Схождение, приятие и неприятие.
Часовщиками довольны, а живописью нет. Буквально копировать реальность - ребячество, как считали китайские мастера, нужно видеть сердцем, а глаза лишь ловят несовершенства мира несовершенством зрения.
Но всякое усилие сознания, всякое умозрение предполагает способность отвлечься от всего частного и преходящего в нашей жизни, отстраниться от самого предмета размышления. Китай и был таким предметом дружелюбно-отстраненного рассмотрения, располагавшимся в удобном отдалении от самого наблюдателя.
Чем объясняется такая неспособность оценить по достоинству именно классическую живопись иной цивилизации? Дело, очевидно, в том, что самое видение художника возникает не на голом месте, а опосредовано воспитавшей его культурой: художник "видит" лишь то, что позволяет ему видеть его художественная традиция