14:42 05-07-2017 Алтай, часть первая
[изображение]
Поездка началась с того, что мы привезли в солнечный Алтай московскую погоду.
Вообще при авиаперелетах возникает забавное ощущение. Вот идёт самолет на эшелоне, скажем, 10 км - всё хорошо, погода отличная, вверху безоблачное небо, светит солнышко, и тебе кажется, что так оно и будет на земле. Вот идём на снижение - внизу, красиво подсвеченный утренним солнцем, лежит ровный сплошной слой белоснежных райских облаков. Сплошной слой... Вашу ж мамашу! И вот самолет проходит этот слой, ты прощаешься с небом, солнечное настроение улетучивается, когда выныриваешь из нижнего края облаков, вокруг пасмурность, смотришь, что там внизу - о май гад, а там вместо земли второй слой облаков! Проходим и его, вокруг становится совсем темно и грустно, а внизу - наконец-то земля, и она ещё и в тумане! Условия для захода на посадку были не самые идеальные, борт ощутимо тряхнуло при касании ВПП, и аэропорт Барнаула встретил нас +13 градусами, леденящим ветром и начинающимся дождём. Местные сами удивляются - ничто не предвещало такой погоды именно в этот день, деньки стоят отличные!
Далее мы отправились на машине в Горно-Алтайск. Барнаул является столицей Алтайского края. А Горно-Алтайск является столицей Республики Алтай, "настоящего" горного Алтая, и находится практически на границе этих двух регионов. Вообще самолеты летают и непосредственно в Горно-Алтайск, но редко, неправда и дорого. Из Горно-Алтайска мы, уже с велосипедами на крыше, отправляемся на точку, из которой на следующий день начнётся наше великое велопутешествие на юго-восток - это Семинский перевал, самая высокая точка Чуйского тракта, где расположена база "Динамо". 1700 метров, ливень, горы практически теряются во мгле. Иногда дождь всё-таки ослабевает, пробуем велики - обычные дорожные. Тяжеловат, посадка непривычная для меня, но главное чтобы был надежен. Замечаю, что постоянно дышу чуть учащенно, хотя нагрузки практически нет - просто разреженный воздух непривычен для меня, жителя равнин.
[изображение]
Сама база настолько типично-советская, что это даже забавно. Угорщина. Anyway, на следущий день наша московская погодная карма начала рассеиваться, как и тучи. Проснулся при ярком солнце.
[изображение]
Попил из ручья, позавтракали, приторочили седельные сумки к великам - и в путь. Первые 13 км сегодняшнего пути - чистый фан, постоянный спуск.
[изображение]
Трудно удержаться от того, чтобы останавливаться через каждые 50 метров и фотографировать, фотографировать... Второй день не могу привыкнуть к тому, что за каждым перевалом и поворотом этот край открывает тебе новые ландшафтные красоты. Как неравномерно и несправедливо распределены они на Земле!
После спуска едем по равнинам, на небо налетают кучевые облака, Алтай снова пугает, поигрывает мускулами, создавая впечатление, что армия Мордора потихоньку приближается. Но дождевики так и не понадобились.
[изображение]
[изображение]
Наш ночлег будет в Онгудае, центре Онгудайского района (который один чуть ли не больше всей Московской области). По сути - это большое село с древней историей.
Hollywood-style.
[изображение]
Первые 55 км позади. Тут останавливаемся в комфортабельном гостевом домике с душем и вайфаем, и первое, что надо сделать, остановившись на отдых... это полезть на гору!
[изображение]
Горы отодвигают небо очень высоко, ощущаешь себя паучком в исполинской чаше-долине, где и расположен Онгудай, а оттенков изумрудного тут едва ли меньше, чем в Ирландии.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
[изображение]
На следующий день предстоял великий подвиг - вскарабкаться на перевал Чике-Таман, 1300 метров. Проснувшись утром, я обнаружил, что таки слегка сгорел вчера, несмотря на то, что местами было даже пасмурно. Моя бледная кожа северного викинга не привыкла к злому горному солнцу. Потому отныне сурово намазывался солнцезащитным кремом, длинные рукава, велоперчатки - всё по хардкору. В общем, всё это спасло, несмотря на то, что отныне и до упора стояла жара 27-33 градуса.
