Теперь каждый может побыть настоящим историком, раскапывая первичные документы.
Можно даже взять, и заказать в NARA аэрофотосъёмку Дубосеково, чтобы воочию увидеть там отсутствие позиций и следов эпичного четырёхчасового боя.
Но, в данном конкретном случае, поводом для восторгов послужила самая обыкновенная линейка на Яндекс-картах.
Стоило всего лишь сопоставить схему дорог Бельгии в 1914м с современной картой, и проложить путь от Намюра до Парижа через ряд известных пунктов, и вуаля - зная дистанцию максимального суточного перехода, возможно неопровержимо доказать, что даже если бы Гвардейский резервный корпус не отбыл на Восток, он всё равно совершенно никак не успевал к бою на Марне.
Последние форты Намюра пали 25 августа, и в тот же день Гвардейскому резервному корпусу было приказано выдвигаться на левый фланг 2-й армии, а XI на присоединение к 3-й армии. Однако, несмотря на то, что формально два корпуса освободились, немедленно выступить на соединение было невозможно, поскольку ещё предстояло привести войска в порядок после штурма. Приказ на отправку корпусов на Восточный фронт был издан 26 августа, но фактически отправку начали только 27 числа.
В это время 2-я армия Бюлова находилась на линии городков Марбе-Булонь-Фурми. Наиболее удобным путём от Намюра являлись дороги, проходящие через Филиппвилль-Курве-Шиме, либо через Шарлеруа-Бомон-Шиме. В обоих случаях, чтобы присоединиться к левому флангу армии в районе Фурми, Гвардейскому резервному корпусу предстояло преодолеть около 100 км. Учитывая средний темп продвижения наступающих корпусов в 20 км в сутки, Гвардейский резервный корпус уже отставал от основных сил на 5 переходов, а с учётом забитых тылами дорог и готовности выступить не ранее 27-го августа уже на 6-7 и, таким образом, совершенно никак не мог изменить сложившуюся на Марне ситуацию. Усугубляло положение то, что маршрут через Филиппвилль был уже выделен для переброски 11-го корпуса, а дорога через Шарлеруа использовалась 7-м резервным корпусом, направленным для осады Мобежа. И окончательно ставит точку в вопросе участия Гвардейского резервного корпуса в битве на Марне то, что Бюлов, после падения Намюра, отказался от подкреплений, посчитав, что сил у него и так достаточно (пресловутая уверенность в уже состоявшейся победе).
Myth busted.