Эльдарко вчера побывала на органном концерте в Московском Доме Музыки и получила огромное удовольствие. Рассказывать о том, как звучит орган вживую бесполезно, это надо идти и слушать. Ещё до того я послушала Фантазию соль мажор И.С. Баха несколько раз на ю-тубе... когда пришла домой послушала ещё раз. Ну... в общем, мелодия узнаваемая, но басы напрочь обрезаны, и верхние ноты не такие яркие. Нет того объёма, какой имел место в зале, при живом исполнении. Это надо мощную стерео систему и хорошую запись, чтобы услышать в более менее приемлемом качестве, и всё равно вряд ли дома получится воспроизвести такой эффект.
Кроме того, слушать такую музыку надо не отвлекаясь, параллельно ффтыкая в интернет, играя или работа, ибо бесполезно. Упустишь все нюансы. Если хочешь услышать орган во всей красе, увы, это только в зале. Эльдарко в полном восхищении, даже не знаю, это у меня такие глюки или действительно имеет место почти что эффект инфразвука, который передаёт едва слышный рокот как будто собирающейся грозы, при этом, как мне показалось, в резонансе вибрировал не только воздух, но и пол (вот у меня было явное такое чувство, что пол как будто бы вибрировал под ногами на особенно низких нотах).
В исполнении немецкого органиста Людгера Ломана вчера прозвучали Фантазия соль мажор И.С. Баха, Фантазия на тему "до-ре-ми-фа-соль-ля" И.Я. Фробергера, Фантазия и фуга ре минор, Фантазия и фуга на тему хорала "Пробудитесь, взывает к вам глас..." Макса Регера и Пассакалья на тему финского хорала "Благословенный день вновь принесёт нам Свет" Гюнтера Рафаэля. Два часа пролетели на одном дыхании. Это было бесподобно, очень эльдарская музыка! Людгер играл вдохновенно. Я даже не ожидала. Слушатели были в восторге, вызывали на бис. Напоследок он исполнил ещё один небольшой фрагмент. В конце эльдарко даже была несколько разочарована, что всё так быстро закончилось.
Интересный эффект, когда словно бы играет несколько инструментов, причём эээ... как бэ одну мелодию, но вразнобой, что ли (фуга?), эльдарко задумывалась, как это достигается. Ну вот не музыкант я от слова "совсем", это надо у братьев спрашивать, им было бы понятней. Мне кажется, этот эффект из-за разной длительности звучания низких и высоких нот. Пока длинная труба долго выпевают низкую ноту басом, более высокие ноты уже улетают вперёд, отсюда и получается такой многоголосый хор, словно играет небольшой оркестр. Эльдарко просто влюбилась в орган! Хочу как-нибудь повторить ибо дома воспроизвести невозможно, см. выше.
Эльдарко взяла билет на третий ряд в партер, чтобы была возможность также понаблюдать за работой органиста, зело интересно, как человек справляется с таким количеством регистров и клавиатур (это ж надо, сколько труб подключено! Больше, чем в РБМК!) насколько это получится из зрительного зала. Приводы чисто механические. Как говорил сам господин Ломан, он как раз предпочитает чистую механику электроприводу, поскольку так не теряется контакт с инструментом. Тонкостей не знаю, как идёт управление клапанами, индивидуальное или групповое, или и то, и другое возможно (и сколько максимум труб в группе? на РБМК ВИУРу больше 4х стержней за раз не выдают!), по моим наблюдениям, на особо насыщенных моментах, когда звучит гимн, как в готическом соборе, получить такой звук требует довольно таки приличных усилий. По сути, все клапаны управляются вручную, а приводы там довольно таки длинные, как рули на самолёте. Слышала, будто бы Бах в возрасте около 9 лет уже играл на органе. Однако осилит ли ребёнок "продавить" все нижние регистры вручную или он использовал только те, что полегче? Всё это очень необычно.
Современные органы также имеют электроприводы, это почти как системы управления оборудованием, когда сигнал с пульта подаётся на исполнительный механизм, и электропривод выполняет нужное действие, в данном случае открывает воздушный клапан. В принципе, эдак можно обойтись вообще без человека, моя думай, не проблема написать программу на любое сочинение, компьютер в нужном порядке будет подавать сигнал на открытие задвижек, и музыка будет куда более техничной. Потребуется только ITшник, можно вообще без слуха, лишь бы хорошо знал программный код. Живое исполнение от этого, конечно, пострадает. Однако не исключено, что в будущем будут такие турниры между программистами-органистами, когда свои фуги они будут приносить на флэшках.
Ну и также посмотрела на лужковский новодел Дом Музыки изнутри, в принципе, всё довольно мило. Светлановский зал облицован светлым деревом, сибирской лиственницей. Может, это очередной эльдарский глюк, однако мне показалось, что в зале чуть пахнет смолистым деревом. В принципе, открытие было аж в 2002 году, за это время уже всё выдохлось, однако на грани восприятия было такое ощущение. А также эльдарко выгуляла новое платье с стиле 60-х а ля розовый костюм Джеки Кеннеди, только без шляпки.
В общем, вечер прошёл не зря. Эльдарко рада, что вытряхнула себя из дома, несмотря на плохую погоду, и попала на это замечательный концерт и именно на этого исполнителя. Людгера Ломана в интернетах очень хвалят, с чем я могу согласится. Не ожидала от классического музыканта такого эмоционального исполнения, обычно они все чопроные и сухие, озабочены точностью воспроизведения нот и играют так, словно только для профессионалов. Однозначно, немецкий органист играл для всех и каждого. К сожалению, не нашла его концертной записи в хорошем качестве, увы, на ю-тубе есть только любительское видео откуда-то с балкона.