"Крутой маршрут" Современник.
У меня получилось спонтанно купить билеты, я не собиралась идти, но две фамилии в программке просто заставили пойти: Неёлова и Ахеджакова. Я подробно ничего не читала о спектакле, поэтому шла с мыслями, что будет что-то об СССР. В принципе так оно и было, только конкретно о сталинских репрессиях.
Евгения Гинзбург написала свой роман отчасти автобиографично, отчасти литературно (судя по информации в Википедии). Главная героиня романа (а на сцене - пьесы) - Евгения Гинзбург в исполнении Марины Неёловой.
При входе в театр зрителей встречают песни времен СССР в фойе, в середине стоит памятник Сталину, висят разные транспаранты и фотографии политических деятелей того времени. Атмосфера достаточно радостная создана. История спектакля построена на полном контрасте. Массовые аресты, нелепые допросы, доносы, нечеловечные пытки, которые применялись даже к женщинам. И при этом Гинзбург сохранила свое достоинство, не подписала никаких бумаг, совесть осталась чиста.
В спектакле, конечно, не показывают какие-то невероятные пытки, но при этом показывают их последствия. Например, состояние Гинзбург на допросе после того, как 5 дней ей не давали спать, есть и пить. Или состояние после пятидневного карцера. Очень здорово продумано, как светом передать дни.
Нам показали время практически с момента ареста до момента отправления в лагерь. Приходилось общаться не только со следователями, но и с подписавшими протокол друзьями (уже бывшими), и с товарищами по несчастью, которые оказались в одной камере. А женщины все разные, и отношение к аресту у всех разное. Кто-то пытается сохранить достоинство, кто-то осуждает Сталина, кто-то недоумевает, а кто-то напротив, считает, раз партия посчитала ее врагом народа, значит так и есть.
Спектакль тяжелый, у меня начала после активного дня и такого спектакля в антракте побаливать голова. При этом я не могу сказать, что спектакль привел меня в восторг. Мне очень понравилось, но при этом состояние скорее подавленное.
Конечно зал в конце встал дружно, аплодировали долго и дружно, актеры лишний раз вышли на поклоны.
Марина Неёлова блистательно исполнила роль! Трудно поверить, но этот спектакль идет с 1989 года! Конечно, актриса изменилась за более чем 25 лет, тем не менее это не критично. Без бинокля смотреть спектакль, если места дальше средины партера, просто невозможно, потому что не видно мимики, которой всё передается. Эффект определенно не тот. Да, с биноклем не всегда удобно, да и рука устает, но тем не менее.
Лия Ахеджакова появляется всего несколько раз на сцене, но ее невозможно не узнать. Тоже очень здорово. Она очень бодро и быстро двигается, четно, ясно, громко говорит. Роль маленькая, теперь окрепло желание сходить на "Игру в джин", осталось только накопить, потому что билеты заоблачные, как всегда надеюсь поймать откидушку.
Актрисы состава очень хороши, отлично передали эмоции, состояние, эпоху. А мужские роли - это следователи, премерзкие.
Пожалуй, второй раз на этот спектакль я бы не пошла, но один раз надо сходить, настроиться на серьезную тему. Зал битком. Я попыталась найти местечко свободное ближе, но не нашла ни одного! Партер полный, никто не ушел в антракте, пересесть нереально. Еще бы, такие актрисы, такой отличный, но тяжелый спектакль.