Отметелилась в далекое прошлое профем -Эльза, отшелестел хвостами профем-Зверополис, и на волне принеслась к нам профем
"МОАНА" (2016)
и феминистки опять недовольны
Неожиданно выбрались с подругой в кино, ну и сама богиня велела заценить этот мультик, который позиционируется как профем. Я не ожидала многого, но в целом мне понравилось. Даже пересмотрю с оригинальной дорожкой, когда появится. Осторожно, дальше спойлеры!
Прежде чем перечислять плюсы и минусы, сразу скажу: в зале была куча девочек начиная от 3-4 лет. Они явно идентифицировались с главной героиней, вслух обсуждали её геройства и приключения, и я уверена, что такая ролевая модель принесёт им больше пользы, чем мне в своё время принесли Жасмин и Бэлль. О том, как эти малявки пинали ногами наши кресла и я делала замечания их родителям, как-нибудь в другой раз
Вначале плюсы. Моана - живая, активная, сомневающаяся, амбициозная, смелая. С ней действительно легко идентифицироваться. Она находится на распутье: идти по социально одобряемому пути, куда толкает её отец (а мать тихо сливается), занять высокое место в племенной иерархии или рискнуть всем, вызвать гнев отца, возможно стать изгойкой, но последовать за своими глубинными потребностями. В принципе, с похожим внутренним конфликтом сталкивается любая неконформная женщина (если, конечно, к моменту взросления у неё ещё остаются ресурсы, чтобы быть в контакте с этими потребностями).
У Моаны в кои-то веки нормальные, крепкие, не дистрофичные руки и ноги. Правда, мышц особо не видать, но это уже что-то. По крайней мере, понятно, как она смогла стать крутой мореплавательницей и скакать по пещерам-горам-островам.
Хорошо отражена тема предназначения и самореализации. Моана узнаёт, что её "выбрал океан" для важной миссии, и чувствует потребность реализовать её. Ей предстоит нарушить табу, которому подчиняется всё племя. Уплыть за риф в открытый океан, чтобы пофиксить проблему, из-за которой гибнет природа её родного острова (и здесь бы отлично пошла экологическая тема, но, увы, сценаристы обошлись магической). Вместо попыток взобраться повыше в женской иерархии - найти мужика, создать семью с детьми - Моана берёт на себя ответственность за спасение всего племени, причём не просто так на птичьих правах, а по статусу будущей вождицы. Приятное разнообразие, доложу я вам!
Мультик легко проходит тест Бехдель в разговорах Моаны с бабушкой Талой. Мудрая и ресурсная фигура, которая единственная видит в Моане её истинный потенциал. Однако понимает, как сложно той идти против родителей, и ждёт, пока Моана дозреет до своей миссии сама. Образ Талы крутой, как она общается с океаном и скатами, шутит над своей будущей смертью, хранит знания о кораблях, принимает свой статус "бабки с приветом", чтобы спокойно заниматься чем душа пожелает. Она была бы более интересной компаньонкой для Моаны, чем туповатый качок Мауи. Здесь мне видится отыгрывание уже описанного паттерна https://vk.com/wall-114625494_405, когда многообещающей персонажке нечего делать в сюжете: сценаристы выполнили квоту на "сильных женщин" и забили на неё. В данном случае буквально.
Мои опасения насчёт мужика-компаньона по большей части не оправдались. Он жизненно демонстрирует, с какими мужчинами женщине придётся иметь дело, раз уж они оказались —в одной лодке— на одном проекте (скажем, рабочем): сексизм, тупость, тщеславие, лень, страх и безответственность. После окончания совместного проекта Моана радостно распрощалась с этим чудом в перьях. Из других мужских персонажей заметен лишь отец Моаны - ограниченный, неспособный подстроиться под изменяющуюся среду и защитить своё племя от гибели. Я ж говорю, типично)
Радует, что мультик полностью состоит из полинезийских персонажек - в кои-то веки "дикарки" смогли разрулить свои проблемы без белых европейских спасительниц. Правда, полинезийки всё равно заметно стилизованы под белых, особенно Моана (а азиатки после таких мультиков выстраиваются в очередь на пластику век, но это уже другая история...)
Океан шикарный, чудеса компьютерной графики очень порадовали глаз. Интересные картинки как делались волны.
Теперь о минусах. Пропорции Моаны - типичная инфантилизированная гетеронормативность: подведённые глаза на пол-лица и огромная голова на узких плечах. Извините, но у женщин не бывает голова такой же ширины, как талия! Здесь видна такая черта гетеронормативности, как педофилизация - патриархально красивая женщина должна напоминать ребёнку. Кроме того, инфантилизация её внешности выполняет и другую функцию: намекать, что отсутствие мужика и детей - дело временное в силу неопределённо юного возраста.
Ну и обязательные волосы до попы, чтобы гарантированно залепили глаза при первом же ветерке - зрительницы видят, что по морю-то Моана ходит, но как бы не всерьёз. Главное её дело, как и у любой нормальной женщины - быть красивой.
Обнаженного тела много, однако оно смотрится в кои-то веки уместно, потому что это тропики, и окружающие мужчины одеты так же легко.
Следующий минус - нормализация физической агрессии мужчин, типа это смешно и норма. Физически крепкой (ну, по сравнению с прошлыми) героине даётся в компаньоны гипертрофированно раскачанный мужик, который значительную часть сюжета находится с ней в конфликте. И выражает своё раздражение тычками и бросками (под традиционным соусом "он не мудак, у него детские травмы").
Отец тоже распускает руки, когда пытается помешать Моане попробовать силы в мореплавании - хватает, переставляет с места на место. Это СИЛЬНО снижает убедительность Моаны в качестве героини-спасительницы. Можно было бы списать на то, что она героиня начинающая, но в мультике нет и намёка на то, что она потом заново оценила и переобозначила свои личные границы.
И это подводит к третьему минусу - Моана толком ни с кем не сражается. Даже главная типа врагиня - архетипическая фигура разгневанной богини - требует не сражаться с ней, а "найти подход" и "расколдовать", чтобы она обрела умиротворение и острова перестали разрушаться. Кто-то считает, что это достоинство мультика, мол, детей учат пацифизму и гуманности в наше жестокое время. Но как-то забывается, что целевая аудитория "Моаны" - девочки, а мальчики поголовно сидят на стрелялках с младшей школы. В общем, опять незаметно сливается женская воинственность, без которой невозможна самозащита. Если девочка в реальной жизни попробует "расколдовать" агрессоров и вернуть им сердце, вместо того чтобы накостылять или хотя бы грамотно смотаться подальше - ничем хорошим для неё это не кончится. Увы, этот урок девочкам придётся учить на собственном опыте.
https://vk.com/fem_happy_alone?w=wall-114625494_4165