сказка обладает очень необычным свойством: она самосочиняется. И начиная ее придумывать, редко когда можно понять, как она закончится (и закончится ли вообще). Как следствие - иногда бывает достаточно сказку сочинить и вдруг человек находит ответ на мучивший его вопрос, решение какой-то проблемы. И тогда можно сказать спасибо сказке и использовать новое знание в своей жизни.
Так бывает не всегда. Порой смотришь на сказку и мучительно думаешь - а дальше-то что? А дальше можно разбирать ситуацию в рамках привычной терапевтической сессии. Можно делать расстановки и выйти на основании сказки на проблемы, о которых человек не задумывался в момент написания сказки, но которые важны для него прямо сейчас. Можно использовать методики арт-терапии, чтобы выплеснуть напряжение из которого и выросла сказка. Можно написать различные концовки для сказки - в этом случае человек получает несколько новых сценариев "как поступать". Можно использовать методики психодрамы для того, чтобы разыграть получившуюся сказку.
Надеюсь, мне удалось дать краткое представление об этом методе. Я буду рада ответить на вопросы, если они у вас возникнут.