Начало прошлой части обзора открывала картинка со мной, стоящим на фоне отцовского служебного Фольксвагена. А морда у машины помята вот почему. Отцу много приходилось колесить по окрестностям в ходе рабочих разъездов; а дороги те еще, местность часто пересечённая, ямы да овраги. Машина частенько ломалась, приходилось чинить на месте или долго ждать помощи, мобильной связи ведь ещё не было. В этот раз отказали тормоза, и где… на виляющей горной дороге под уклон! Благо, впереди шел джип-пикап, полный кузов африканцев. Это местный общественный транспорт: что ни грузовик – попутка. Ну и отец, не долго размышляя, включает пониженную передачу и направляет свой микроавтобус в задницу пикапа. Бам! Пара десятков вытаращенных белых глаз на черных лицах. Ба-бам ещё раз! Кое-как остановились оба. Хорошо, что удалось объяснить произошедшее: не только мирно разошлись, но ангольцы ещё и помощь позвали. А могли б всем скопом в пропасть улететь.
[изображение]
Новый 1984-ый год и я в костюме Герра Зайчега.
Я доволен так как получил в подарок машинку, болид Формулы1, обрамлённую шариками скусной жевательной резинки.
Чем в Анголе занимался лично я.
Ну, самый неуёмный детский восторг вызывало купание в море-океане. Увы, доступно было только по выходным. Большую же часть недели пятилетний ребёнок проводил дома. Телевизора нету, мультиков нету, детей поблизости – только негритята внизу, школа ж неподалёку; но к ним не пускали. Пока мама хозяйничала по дому и учила португальский, мне приходилось глядеть вниз с балкона. И вид на город, конечно, хорош. Не живописен, да я тогда такого б и не понял... просто, интересно. Люди идут, машина едет, голуби воркуют. Вот короткий сезон дождей: две недели подряд ливень и все улицы постепенно затапливает. Местные жители бредут по колено, а где и по пояс в воде, и машины – что твои катера, рассекают воду, порождая волны! Пустырь подле дома превратился в озеро с островом посередине и школой на нём. В гигантской луже прям под окнами купались чернокожие дети. Как же хотелось к ним! Поплескаться в дождевой воде, смешанной с собачьим дерьмом и содержимым переполненной канализации, долго после окончания непогоды не высыхающей и уже начинающей зацветать. На край водоёма (или это солончак был?) прилетели фламинго, мнооого.
К концу недели существования никак не желающего пересыхать водоёма, его таки решили засыпать. Негритята съезжали и ныряли в воду прям с привезённых куч песка и смотреть на это в гордом одиночестве верхнего этажа стало уже совсем невыносимо. Я прятался в глубь квартиры и пытался там отвлечься глянцевыми проспектами автомарок Volkswagen, Unimog, Land Rover и Toyota, откуда-то взяшимися у нас в доме. Вырезал автомобили, наклеивал в альбом и затем неумело их срисовывал. Приобрёл тогда страсть к рисованию. В моей комнате висел принт с красивым лошадиным портретом и высшим достижением моего художественного таланта того времени стало его копирование. Я до сих пор двумя взмахами карандаша или же пальца по кузову грязной машины смогу воспроизвести ту самую лошадь. А ещё отец притаскивал мне разные отслужившие своё вещицы с работы, например, совсем старый португальский электросчётчик. Давал мне отвёртку, и я увлечённое прибор разбирал. Этим можно было занять меня на несколько дней, так как после разбора я безуспешно пытался собрать счётчик "как было" и вновь заставить его работать.
У меня, как сейчас помню, был цветастый комикс "Алекс-победитель", про древний Рим и гладиаторов. Ни слова не понимал на португальском (по-русски я уже начинал читать и даже мог что-то простое написать, типа своего имени - "BNTR", а так же мы с мамой читали слова написанные латиницей), зато фантазию развивал. В то время мы не были ещё толком знакомы с графическими новеллами, не считать же таковыми краткие рассказы в картинках из детских журналов... но у меня обнаружились свои сверхспособности. Был я в детстве необычайно для нынешней своей округлой формы гибок. И обожал грызть ногти. На ногах. Но сверхспособность заключалась не в этом. Моё умение было - скорость. Так как грызть ногти мамой не поощрялось, делал я это пока она отворачивалась. И в один момент я так поднатаскался быть незаметным, что уверовал в свою возможность совершить сей подвиг прямо на глазах у людей, буквально со скоростью света. Согнусь, отгрызу что с мизинца ноги - а никто и не заметит! И однажды мне предоставился случай проверить своё умение. Лежу в кроватке под балдахином, мама с папой на кухне, я самозабвенно занимаюсь любимым делом. И вдруг входит родительница. Я тут же свернулся калачиком, сама невинность, смотрю на неё чистыми глазёнками. Но она почувствовала, что-то тут не так. Кричит отцу - "Вов, пойди-ка сюда, погляди". Стоят и пырятся на меня, минуту, две. Надо понимать, что дети действительно очень быстры, время течёт для них нестерпимо медленно и что это сейчас взрослый я могу просидеть час, уставившись в одну точку. А тогда это было просто чем-то невозможным. Прям чувствую, как тот самый ноготь на мизинце у меня растёт и грозит превратиться в орлиный коготь если я немедленно его не укорочу. Была - не была. Молнией сворачиваюсь в узел, подношу ступню ко рту и делаю зубами клац-клац, после чего так же быстро возвращаюсь в исходное положение. И лежу себе, глазками голубыми хлопаю. А мать такая: "вот видишь?!" И давай оба ржать. Это был провал.
Кстати, очень благодарен, если помянутый комикс поможете найти - там точно главного героя зовут Алекс и он точно гладиатор.
[изображение]
В кинотеатре "Фламинго" задолго до начала сеанса.
[изображение]
Отец с друзьями играет в волейбол возле консульства.
Иногда вечером мы могли выбраться в кино или в гости. Кинотеатра было два: изредка фильмы крутили в консульстве, но обычно мы ездили в кинотеатр "Фламинго". Не всё было для маленького меня интересно, тем более что репертуар не был велик и фильмы часто показывали одни и те же. Но посмотреть своих любимых "Пиратов ХХ века" в четвёртый раз или же вновь увидеть, как Иван Васильевич меняет профессию, это не было мне скучно никогда. Одно время я очень хотел стать режиссёром и даже сценарий начал сочинять, спросив у мамы как-то: "а если я Андрея Миронова приглашу в мой фильм, он не откажет?" Любимым моим актёром тогда был. :)
И если в кинотеатр "Фламинго" я ходил с родителями и редко находил там себе компанию по возрасту, то в консульство все приезжали с детьми и там моментально образовывалась маленькая банда. Как сейчас помню, какой-то паршивец предложил понаделать самолётиков, а для этого нужна была бумага. И мы дружно отправились её воровать. Нашли незапертый кабинет, перевернули все ящики письменного стола... ура, нашли! Полётам - быть! И лишь складывая самолётики, я обнаружил несколько исписанных листков. Точно ведь помню, что брал только чистые белые! Если меня прочитает работник консульства в Лобиту, лишившийся в 1984 году сверхсекретных документов - ты извини, братка.
Но самое интересное, конечно, происходило в выходные. Мы могли путешествовать по окрестностям, отправиться к кому-нибудь в гости (с большим шансом встретить там других детей), полакомиться океанической рыбой, крабами и лангустом. Когда были в гостях у португалов, блюда для меня готовились отдельно: уж очень у них кухня перчённая, ребёнку - что огня хлебнуть! Мы могли на весь день зависнуть на пляже, до вечера не вылезать из тёплого моря, плескаться, наблюдать за рыбами через стекло маски, загорать и рыбачить с волнореза. Бродить по косе, дыша морским воздухом, любуясь закатами, ища выброшенные морем сокровища. И чего тут расскажешь про пляжный отдых необычного? Ну разве что вот чего. Самый неприятный подарок моря в тех местах - кораблик. Португальский кораблик, маленькая, но очень жгучая медуза. Которая даже и не медуза, а вроде бы целый симбиоз разных существ. Торчит над водой пузырь, после лечения малярии напоминающий мне своими стяжками деления на шприце; под водой - фиолетовые щупальца со стрекательными клетками. Жжёт как калёным железом. Их никогда не бывало слишком много, чтоб заранее забить тревогу и в воду не влезать. Плывёшь себе, купаешься, и вдруг раз - как огненной плетью по ноге! Вопишь, визжишь, выскакиваешь из моря весь в слезах. Всегда неожиданно. Был случай, когда одна тётка после атаки медузы словила шок и так как она заплыла в море достаточно далеко, захлебнулась и спасти её не успели. Вот она, дрянь эта (увы, не на слайде): ссылка. Пятидесятиметровых не видали, в Анголе они все маленькие были.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Девчонки за мной с детства бегают! :)
Может показаться, что я бегу к солнцу, но это лишь засвет плёнки. На самом деле, мы цапель гоняем.
[изображение]
Однажды, море подкинуло мне такую монету.
Я был в восторге, древность-то какая! Португальская, 19го века... наверняка рядом где-то затонул галеон с золотом!
[изображение]
С этим красивым Volvo связана весьма мутная история, детали которой подзабылись.
Вспоминается, что автомобиль числился за советским консульством, но кто-то из дипломатов попал на нём в ДТП и сей факт сокрыли.
Машина была продана директору ангольского банка, он её восстановил и ездит вот теперь на пляж к советским друзьям.
[изображение]
[изображение]
На косе Рештинга располагались старые португальские виллы, много красивых домиков. Частные каменные дома, в двух шагах пляж. Не мечта ли? Мама фотографировала их на память, как нечто недостижимое.
[изображение]
Вид с косы Рештинга на порт Лобиту.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Родители возле монумента им. 11 ноября (это день избрания первого президента Анголы) на площади 28 Августа. Думаю, сейчас он выглядит иначе.
(Я так понимаю, "28 августа" - это современное название, после примирения конфликтующих сторон? Единственная нагугленная дата из истории Анголы связана с Жонасом Савимби и УНИТА).
Убей Б-г, не могу вспомнить, где был музей паровозов, тракторов и прочих локомобилей. В Катумбеле? А зоопарк где? От того небольшого зверинца сохранился лишь один слайд с крокодилом... А как сейчас помню, и ни одной фотографии в подтверждение этого факта отродясь не было - там были гигантские черепахи! Одну как сейчас вижу, с большим горбом такую. Я ещё спросил отца, что с ней, почему у неё панцирь горой вспучился? На что получил ответ, что-де её ломом кто-то в детстве поперёк панциря охреначил. Ну, куда более корректно, чтоб ребёнок понял и не начал расспрашивать, что такое хреначить.
[изображение]
Тот самый слайд с грустным крокодилом.
[изображение]
Старый паровой трактор с сахарной плантации.
[изображение]
Вообще, негритята сами по себе очень улыбчивые и дружелюбные. Не смейтесь.
Они постоянно крутились вокруг, ничего не выпрашивали и очень хотели фотографироваться. Но стоило только маме сказать мне "внимание!" или - "снимаю!"
Как их лица застывали и они становились страшно серьёзными. Потому что смех без причины - признак дурачины, на фотографии надо выглядеть умным!
Касательно этого самого маленького паровозика - он нам с мамой необычайно понравился и снимали-то мы именно его. Но в виду размеров, малыш оказался погребён под негритятами.
[изображение]
Так как фотограф мама была неопытный, даже полуавтоматическим Зенитом с фотоэкспонометром она умудрялась недодержать, как в случае с паровозами, или пересветить плёнку, как вышло с Луандой.
Но не будем её за это винить, правда?
В прошлой части обзора я упоминал, что когда активность оппозиционных действующей власти повстанцев в провинции усилилась, нам с мамой пришлось на неделю уехать в столицу, ради нашей же безопасности. Луанда мне запомнилась фортом на возвышении, буквально набитой всякой трофейной техникой, выставленной напоказ. А ещё сюда свезли старые португальские памятники; всех местных дельцов, работорговцев и прочих именитых авантюристов не переплавили, но сберегли для музея. История же! Мальчишку все эти предметы прошлых лет и военные железяки конечно же приводили в восторг.
[изображение]
Старая португальская крепость в Луанде, форт де Сао Мигел.
[изображение]
У стен стоят несколько поршневых North American T-6 Texan, американских учебных самолётов середины прошлого века, переделанных в боевые.
[изображение]
Кстати, для контраста. Вот в таком состоянии находятся слайды до нехитрой реставрации на компьютере...
Замусоренные и затёртые по самый небалуй.
[изображение]
[изображение]
Станковый и, похоже, зенитный пулемёт. С этого ракурса не видно, я точно помню, что он - четырёхствольный.
(Хотя друзья вот подсказывают, что возможно это и не пулемёт вовсе, а картечница Норденфельда).
[изображение]
Португальские памятники, несовместимые с народной революцией.
Революции вообще всегда начинаются с борьбы с монументами. В любой (хотел написать "африканской") стране.
[изображение]
[изображение]
[изображение]
Ма-ам, давай его возьмём домой, в войнушку играть!
[изображение]
[изображение]
Редкий шушпанцер! грузовик-броневик для зомби-апокалипсиса.
Обратите внимание на рационально скошенное дно кузова, против пехотных мин. И бойницы, бойницы в стенах!
[изображение]
Моя первая тачка.
[изображение]
Ма-ам, сфотографируй нас, будто машина - моя!
(Кстати, это завтрашний автомобиль Ромы Мостакова)
Ну вот и всё на сегодня, меньше текста, больше фото. Оставайтесь на нашей волне!
Продолжение:
http://journals.ru/journals_comments.php?id=4922165