На этот раз занятие по теории музыки было на тему "Сонатная форма".
Нам, кроме увлекательного рассказа ведущей цикл лекций о музыке, показали так же видео с музыкантом Уинтоном Марсалисом, который очень юным американцам объяснял что такое сонатная форма на примере схем и живого исполнения оркестром музыкальных фрагментов. Структура сонаты - это экспозиция, разработка, кульминация. Так же, используется принцип репризы. Когда в конце повторяется то же, что и в начале.
Используются 2 темы. Главная и сопутствующая. В стадии экспозиции темы презентуются. Потом, в стадии развития они взаимодействуют, как бы конфликтуя между собой, вступают в переговоры и то приходят к согласию, то нет. На этой стадии каждая из двух тем может быть в разном ритме. На стадии кульминации же воцаряется гармония и согласие между двумя темами.
Так же, сонатная форма в музыке основывается на контрасте. Чему была очень впечатляющая иллюстрация в виде "Ромео и Джульетты" Чайковского. Главная тема вражды. В жестком ритме, мрачная, агрессивная, в минорном ладу. Сопутствующая тема любви же, конечно, нежная лирическая, в мажорном ладу.
Может быть еще третья тема для вступления. Как в случае с "Ромео и Джульеттой", тема пастыря. В добавок ко всему, хочу сказать, что именно на этом примере, я, как никогда, до этого ощутила, что Чайковский - гений. Почти буквально довел до слез.
В конце данного произведения звучала кода. А "кода" в переводе с итальянского - "хвостик".
Ну и, заодно, увертюра - одночастная симфония.