Так вот, о Буране.
[изображение]
О нём написано множество книг, обычно под громкими заголовками вида "Триумф и трагедия советского шаттла!" Но я бы не сказал, что в нём был какой-то особый триумф и какая-то особая трагедия...
Прежде всего, орбитальный корабль просто начисто слизан с "Спэйс Шаттла". Наверное, многие не слишком интересующиеся удивлялись, как эти два корабля получились такими похожими внешне. Но внешние очертания - это лишь половина дела. Двухярусная кабина, её компоновка, расположение иллюминаторов, грузовой отсек с двумя парами створок, отходные радиаторы на передних створках, конструкция и расположение манипулятора - даже такие мелочи как его держатели, и ещё многое-многое - всё оттуда. Плиточная теплозащита, строение управляющих плоскостей, схемы аэродинамического маневрирования вплоть до мелочей.
А ведь у нас были свои проекты, та же "Спираль" - с многими футуристическими идеями, типа корпуса-монокрыло, гиперзвукового разгонщика... Видимо, слишком футуристичными. И в конце 70-х ответственные лица решили: "Нет уж, фантазии нам не нужны. Просто копируем Шаттл!" Так что тут нет какой-то особой преемственности со "Спиралью" и какого-то грандиозного триумфа отечественной космонавтики. В данном случае - есть лишь подтверждение триумфа американской космонавтики в многоразовых системах, людей, которые действительно с нуля разработали такой грандиозный проект. Можно лишь гадать - получились бы чисто свои проекты или нет, но факт налицо - мы построили американский шаттл.
С другой стороны, неправы те, кто считает Буран бледной копией Шаттла. Напротив - это конструктивно достаточно хорошо доработанная копия Шаттла, которую мы обогатили своими идеями. Лучшая термодинамика, более эффективная топливная система. Да тот же тормозной парашют, который уже американцы подглядели у нас и внедрили у себя.
И неверно было бы считать практическую реализацию этого проекта только как пучок советских ЭВМ, которые запустили в космос под названием "Буран", и не слишком отличающийся от беспилотных станций. Были построены аналоги под названием БТС (как на фото в предыдущем посте), без теплозащиты, на которых были отработаны десятки посадок как в автоматическом, так и в пилотируемом режимах. Автоматическая система посадки действительно была доведена до совершенства, но и от ручного управления пилоты-испытатели были в восторге, как и американские - от шаттла. Словом, хотя наш челнок - копия американского, но всё с ним хорошо.
А основная причина сворачивания проекта, всё та же, что и у шаттла - нет полезной нагрузки. То есть нагрузку, которая задействовала бы ресурсы и экипажа, и грузового отсека одновременно, и оправдала бы использование дорогого корабля, можно придумать бесконечное множество - но всё упирается в деньги. Весь этот пост, как и
тот, что был про шаттл, будет этим сквозить - деньги, деньги, деньги. Если уж у американцев у шаттла началась агония, когда Минобороны стало сворачивать свои заказы, то стоит ли винить наших руководителей отрасли, что как только в 88-м году наше МО отказалось от заказа, проект уже был обречен? Все вы знаете, какие времена наступали... И если американцы ещё поддерживали агонию огромнейшим числом научного груза в миссиях (а там и миссии по постройке МКС подоспели), то у нас с полезной нагрузкой всегда была беда. Даже в "жирные" космические годы часто откладывались запуски наших ракет именно из-за неготовности полезной нагрузки. Можно было бы посетовать на карму, менталитет и традиции нашей электронной промышленности - но сам Буран живое опровержение безусловности этих традиций. Совершенная электронная машина. Видимо, где-то что-то в научно-производственных консерваториях не то...
В общем, как не было в Буране особого триумфа (по кр. мере на фоне свершений 60-х годов, орбитальных станций, беспилотной космонавтики), так не было и особой трагедии. Судьба Бурана не "висела на волоске". Она была понятна с самого начала, стала яснее после окончания Холодной войны, и даже развал промышленности уже стал лишь фоном, ускорившим сворачивание проекта.
И совершенно другое дело - "Энергия"! Вот подлинный блестящий проект, впечатляющий, которому жить бы да жить. Да, у нас не получилась многоразовая система в том виде, как у американцев - те безвозвратно теряли после старта лишь центральный бак, мы же - весь центральный блок ракеты вместе с двигателями (у боковых был предусмотрен парашютный спуск). Но это была мега-ракета! После многострадальной Н-1 мы учли все ошибки, по-другому выстроили процесс, и построили самую мощную ракету в своей истории. Ракету, которая отработала без нареканий свой первый же пуск, который был... "опережающим" - т.е. до проведения комплексных огневых испытаний всей системы в МИКе! А ведь это была первая наша ракета с водородными двигателеми на первой ступени!
Только вдумайтесь в цифры - с дополнительным разгонным блоком (т.е. третьей ступенью, вместо Бурана), эта ракета может отправить 32 т груза к Луне. 28 тонн - к Марсу и Венере. 5-6 тонн - к Юпитеру и Солнцу. 6 тонн к ЮПИТЕРУнах! А уже разрабатывался проект "Вулкан" с увеличенным центральным блоком и восемью удлинненными боковыми ступенями для экспедиций на Марс...
Что же с "Энергией" было не так? Да всё оно же - "нет полезной нагрузки". Полезность, естественно, всё жестче стала привязываться к зеленым хрустящим купюрам. В конце 80-х эти бумажки стали цениться у нас всё больше. Становились всё "полезней". Какой нафик Марс!..
Так что в следующий раз, когда увидите очередное архивное фото со старта системы "Буран-Энергия", пусть вам не застит глаза изящный силуэт крылатого корабля. Истинная красавица обычно на этих фото находится там, позади корабля. И вот этот шедевр нашей инженерной мысли оказался непригоден для нашего сегодняшнего мира. Как и шедевр американской инженерной мысли.
В этом они схожи.