11:41 30-01-2015 Книга Судей Израилевых
Вторая книга цикла пророков. Так же каноническая и для иудеев и для православных и для католиков.
Новоявленное (к моменту начала сюжета книги) израильское государство было достаточно странным с политической точки зрения образованием - без единого правителя или вождя (не считая Бога конечно) оно было раздроблено на двенадцать колен, в каждом из которых был старший. Спорные вопросы решал судья. На этом вертикаль власти заканчивалась.
Всего в истории страны того периода было пятнадцать судей, первого из которых звали Гофониил, а последним - пророк Самуил, который и написал хронологию событий (то есть - сабж). (Полный список судей - Гофониил -> Аод -> Самегар -> Девора -> Гедеон -> Авимелех -> Фола -> Иаир -> Иеффай -> Есевон -> Елон Завулонянин -> Авдон, сын Гиллела -> Самсон -> Илий -> Самуил)/
Хотя Израиль и был целиком захвачен и все враги были выбиты - у его границ всё ещё оставались сильные государства, с которыми имело смысл воевать, чтобы обезопасить себя. Именно этим левиты и занялись сразу после смерти Иисуса Навина.
Самым опасным конечно был город Иерусалим, так что его разнесли первым.
Живший там народ - Хананеев - обложили данью. Богу это не понравилось, он требовал крови неверных. Тем более что без вменяемого военачальника всё равно воевать выходило так себе.
Именно после этого пришли к идее судей, как минимум позволяющих как-то направлять разные израилевые колена против врагов, а не против друг друга.
После этого Израиль оказывается втянут в бесконечные мелкие войны с чуть более дальними государствами ближнего востока. Войны эти идут с переменным успехом, и в принципе в таких войнах - обычная жизнь большинства мелких раздробленных стран того времени.
Начиная с прошлой книги, Бог играет роль, схожую с другими античными богами - когда хороший урожай, или армии везёт на поле боя - это объявляется божественным благословением за праведную жизнь. Когда, наоборот, идут проигрыши - это объявляется Карой Господней. В каком-то смысле это позволяет держать общество в тонусе, однако с этого момента (не знаю уж, насколько долго) книга теряет мифологичность.
Теперь это просто хроника событий.
В конце эпохи судей, такое положение надоедает израильтянам и грозит совершенно расколоть страну на куски, поэтому они переходят на старую-добрую монархию, заводят более-менее регулярную армию, но всё это - уже позже. (По большему счёту, такие скачки между расколами и объединениями - обычный образ жизни большинства античных и средневековых стран, Израиль здесь ничем не отличается.)