Zadira
13:29 09-02-2017 Техника безопасности для письменных практик.
Техника безопасности в целом общая для любых видов письменных практик. Здесь я приведу только ту часть, которая относится к индивидуальным занятиям.

1. Критичность к собственному состоянию, «контейнирование». Письменные практики не рекомендуются для самостоятельного применения людям в острых (а иногда и подострых) психотических состояниях, людям, страдающим от посттравматического стрессового расстройства; людям с серьезными трудностями переключения внимания. Если люди в этих состояниях хотят использовать письменные практики, это возможно делать в присутствии профессионала – специалиста в области психического здоровья. Этот профессионал вовсе не обязательно должен иметь доступ к записям, достаточно его присутствия во время письменного самоисследования и доступности в период после завершения письма.

2. Организация условий для занятий письменными практиками: важно, чтобы пишущего не тревожили и чтобы ему было комфортно. Некоторым людям комфортнее писать в полном одиночестве, кому-то – в окружении не вмешивающихся в его жизнь незнакомцев (в кафе, в метро и т.п.), кому-то – в специальной группе, посвященной письменным практикам. Некоторым людям перед началом собственно самоисследования оказывается полезно выписать на отдельный лист бумаги все мысли и заботы, мешающие сосредоточиться.

3. Обеспечение поддержки в случае необходимости. Иногда письменное исследование значимых и болезненных тем приводит к временному ухудшению эмоционального состояния. Важно, чтобы человек знал об этой возможности и заранее продумал, какая поддержка в этом случае может быть ему полезна, и как ее себе обеспечить. Особенно это касается людей с хроническими заболеваниями, склонностью к самоповреждению, аддикциями и нарушениями пищевого поведения.

4. Приватность. Если текст, который пишет человек, будет доступен для прочтения кем-то другим, это сразу серьезно ограничивает возможности выражения переживаний, подвергает его цензуре. Важно, чтобы у человека была возможность никому не показывать написанное и не читать его вслух. Если человек хочет сохранить свои записи, а не уничтожать их, важно позаботиться об обеспечении реализации права на тайну частной жизни.

5. Право не писать, о чем не хочется. В каждый конкретный момент времени человек способен выдержать какой-то определенный «объем» осознавания. Выход за его пределы сопровождается очень сильным нежеланием продолжать писать. Это ощущение следует воспринимать как своего рода «предохранитель», и не заставлять себя писать о том, о чем совсем не хочется. Если какая-то письменная практика не приносит пользы, нет смысла продолжать ее, можно попробовать что-то другое (даже на группе, когда все остальные участники выполняют данное фасилитатором задание; хорошо, когда у фасилитатора есть альтернативное задание как раз на этот случай).

6. Обратная зависимость между психоэмоциональным комфортом человека и уровнем структурированности заданий. Чем больший стресс испытывает человек на момент письменного самоисследования, тем более структурированным должно быть упражнение.

В том, что касается регулярности письменных практик, единых «правил» нет. Для кого-то на данном этапе жизни оказывается эффективнее ежедневное письмо по 10-20 минут, для кого-то – уход в «писательское погружение» на несколько дней. В этом, как и во многом другом, касающемся письменных практик (например, выбора типа письменной практики для конкретной ситуации), пишущий может положиться на свою интуицию.