Я совсем про них забыл. Всего Маккавейских книг восемь. Первые две из них являются второканоном и признаются только католиками. Ещё две - уже не признаются почти никем (четвёртая - входит в состав грузинской Библии). С последними четырьмя - вообще ничего не ясно.
Эти книги помещаются в самый конец Ветхого Завета и рассказывают об истории израильтян за последние пятьсот лет между возвращением из вавилонского плена и до рождества христова (некоторые рассказывают даже дальше, учитывая что события Нового Завета идут уже скорее в Римской Империи на другой стороне моря).
Под катом я пересказываю первую, кратко упоминаю вторую, а дальше уже не иду. И значит всё, Ветхий Завет закончен. Пошли к Новому.
Книга первая
В прошлом посте я примерно описал положение Иудеи между событиями книги Ездры и Первой Маккавейской Книгой. Там проходит несколько сотен лет.
Вокруг Иудеи происходит активный передел собственности. Александр Македонский громит персов, и бесхозную Иудею тут же берут египтяне, потом новоявленная Селевкидская Династия (поставленная в Сирии после захвата Македонского, фактически его марионетки).
Однако, после смерти Александра, Сирийский царь Антиох Эпифан попыталась (достаточно криво, но всё же) объединить разбитую страну вокруг принесённой им греческой религии. В том числе, явно забыв уроки Ксеркса, он попытался насадить веру в греческих богов в Иудее, разграбил Второй Храм (это его столько времени строили в Иерусалиме) и собственноручно начал там приносить дары Зевсу.
Результат был несколько предсказуем. В Иудее поднялось восстание, и ослабленная Сирия не смогла его подавить (ситуация чем-то похожа на современную историю Израиля, кстати, только без ядерного оружия).
Восстание против Антиоха возглавил иудей Иуда Маккавей. Собственно, первая Маккавейская книга являются хроникой борьбы его и его последователей.
Ближе к середине книги иудеи начинают сливать сирийцам, Маккавея убивают, однако, естественно, сдаваться они не собираются, отступают и дожидаются, пока Сирия (которая сама-то едва держится) начинает разваливаться от гражданской войны.
После этого арабам становится уже не до внешних конфликтов. Сирия вынуждена подписать с Иудеями мир.
На этом книга заканчивается. (Всё это за сто с лишним лет до нашей эры.)
Книга Вторая
Вторая книга к сожалению историю не продолжает, рассказывая только всякие дополнительные детали, которые мне не особо интересны.