Вчера, в пятницу 05.05. посетили с Тарантулом органный концерт в большом зале Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского где у главного входа посетителей приветствует сам Пётр Ильич с вдохновенно поднятой рукой. Выступал маэстро Оливье Латри, титулярный органист Собора Парижской Богоматери. В первом отделении были исполнены приведения Баха (как это органный концерт и без Иоганна нашего Себастьяна!) и французских композиторов Форе, Пьерне, Видора и Дюпре. Если сочинения Форе, Пьерне, Видор были не совсем для органа, скорее для оркестра (тем не менее, возможности органа вполне позволяют исполнить их с присущим этому инструменту колоритом), то прелюдия и фуга си мажор сочинения 7 № 1 Дюпре - настоящая органная музыка, когда задействовано множество регистров, от самых высоких до басов. Фуги на органе вообще звучат потрясающе.
Во втором отделении, маэстро, как и обещал, импровизировал на предложенные слушателями темы. в приближении Дня Победы, были выбраны мотивы известных песен о войне. Это было необычно, услышать знакомые мелодии на органе. Маэстро с задачей справился. "Смуглянка" вообще, оказалась словно специально написана для органа. Мелодия прозвучала весьма готично и грозно. В исходном варианте это, всё же, скорее песня о любви, в импровизации органиста она поменяла настроение, звучали больше военные темы.
По сравнению с немецким музыкантом Людгером Ломаном, у Латри более лиричная манера исполнения, и выбор композиций тоже. Маэстро Ломан играл произведения немецких композиторов, а немцам свойственная более монументальный и сдержанный стиль в искусстве. Орган МГК также, в отличие от инструмента в Доме музыки, исторический, имеет тёплый, ламповый звук, украшен резьбой по дереву с различными завитушками. Звучит куда более мягко (в ММДМ басы глубже, ИМХО, и эффект dolby surround полнее), тем не менее тоже весьма впечатляет звучание этого инструмента. Кста, как сообщают на сайте МГК, орган там французский, и этот выбор предложил Видор, когда посещал Москву. Орган большого зала установлен в Москве в 1900/1901 г. И Шарль-Мари Видор лично на нём сыграл. В 1988 г. органу был присвоен статус художественно-исторического памятника.
Большой зал консерватории тоже более камерный и винтажный, по сравнению с хай-тековским Светлановским залом ММДМ.
Было бы ещё интересно посетить органный концерт в соборе (в Москве два таких собора, где проходят концерты, католический и лютеранский, в католическом орган вроде как больше), и послушать музыку в аутентичной обстановке.
И в заключении - Сезар Франк в исполнении Оливье Латри.