Толчком к созданию огромного подземного комплекса, способного в случае опасности поддерживать автономное существование трех тысяч человек и 7 средних (или 9 малых) дизель-электрических подводных лодки стала атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки - бессмысленный акт устрашения и уничтожения.
Балаклава соответствовала всем военно-стратегическим и гидрологическим требованиям строительства крупного подземного комплекса. Толща скального грунта над сооружением обеспечивала защиту при нанесении ядерного авиационно-бомбового удара. Выбор места соответствовал необходимому условию маскировки – вход в Балаклавскую бухту практически не виден с моря, да и сам город скрыт горным рельефом. Западный берег бухты имеет необходимые удобные подъездные пути.
Строительство длилось с 1954 по 1961 год, в сооружении объекта принимали участие военные и гражданские (только на ограниченных территориях и объектах) специалисты, в том числе и метростроевцы. Завод строился поэтапно. По окончании строительства вся документация была изъята органами госбезопасности.
С 1957 года Балаклава потеряла статус города и стала районом г. Севастополя и не просто районом, а закрытым для свободного въезда, который осуществлялся по специальному разрешению.
Для маскировки входа в сооружение с воздуха был построен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Кстати, лично я хорошо помню эту "скалу" на выходе из завода - она так мило тихонечко колыхалась под дуновением ветра.
То, что мы сейчас называем "заводом", на самом деле комплекс автономных объектов:
- объект 825-ГТС «гидротехническое сооружение» - укрытие для подводных лодок и экипажей – специальный цех судоремонтного завода с сухим доком;
- объект 825-Т - минно-торпедная часть, предназначенная для приготовления и проверки торпед;
- топливное хранилище, емкостью 9,5 тысяч тонн;
- объект 820 - ядерный арсенал.
В маршрут экскурсии входят объект 825-ГТС, объект 820, связующие транспортные патерны и защитные сооружения. А также несколько самостоятельных экспозиций на различные близкие тематики.
Исчерпывающую информацию по всем объектам и экспозициям музея можно получить на сайте
музея
Поехали...
1. Неожиданное начало или Музейная Маха
[изображение]
2. Музей изобилует архивными фото лодок (не удивительно, учитывая, что во времена СССР насчитывалось до 68 вымпелов лодок на Черноморском Флоте)
[изображение]
3. Патерна и ударопрочные ворота
[изображение]
4. План-схема подземных сооружений в Севастополе. Указаны подземные комплексы, подземные сооружения и естественные пещеры.
[изображение]
5. Экспозиция, посвященная созданию комплекса
[изображение]
6. Экспозиция, посвященная созданию крепости Севастополь. В процессе подготовки.
[изображение]
7.
[изображение]
8. Патерна и плакатная выставка о дизель-электрических подводных лодках. Указаны все типы и проекты, включая опытовые
[изображение]
9. Внутренность мины
[изображение]
10. Еще одна патерна и плакатная выставка на сей раз посвященная ядерным подводным лодкам.
[изображение]
11. Материалы, использованные при строительстве. Для справки - средняя толщина стен около 80см, наибольшая - 110см, а толщина скального грунта над комплексом достигает 300м.
[изображение]
12. Закругления патерны предназначены для гашения ударной взрывной волны.
[изображение]
13. Придоковая площадка, сухой док и канал.
[изображение]
14. Канал
[изображение]
15. Подводник и подводная лодка. Настоящая, кстати, "Тритон 1М" - двухместная, правда, мокрая - экипаж предполагается в водолазном снаряжении с ИДА.
[изображение]
16. Канал
[изображение]
17. Погрузочная площадка - здесь в случае нахождения лодки в убежище, на нее грузили торпеды. В обычной жизни это происходило на поверхности у причальной стенки
[изображение]
18. Макеты нескольких кораблей и судов расположены в расширении патерны вместе с экспозицией, посвященной КБ "Черноморец". ТАКР "Киев"
[изображение]
19.
[изображение]
20. Сторожевик "Пытливый"
[изображение]
21. Не могу не отметить виртуозное владение светом и цветом на экспозициях музея. Создает замечательную атмосферу.
[изображение]
22. Фото-экспозиция "Преступление против человечества" - ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года.
[изображение]
23.
[изображение]
24.
[изображение]
25.
[изображение]
26. Крылатая ракета Х-22. На плакате ее носитель ТУ-22М
[изображение]
27. Кому позарядиться?
[изображение]
28. Доходчиво и ясно - что и откуда может прилететь
[изображение]
29. Экспозиция о послевоенном периоде в истории Подводных Сил ЧФ.
[изображение]
30.
[изображение]
31.
[изображение]
32. Макет лодки в разрезе
[изображение]
33.
[изображение]
34.
[изображение]
35.
[изображение]
36.
[изображение]
37. Ходок. Просто ходок чтобы 10тонные ворота каждый раз не открывать
[изображение]
38. Вентиляционная система комплекса. Работает.
[изображение]
39. Тайны они такие...
[изображение]
40. Экскурсия на шлюзовой площадке. Шлюзовая потому что между двумя воротами.
[изображение]
41. Макет "Киева" был чуть раньше, на нем были макетики палубных самолетов - так вот это такой же, только настоящий. Як-38, вертикального взлета и посадки.
[изображение]