1 мая - это, конечно, красный день календаря, День солидарности трудящихся и всё такое.
Но для многих 1 мая - чёрный день календаря. 1 мая 1994-го года погиб один из Великих.
В возрасте трёх лет у него были замечены сложности в координации движений, он с трудом взбирался по лестницам. Родители, конечно, были встревожены. Вряд ли тогда они могли поверить, что их ребенок станет самым быстрым человеком планеты. Что он станет легендой ещё при жизни. А смерть в расцвете сил сделает его легендой навсегда.
Признаться, когда я услышал, что впервые за долгое время будут снимать фильм о Формуле-1 (Rush), и... это будет противостояние Лауда/Хант, у меня, как, наверное, и у большинства, сразу родился вопрос: "Но почему не Сенна?!" Тем более, что и у него был свой принципиальный соперник - Ален "Профессор" Прост. И только потом я понял. Весь блеск характера Ханта можно уместить в один сезон. Всю силу характера Лауды можно проиллюстрировать одним сезоном. Но это не сработает в случае с Сенной и Простом. Ни один художественный односерийный фильм не выдержит всю драму их десятилетнего противостояния в Формуле-1, когда они побили практически все рекорды и на протяжении всех десяти лет единолично приковывали к себе внимание всех болельщиков "королевских" автогонок.
Неужто что-то из этих десяти лет участия Айртона Сенны в Формуле-1 можно оставить за кадром? Как в 84-м он плакал под дождём на подиуме Монако, финишировав вторым на скромном Toleman? А плакал из-за того, что... если бы не остановка гонки из-за опасных условий, то через пару кругов он бы стремительно нагнал и обошёл лидера (Проста!) и завоевал бы свою первую победу!
Первая победа пришла год спустя, в Португалии - и опять под дождём. Уже тогда за ним и закрепилось прозвище "Человек дождя". Именно дождь на трассах всегда выявляет самых быстрых и талантливых. И тут Сенне не было равных. Дождевой Донингтон-93 стал одной из самых невероятных гонок в истории Ф-1. А с Гран-При Монако, которое "довело" его до слёз в первой гонке, он рассчитался сполна - шесть побед на узких улочках княжества. Рекорд держится и по сей день. Одной из немногих неудач на этой трассе был вылет, когда в гонке Айртон лидировал с 40-секундным преимуществом! А причиной было то... что его из боксов попросили ехать поосторожней! Он снизил скорость - и потерял концентрацию, разбил машину. (Надо ли говорить, что выиграл тогда Прост?)
"Racing is in my blood" - сказал он как-то. С этим трудно поспорить. В чём-то его эмоциональность сходна с эмоциональностью Ханта. Как и расчётливость Проста сходна с расчётливостью Лауды. Но если бухгалтерство Лауды зачастую было направлено на кропотливую работу с гонорарами, то "бухгалтерство" Проста - исключительно на филигранную работу с настройками машины. В этом Профессору не было равных. И если страсть Ханта была вызвана целой кучей вещей, то Сенна был одержим только одним - скоростью!
Когда в 88-м году Сенна и Прост оказались в одной команде, McLaren, то они просто растоптали Ф-1, на двоих выиграв 15 гонок из 16-ти! А на следующий год последняя, решающая гонка за титул окончилась их столкновением, и они стали врагами. Не соперниками, как Лауда и Хант, а настоящими врагами, не подающими друг другу руки. Они разошлись по разным командам. И финальная гонка следующего года, когда они опять между собой разыграли титул... опять привела к аварии! До сих пор ведутся споры, насколько намеренно действовал в той гонке Айртон...
Он не был "хорошим парнем" в классическом понимании этого слова. На трассе он не знал пределов, был предельно агрессивен. Он был предельно принципиален на собраниях пилотов, частенько вставал в оппозицию. Но он первым останавливал машину и кидался на помощь пилоту, попавшему в аварию. А взаимоотношения с Простом... вот что об этом говорил сам Сенна в 93-м году:
Айртон Сенна:Я как-то уже говорил, что за прошлый год понял, что я - наркоман. И мой наркотик - Прост. Мне кажется, я сошел бы с ума, наблюдая со стороны, как он выигрывает, не встречая сопротивления. До тех пор, пока он в "Формуле", я отсюда никуда не уйду. Это соперничество значит для меня очень много.
Вопрос:Почему? Все еще не можете выяснить, кто из вас сильнее? Айртон Сенна:Не можем. Но не это главное. Главное - когда Прост рядом со мной на трассе, все, что я делаю, приобретает вкус, цвет и смысл.
Пояснения излишни.
И Сенна, как и многие бразильцы, был глубоко религиозным человеком. И верил, что Бог защитит его от всех напастей. У него в жизни было несколько серьёзных аварий, но каждый раз он выходил сухим из воды. И каждый раз говорил: "Господь в очередной раз не наказал меня, а лишь предупредил". Но однажды все предупреждения оканчиваются...
Кадры той гонки в итальянской Имоле стали печально знаменитыми. К тому времени уже 12 лет в Ф-1 не гибли люди. А накануне, в квалификации Гран-При Сан-Марино, погиб пилот Simtek Роланд Ратценбергер. Сенна и в субботу, и утром в воскресенье пытался убедить людей из FIA отменить гонку. Не отменили. И вот он сидит в кокпите мрачнее тучи. В конце прошлого сезона из Ф-1 ушёл его "наркотик" Прост. Сам Айртон, оставив "родной" McLaren, перешёл в команду принципиальных соперников в Williams. И тут ничего не получалось. Сенна благодаря личной скорости выиграл все три квалификации, но победы одерживал молодой немец Михаэль Шумахер на Benetton. Наверное, впервые в жизни Айртон не хотел выходить на старт...
То, что произошло на 7-м круге гонки, стало предметом бесчисленных расследований, судебных разбирательств, сотен тысяч статей. Отказ рулевого управления, медленный прокол или что-то ещё - истина так и не была найдена. Главное - из жизни ушёл кумир миллионов людей. В Бразилии был объявлен национальный траур, в похоронном шествии принял участие едва ли не весь Сан-Паоло. Вся страна плакала. Плакал и присутствовавший там "заклятый друг" Ален Прост.
Смерть суперзвезды в прямом эфире взбудоражила весь мир. Это изменило весь подход к безопасности автогонок, не только Ф-1. Новые конструкции болидов, новые стандарты безопасности, новые требования к трассам, новые крэш-тесты, которые получили внедрение и при испытаниях дорожных машин. И кто знает, сколько жизней на дорогах мира всё ещё спасает ежегодно этот парень.
Но без привычного желтого шлема Бразильского Волшебника Формула-1 поблёкла, потеряла цвета.
Она стала безопасной. Она устремилась к новым рекордам (спасибо Шумахеру и Феттелю). Но она потеряла ту страсть, что вложил в свои 41 победу, 61 поул-позицию, 80 подиумов и три чемпионских титула Айртон Сенна да Силва.
Здравствуйте, нам очень понравился ваш рассказ "Авария" от 2004 года об Айртоне Сенне. Хотели узнать, можем ли мы со ссылкой на автора опубликовать его на сайте http://www.autosport.com.ru ? Не могли бы вы со мной связаться по адресу alereg2@yandex.ru ? Спасибо.