Читаю сейчас исследования по мотивации и в этом исследовании есть такая интересная мысль: успех или неуспех дела человек объясняет, используя несколько параметров. При этом, опираясь на опыт и свое понимание этих параметров, человек делает выводы о своей успешности-неуспешности, наличии или отсутствии способностей.
Причины, с помощью которых человек объясняет свои успехи и провалы, разделены на следующие группы:
1. Контролируемая, внутренняя, стабильная - отношение к учебе/работе (усердие/лень)
2. Контролируемая, внутренняя, нестабильная - старание в данный момент
3. Контролируемая, внешняя, стабильная - помощь или предвзятое отношение контролирующего человека (учителя, начальника и так далее)
4. Контролируемая, внешняя, нестабильная - помощь от других людей в момент выполнения задания
5. Неконтролируемая, внутренняя, стабильная - способности к данному делу
6. Неконтролируемая, внутренняя, нестабильная - физиологическое и психологическое состояние в момент выполнения задания
7. Неконтролируемая, внешняя, стабильная - сложность задачи
8. Неконтролируемая, внешняя, нестабильная - случай (везение, удача)
При этом исследователи пришли к выводу о том, что наиболее полезно для человека объяснять успехи, ориентируясь на внутренние причины успеха, а вот неудачи объяснять внешними. То есть если вы хорошо сдали тест, то полезнее будет принять этот успех на счет своих способностей, своего усердия в учебе и так далее. А в случае неуспеха - полезнее понять, где вы вложили меньше усердия, в каком состоянии вы делали этот тест и тому подобное.
Интересная идея, хотя и неоднозначная.