[изображение]
Последний привал перед подъемом. Набираем воду из очередной речки. Все реки горные, чистые. Тут сильно удивила бы фраза "заехать в магазин, купить акве минерале". Чувствуешь себя в каком-то фэнтези, Валинор или как оно там. Не хватает только единорогов, хотя лошадей повсюду пасётся много. Ещё больше коров и овец. Причём они абсолютно пофигистичные. Стоит так вот корова посреди Чуйского тракта, прямо на шоссе, меланхолично уставившись на нас. С другой стороны несется фура, прямо по коровьей полосе. Корова ноль внимания, даже не оборачивается на неё. Водитель уже даже не сигналит, знает что бесполезно - едва сбрасывая скорость, пылит по обочине и проносится мимо коровы. Та даже не шелохнулась. Такие вот священные алтайские животные.
[изображение]
Сразу после привала мы проезжаем "ободряющий" знак: следующие 4 км - подъём. Перевал Чике-Таман. Скажу честно - я из этих 4 км проехал, думаю, меньше половины. Остальные шёл пешком, ведя железного коня под узцы. Тяжелый велик, седельные сумки, не особо спортивная посадка - не слишком приспособлено всё это к таким крутым подъёмам, даже на самой низкой передаче. А подъём и правда был крут!
[изображение]
Эта фотография где-то с середины пути, снятая вдоль серпантина. Наверху же не сказать, чтобы я сильно впечатлился. Из-за такой высоты горизонт уже кажется каким-то... ровным, а я сюда ехал не за этим! Горы далеко вдали, долина далеко внизу, да, панорама неплохая со смотровой площадки, но не более. Тут же вездесущие торговцы медом и медовухой, орехами и магнитами. На некоторых деревьях повязаны белые ленточки - это не митинги, это старинные обряды. И пирамидка из камней.
[изображение]
На этот верхний камешек я умудрился положить ещё один! Навыки стаканных строек в Атриуме ещё живы!
Зато какой был с этого перевала спуск! Крутейший (во всех смыслах) горный серпантин, бешеная скорость, повороты, которые хорошо бы проходить вообще как на спидбайке, чуть касаясь коленом асфальта. Несколько минут чистого адреналина и безумия (с такими-то сумками!). Эмоциональная зарядка на остаток пути. После такого полета-пикирования вниз грех жаловаться на остальной сложный путь.
Очередной привал на полях Элизиума. Ледяная вода горной речки, кружевной тенёк деревьев, перекус - что ещё для счастья надо после велодня под палящим солнцем?
[изображение]
Рядом пасутся велики.
[изображение]
А уже вскоре мы прибыли на очередной ночлег. Ещё 45 км позади, останавливаемся на местной базе для рафтеров - тут уже всё без сантиментов. Деревянные домики, удобства - на улице, умывальники там же, вода - в речке, как обычно. Горячая вода?.. Кто тут замерз? Во второй половине дня всю базу накрывает спасительная тень от огромной отвесной скалы, у подножия которой домики и примостились. В небе кружат всякие орлы-ястребы, иногда спускаясь совсем низко.
[изображение]
Они охотятся на этих милых хвостатых зверьков размеров чуть поменьше белки с грозным названием "имуранг".
[изображение]
Место "водозабора" напоминает чуть ли не Амазонку.
[изображение]
Эта речушка впадает в Катунь.
[изображение]
Неподалеку расположен Ильгуменский порог, через который и стартуют рафтеры. Пятая категория сложности, если я правильно помню. Но фиг с ним, я вам его не покажу, я вам потом другой порог покажу. А я отправился прочь от скалы и тени снимать закатную долину. Это вот то место и время, когда сидишь на камне в чистом поле, рядом пасутся коровы, вокруг никого, горы переливаются всеми оттенками закатных лучей, наступает ночная прохлада, а ты понимаешь, что должен быть вот именно здесь и сейчас, и никак иначе.
[изображение]
Далее - золотой Ленин, дурацкая история автомобильной любви, я с температурой, гейзеровое озеро и эдельвейс.
Комментарии: