14:36 12-07-2017 Алтай, часть последняя
[изображение]
На следующий день продолжили путь по живописному Чуйскому тракту. Я уже начал привыкать к горным дорогам, где идёт либо спуск, либо подъём, где надо постоянно переключаться по всему диапазону передач, рассчитывать силы. Просто ехал и наслаждался видами. Солнце, смирившись с тем, что я полностью укутан в одежды и кремы, тоже перестало беспокоить.
А посмотреть по прежнему было на что! Пейзаж у села Малый Яломан.
[изображение]
Вообще местность не сказать чтобы была совсем дикая. За наш день (то есть в среднем за 50 км) 3-4 места, где можно поесть, закупиться, устроиться на ночлег, точно встретишь. После нашего Подмосковья, где все друг у друга на головах сидят, это кажется пустынно, но в целом Чуйский тракт обитаем; как в стороне от него - не знаю. Другое дело, что это всё крошечные поселения, зачастую всего из пары десятков домов, из которых половина, подозреваю, работают на местные заведения, а остальные заняты традиционным выпасом скота. Мне сообщали, что при определенном количестве голов это дело очень даже прибыльное. По внешнему виду поселений сложно сказать об уровне жизни. С одной стороны - встречаются очень приличные машины. Об авто, как и везде в России, заботятся так, как ни о каком другом члене семьи. Моют, чистят до блеска, своевременно выправляют все царапины и вмятины. С другой стороны, всё это великолепие автопрома зачастую находится в таком гадюшнике, что непонятно, либо это менталитет не позволяет поправить, наконец, покосившийся забор и приколотить висящую на одной петле калитку, то ли это горячие горные понты заставляют на последние кредиты взять неплохую иномарку, забив на всё остальное. Нет, понятно, что в таких местах без машины никуда, но контраст их с остальным окружением разителен.
На окраине одного из таких скоплений домой, которое и деревней-то сложно назвать, внезапно стоит "золотой Ленин".
[изображение]
Под определенным углом к солнцу этот желтый цвет и правда слегка поблескивает. Зачем его здесь поставили, кто-что - непонятно. Но Ильич, туманным взором обозревающий далекие горы, хорош.
Иногда встречались и ровные места в долинах, вот здесь, наконец-то, можно было ехать, вообще не напрягаясь, лишь иногда останавливаясь, чтобы сделать хороший кадр.
[изображение]
Слияние рек Катуни и Чуи. Это скала - тоже некое священное место, деревья и кусты увешаны ленточками, таблички просят соблюдать тишину.
[изображение]
И далее Чуйский тракт уже идёт непосредственно вдоль Чуи.
[изображение]
Петроглифы.
[изображение]
Многие народы тут отмечались за тысячелетия, из которых запомнил скифов и сарматов. Менялись эпохи и люди, а место оставалось священным. В итоге на камнях получилась сборная солянка, из сравнений элементов которой очень хорошо определяется культурный и общий уровень того или иного общества.
От духовного - к материальному. Пара слов о еде. Везде есть национальные блюда, лагман, шурпа, много блюд из баранины, всё мега-жирное, порции большие. Тут не поднесут первое блюдо в крошечной чашке, как в столичных бизнес-ланчах. Не поднесут в том числе и потому, что тут практически везде самообслуживание. Это не какой-то этно-заповедник, где наряженные в национальные костюмы местные развлекают туристов - нет, обычные советские кафе-столовые для дальнобойщиков и таких вот любителей экстрима. Туристической инфраструктуре на Алтае ещё предстоит долгий путь. Соответственно, каких-то кулинарных изысков тут для себя не открыл. И лагман тут местами неправильный, и всё это я в принципе ел и раньше. Впрочем, с национальными блюдами оно часто так - в Ирландии мясо с картошкой, в Словакии - мясо и картошка, а здесь - картошка с мясом. Вопрос лишь в том, что добавить в блюдо в качестве приправы. Я местные приправы и так часто использую, так что для меня было довольно привычно. Не за этим сюда ехал.
Ехал за другим. Вот очередные 60 км позади, и останавливаемся на очередной турбазе вида "умывальник - по той тропинке, туалет - по той". Впрочем, достаточно цивильной и уютной базе, а самое главное - фиг с ней с едой, с удобствами - где ещё ты будешь любоваться такими видами?
[изображение]
[изображение]
Попарился чуток в бане, поужинал для разнообразия на этот раз обычным гуляшом с картофельным пюре, с прекрасным самочувствием лёг спать... А потом началось! Посреди ночи проснулся с лёгкой тошнотой. А потом во весь рост покатили последствия, как при сильнейшем пищевом отравлении. Крутило остаток ночи. Не мог ничего даже пить - всё обратно. Не спал остаток ночи. Утром, обессилевший, с измученным организмом, без завтрака и даже глотка воды, покатил дальше. А что делать? Я сам был в шоке, и чем тут могли помочь спутники? Огранизм (не буду исправлять) выкинул какой-то совсем уж непонятный и неуместный фортель.
Скажу сразу - так толком и не поняли, что это было, но в течении дня состояние продолжало ухудшаться, начала подниматься температура. Скорее всего, это была резкая вспышка-реакция организма на то, что я постоянно пил дофига ледяной воды из ручьёв. Возможно, защита где-то дала сбой. Прошла эта вспышка очень быстро, уже назавтра всё было куда лучше. Но этот день был физически, наверное, одним из самых сложных в моей жизни, без преувеличения. Горные подъёмы казались нескончаемыми, я был обезвожен, сил иногда не оставалось вовсе не то что крутить педали, а и держать руль ровно. Ехали, наверное, в два раза дольше, чем могли бы, а выход, если что, был бы только один: пытаться поймать машину, куда можно погрузить велики - и до следующего места ночлега. Но таки - доехал!
А теперь, после слезливой истории, вернёмся от моего организма к тому, что было вокруг него. А путь-то был интересный и живописный! Вот этот памятник шоферам горных дорог запомнился мне тем, что здесь я наконец, попробовал сделать первый маленький глоток воды.
[изображение]
[изображение]
И после всего лишь одного глотка всего лишь воды измученный больной Тарантул тут же начал строить из себя крутого водилу.
[изображение]
На трех колоннах постамента поведана достаточно идиотская история. Ну или просто я уже старый.
"На могилу полОжили фару..." Мда.
[изображение]
Водопад Ширлак. От шоссе к его подножию ведет по склону очень крутая тропинка.
[изображение]
Я по ней забирался, наверное, полчаса, так что меня хватило только на то, чтобы сесть у водопада, опустить руки в поток и желать заночевать прямо здесь. Потому вот вам ещё одно фото этого водопада, сделанное через два дня, когда мы возвращались обратно на микроавтобусе и сделали здесь небольшую остановку. На этот раз Тарантул здорового человека взлетел по тропинке за две минуты, вскарабкался на один из камней непосредственно у струй и сделал уже такое фото, за которое не стыдно.
[изображение]
А неполадеку там ещё растет (по кр.мере при мне рос, я не сорвал ) эдельвейс. Мне сказали, что это не горный, который растет только совсем высоко, а некий сибирский... Anyway, какой есть.
[изображение]
Порог восьмого уровня Бегемот. Печально известный.
[изображение]
По-моему, это всё, что я запомнил за день. Что-то мы ещё проезжали, но я был уже совсем плохой, после очередных 50 км добрались, наконец, до цивильной гостиницы с горячей водой и душем, температура срубила меня окончательно и я завалился спать. End of the day.
На следующий день всё было куда радостней. Во-первых, можно было вообще никуда не ехать - это было конечное базирование на нашем пути, так что можно было валяться на кровати весь день. Во-вторых, можно было ехать дальше только до той точки, которую осилишь, точно зная, какой путь возвращения предстоит. В-третьих, отстегнули с велосипедов седельные сумки и оставили в гостинице - теперь велосипеды стали легче. А самое главное - я чувствовал себя уже гораздо лучше! Съев богатырский завтрак, я решил проехаться как минимум к гейзеровому озеру, до него всего-то километра четыре, но места живописные.
[изображение]
[изображение]
В этом болотном озерце какие-то газы поднимаются со дна, всё постоянно переливается.
Громкое прозвище "Глаз мира"! Ну а почему бы и нет.
[изображение]
[изображение]
Вот, а дальше я не поехал, опасаясь, как бы едва очнувшийся организм не устроил очередной эпик фейл, так что решил закончить свой велопробег и вернуться в гостиницу. Вручил приятелю фотик, провел подробнейшую лекцию по особенностям художественной фотосъёмки применительно к данному аппарату (т.е. бросил напоследок фразу "снимай больше крупных планов!") и покатил восвояси вздремнуть ещё чуток.
Ну а товарищи добрались до равнины, с которой открываются красивые виды на снежные горы, и вот такие получились снимки (и в начале поста тоже оттуда).
[изображение]
[изображение]
В концу дня я совсем очнулся и решил посмотреть, где я вообще нахожусь. Взяв с собой перекус, вскарабкался ужинать на высоту. Село Акташ при СССР было привязано к добывающему предприятию. Потом всё закончилось. Казалось бы - солнечная идиллия.
[изображение]
А начинаешь приглядываться - половина домов заброшена, разрушена, повсюду руины и запустение. Какой контраст опустошения за несколько лет, по сравнению с природой, которая выстраивает свои пейзажи сотнями миллионов лет!
[изображение]
[изображение]
Собственно, всё. На следующий день нас ожидало подмоторенное возвращение в Горно-Алтайск, по таким уже знакомым местам... Там, в цивилизации, ждала гостиница с ванной, холодильник с нормальным пивом (после местного гадостного барнаульского, бесхитростно скрывающегося за названиями "Немецкое" и "Чешское"), а затем ночной путь в Барнаул и утренний рейс в Москву. Взлетели в 8:10, летели четыре часа, посадка была в 8:25. Длинное утро.
[изображение]
Из Алтая привезли с собой хорошую погоду. Я сначала даже испугался, выйдя из терминала Домодедово - опять солнце?! Но это было наше скромное низинное солнышко и всего лишь +19. Впрочем, и это быстро закончилось.
Алтай великолепен. Я не знаю, что ещё красивей можно увидеть на природе. Пора снова осваивать города!
Комментарии: