Вернулась со спектакля "Все оттенки голубого" Сатирикона и не могу отойти, в голове все время крутятся мысли.
Современная пьеса Владимира Зайцева о том, как парень признался родителям, что он гей. Родители, которые на грани развода, начали делать все возможное, чтобы "вылечить" своего ребенка. Тут и искусством пытались влиять, и жрицу любви привели, и Плей бой принесли, и к бесогону-экстрасенсу отвели, а в итоге довели до психушки, откуда мальчик уже не вышел. Родители не смогли принять и понять своего ребенка, а это страшнее всего. С учетом того, что действие происходит в России, становится еще более страшно.
Спектакль начался довольно светло и смешно, но закончился очень трагично. Наводит на мысли о том, а чем провинился этот мальчик?
Я не знаю, откуда это идет, не вдавалась в историю, но я заметила, что в нашей стране особенно остры вопросы личной жизни. Может, сейчас что-то меняется, но очень часто:
- люди живут вместе и не расходятся из-за детей, хотя давно бы разошлись и жили счастливо отдельно.
- быть одному в определенном возрасте считается более чем странным,
- не родить ребенка до 30 лет значит постоянно отвечать на вопросы, а когда дети.
- пожениться, но не заводить детей тоже странно, начинаются вопросы
- жить долго вместе и не расписываться - это вдвойне странно, ведь чего тянуть, когда столько вместе
- ходить за руку с любимым человеком, когда вы уже давно замужем, оба не дети не принято
- детям катастрофически мало говорят вслух банальные "Я тебя люблю"
Наверное, я что-то упустила, но эти пункты сразу пришли в голову. И вот у меня простой вопрос: а какое собачье дело окружающим до того, кто с кем, когда? Что за бестактность задавать вопросы о детях, женитьбе? И ситуация с нетрадиционной ориентацией. Да какая разница, кто и с кем спит? Это может быть приятно или неприятно, но почему это вызывает часто в обществе резкую агрессию? Получается, если ты не такой, как все, то это странно, плохо, ненормально, и это касается не только личной жизни. Причем у нас в стране шифруются, а в Испании я реально видела двух геев, которые остановились по середине улицы и начали целоваться, потом пошли спокойно дальше за ручки по улице. Конечно, я чуть не подавилась бутербродом, отвернулась, потому что неловко было быть случайным свидетелем, но при этом я не считаю, что это что-то катастрофически ужасное. У каждого свой выбор. И это не говорит, что те ребята - плохие.
Так вот в спектакле как раз этот мальчик, у которого признание вырвалось на эмоциях, потому что его предупреждали молчать, проходит все круги непонимания, точнее нежелания понять. Конечно, если бы мой ребенок так заявил, я была бы в шоке, но надо разговаривать с человеком, а не насиловать его до смерти в прямом смысле.
Для меня "Все оттенки голубого" - сильнейший спектакль Сатирикона. Не все зрители приняли спектакль, рядом со мной пенсионного возраста дама возмущалась о том, что она не хочет знать такой жизни, зачем это показывают со сцены, считала всё пропагандой. Что ж, ее право, только пропаганды там нет ни на миг. Это единственный спектакль из всех, что я смотрела, где стоит отметка 21+